Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов по общеинтеллектуальному направлению
рабочая программа (6 класс) на тему

  Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными  особенностями.  Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными  особенностями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Автономное муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Программа внеурочной деятельности

«Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов

по общеинтеллектуальному направлению

Автор-составитель

Ильина Марина Геннадьевна

учитель музыки

АМОУ «СОШ № 2»   р.п. Крестцы

2013

     

  Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными  особенностями.

Содержание

1.Пояснительная записка  

2.Содержание программы

3. Содержание тематического планирования

4.Календарно-тематический план

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

6. Список  литературы

Пояснительная записка.

      Работа по проектированию  программы  «Музыкальная культура Земли Новгородской» возникла  в связи с желанием познакомить учащихся с культурой родного края,  вызвать интерес и гордость за тех людей, кто являются нашими земляками и  познакомить с их творчеством более подробно.

       Изучение материала захватывает страницы истории родного края, зарождение народных традиций, культуры, быта.

Исторические страницы тесно связаны  с развитием и значимостью  Великого Новгорода, что поможет в дальнейшем развить чувство гордости за  свою малую Родину.

Цель программы -  формирование  и развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры, опираясь на самобытную культуру Новгородского края.

Задачи:

  • Воспитание интереса,  эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству,  нравственных и эстетических чувств; любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважительного отношения к истории, музыкальной культуре своего народа.
  • Развитие общей музыкальности и эмоциональности, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.
  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, запечатлённых в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.

Содержание программы.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции дополнительного и основного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

       Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий (итогом курса будет коллективная проектная работа)

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края через изучение истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане.

Данная программа является программой для внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов, из расчета 34  часа, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

 Обучение музыке на основе регионального компонента должно быть направлено  на достижение учащимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере:

—  формирование   художественного вкуса как способности чувствовать  и

       воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его

       видов и жанров;
—   принятие  мультикультурной  картины современного мира;

—   становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной

       культуры;

в трудовой сфере:

—  формирование навыков самостоятельной работы при выполнении    

       учебных и творческих задач;

—   готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной

       траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

—   умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные результаты изучения данного курса способствуют формированию УУД учащихся, проявляющихся в вознавательной и практической деятельности:

• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

        В области предметных результатов данная программа даёт возможность ученику научиться:

 в познавательной сфере:

—    представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и

        общества;

—    наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать

        и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,

        музыкального произведения;

—    различать особенности музыкального языка, художественных средств

        выразительности, специфики музыкального образа;

—    различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

—    описывать явления музыкальной культуры, используя для этого

        специальную терминологию;

—    классифицировать изученные объекты и явления музыкальной    

        культуры;

—    структурировать и систематизировать изученный материал и

        информацию, полученную из других источников на основе

        эстетического восприятия музыки;

• в ценностно-ориентационной сфере:

—   представлять систему общечеловеческих ценностей;

—   осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и

       место в ней отечественного музыкального искусства;

—   уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный

       потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять

       эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;

       ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

       представленных   в музыкальных произведениях;

• в коммуникативной сфере:

—   использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать

       диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;

• в эстетической сфере:

—   развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуаль-

       ную и эмоциональную сферы;

—   воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о

       достоинствах музыкальных произведений высокого и массового

       искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в  

       творческой   и исполнительской деятельности;

—   стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными

       музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
—   проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям

       своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры,  

       расширять  свой эстетический кругозор;

—   понимать условность языка различных видов музыкального искусства;

—   определять зависимость художественной формы от цели творческого  

       замысла;
—   реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять

       самоопределение и самореализацию личности на музыкальном    

       художественно-образном материале;

Содержание курса.

Данный курс можно разделить на следующие разделы:

  1. Введение в курс (Разделы, темы, типы занятий, оценка результата.)
  2. Историческое развитие Новгорода. Образование Новгорода, соседствующие стран, археологические памятники, поселение, верование, народные праздники и обряды; народный костюм, виртуальная экскурсия в центр музыкальной культуры.
  3. Зарождение культуры Новгорода. Литература Древней Руси, литературные памятники Новгорода, новгородские былины, былинные герои (Садко, Василий Буслаев, Омфим), музыка древней Руси, центр музыкальной древности В.Поветкина (находки при раскопах), скоморошество, театр.
  4. Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности.  Русская духовная музыка, знаменный распев, развитие многоголосия, придворная певческая капелла в Петербурге.
  5. Новгород музыкальный.  Композиторы новгородчины, творческие портреты А.С.Аренского, А.К. Лядова,  Н. А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова.
  6. Современная музыкальная жизнь Великого Новгорода.  Конкурсы, фестивали, современные композиторы Новгорода и области, современные исполнители, музыкальное образование, юбилейные даты, памятные места.
  7. Обобщающий раздел. Экскурсия в Великий Новгород, презентационный  отчёт о курсе.

Планирование.

Тематическое планирование.

№ /п.

Тема урока

Кол./ уроков

1

Введение в курс «Музыкальная культура  Земли Новгородской.

1

2

Образование Новгорода.  Археологические памятники.

1

3

Поселение.  Верование жителей.

1

4

Путь  «Из Варяг в греки». Ганзейский союз.

1

5

Народные праздники  и обряды. Народные промыслы.

2

6

Русский народный костюм.

1

7

Виртуальная экскурсия в центр музыкальной древности Великого Новгорода

1

8

Литература  Древней  Руси.

1

9

Новгородские былины. Садко, Василий Буслаев, Омфим.

2

10

Музыка Древней Руси.

1

11

Скоморошество и театр.

1

12

Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности

1

13

Русская духовная музыка. Придворная  певческая  капелла в Петербурге.

1

14

Композиторы новгородчины.   А.С. Аренский.

2

15

А. К. Лядов – творческий портрет композитора

2

16

Н.А. Римский Корсаков – творческий портрет композитора.

2

17

С.В.Рахманинов – творческий портрет композитора.

2

18

Современные композиторы  Новгорода.

3

19

Музыкальная жизнь Новгорода (фестивали, конкурсы)

2

20

Современные исполнители Новгорода и Новгородской области.

2

21

Музыкальное образование в  Великом Новгороде и области

2

22

Экскурсия в В.Новгород

1

23

Обобщающий урок. Итоговая презентация по курсу.

1

Итого:

34

Методическая литература.

1. Барашкова ВИ., Скобочкина Ю.В. Бытописание земли Новгородской( учебник-хрестоматия по краеведению для 1-4 классов четырёхлетнеё нач. шк.  «Духовное возраждение» 2001г.

2. Варнаева Н.В, Семёнова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XVвека. (учебное пособие для основной общеобразовательной школы 6-7 класс)  

СПб.: «Первый класс» 2008г

3. Коваленнко Г.М., Смирнов В.Г.Легенды и загадки земли Новгородской.

М. «Вече» 2007г.

4. Подобед Л. В., «Композитор  А.К. Лядов и  Боровический край»

   СПб.: Астерион 2005г.

5. Чудовская И. С., «Новгород Великий. Исотрия вольного города»

М.: «Белый город» 2001г.

6. Рудакова Е. С.В. Рахманинов.  Альбом.

М.: «Музыка» 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Программа может использоваться педагогом  во внеурочной деятельности в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"

рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"

Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...

Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”

Модуль программы внеурочной деятельности“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...