Программа музыкального воспитания учащихся
рабочая программа на тему

Зеленкина Надежда Михайловна

          Программа вокального коллектива "До - ми - солька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do-mi-solka_starshaya_gruppa.doc88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Программа музыкального воспитания учащихся во внеурочное время, составлена на основе программы Г.Я. Суязовой «Мир вокального искусства»,  предназначена для детей от 12 до 16 лет. По содержанию программа является художественно – эстетической, по функциональному предназначению: учебно – познавательной. Программа рассчитана на 3 года обучения. По программе занимаются учащиеся  кружка «До-ми-солька» – дети 10 – 16 лет. Группа занимаются два раза в неделю по 1 час, всего 2 часа в неделю. В году 75 занятий (75 часов). Наиболее подходящая форма для реализации данной программы – форма кружка. Кружковая работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

          Данный коллектив называется «До – ми – солька» и существует уже 18 лет. В 2007 году выпустились первые участники коллектива. Ежегодно участники коллектива «До-ми-солька» являются участниками фестиваля «Соловушка», и занимают призовые места.          

          Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекта  умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

          Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, так как детство наиболее благоприятный период развития музыкальных способностей; расширением их концертно – исполнительской деятельности, стилем сочинений которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей, проявлением творческих способностей каждого учащегося.

          Новизна программы обусловлена тесным взаимодействием, интеграцией трех видов искусства: музыки, живописи, литературы, которые охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. При разучивании песенного материала обращаемся к умению правильно произносить слова, выразительно читать текст, соблюдать правильную интонацию при произношении; язык художественной литературы, анализ; представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

         Педагогическая целесообразность программа музыкального воспитания учащихся во внеурочное время в том, что формирует у детей эмоционально – осознанное отношение к музыке. На занятиях расширяются знания, полученные на уроках музыки и организуются  разнообразные виды музыкальной внеурочной деятельности как познавательного, так и развивающего творческого характера. Во внеурочной деятельности учащиеся расширяют и укрепляют познания народной и профессиональной музыки. Одна из форм внеклассной работы – музыкальные  праздники. Тематика и содержание могут быть самыми разнообразными: красные даты календаря, события музыкальной жизни, муз. жанры и т. д.

          Таким образом, на занятиях во внеурочное время привлекаются формы работы по развитию творческих способностей учащихся.

Цели и задачи программы.

Цель: формирование музыкальной культуры ребенка, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  1. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, певческого голоса, творческого воображения.
  2. Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, знаний о музыке и музыкантах.
  3. Овладение практическими в умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности.
  4. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся.

Разделы программы

  • Слушание музыки
  • Пение и развитие вокально – хоровых навыков.
  • Музыкально – ритмическое творчество
  • Музыкально – динамические игры

Слушание музыки: ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к музыкальным произведениям, накопление музыкальных впечатлений; приобретение навыков слушания музыки; формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений и сведений о музыке; знакомство детей с музыкой русских композиторов – классиков; знакомство с вокальной музыкой (народной и современной).

Пение и развитие вокальных навыков: выразительное пение (ускоряя, замедляя, ослабляя звучание), правильно передавать мелодию, брать дыхание перед началом фразы; петь индивидуально и коллективно; выражать эмоциональное отношение к содержанию музыки; в процессе формирования певческих навыков добиться чистоты интонирования; учить петь протяжно, не спеша, передавать лирический характер произведения, а также в радостных передавать веселый настрой, петь подвижно, отчетливо произносить слова, выпевать долгие звуки.

Музыкально – ритмическое творчество: Совершенствование танцевальных умений и навыков, определять характер музыкального произведения и выполнять соответствующий танцевальный шаг; развивать у детей умение передавать в движении различные характеры музыки; воспитывать у детей умение выразительно передавать музыкально – игровые танцевальные образы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 - 2 года  обучения старшая группа)

В результате обучения  ребёнок  должен

знать, понимать:

  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;
  • соблюдать певческую установку;
  • произведения различных жанров;
  • великих  вокалистов России и мира;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления великих вокалистов;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3 год обучения)

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен

знать, понимать:

  • основные типы голосов;  
  • жанры вокальной музыки;
  • типы дыхания;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • реабилитация при простудных заболеваниях;
  • особенности многоголосого пения;
  • обоснованность сценического образа.

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  • принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Учебно – тематический план кружка «До – ми – солька»

Раздел

Часы

1 год

Часы 2 год

Часы 3 год

1.

Мир звуков

17

11

11

2.

Мир природы

-

6

6

3.

Мы идем в концертный зал

8

8

8

4.

Управление голосом

10

10

10

5.

Добрый праздник среди зимы

4

4

4

6.

Колокола России

7

7

7

7.

Копилка чувств

7

7

7

8.

Построение музыки

11

11

11

9.

Жанры вокальной музыки

11

11

11

Содержание курса

1 год обучения.

Тема: Мир звуков. Унисон. Высота звука, голоса. Дыхание. Регистры.

Мы идем в концертный зал. Симфонический оркестр. Русский народный оркестр.

Тема: Управление голосом. Способы и правила пения. Дыхание. Артикуляция. Нюансы.

Тема: Добрый праздник среди зимы. Новогодние песни.

Тема: Колокола России. Музыка о защитниках Родины.

Тема: Копилка чувств. Музыка природы о весне.

Тема: Построение музыки. Форма в музыке 1ч.,2 ч., 3 ч., форма рондо, вариации. Куплетная форма.

Тема: Жанры вокальной музыки. Оперный, песенный, джазовый, камерный жанр, романс.

2 год обучения

Тема: Мир звуков. Динамика. Высота звука, голоса. Длительности. Ритм. Тембр. Симфонический оркестр. Народный оркестр. Джазовый оркестр. Эстрадный коллектив.

Тема: Мир природы. Музыка осени в произведениях композиторов. Исполнение осенних произведений.

Тема: Мы идем в концертный зал. Театр оперы и балета. Вокальные произведения в исполнении солистов, дуэтов, трио. Народные, эстрадные музыкальные коллективы.

Тема: Управление голосом. Учимся тянуть звук. Артикуляция, дыхание, пение по фразам, стаккато, легато.

Тема: Добрый праздник среди зимы. Новогодние песни.

Тема: Колокола России. Музыка о Родине. Солдатские песни.

Тема: Копилка чувств. Лирика в музыке композиторов – классиков. Весна в песнях современных авторов.

Тема: Построение музыки. Исполнение песен в различных музыкальных формах.

Тема: Жанры вокальной музыки Песня. Дуэт, трио. Ария. Романс.

3 год обучения

Тема: Мир звуков. Тембр музыкальных инструментов в симфоническом и народных оркестрах.

Тема: Мир природы. Осеннее настроение в музыке.

Тема: Мы идем в концертный зал. Состав исполнителей симфонического оркестра.

Тема: Управление голосом. Певческая установка.

Тема: Добрый праздник среди зимы. Исполнение новогодних песен.

Тема: Колокола России Композиторы Югры о Родине. Гимны России.

Тема: Копилка чувств. Импровизация. Исполнение весенних произведений.

Тема: Построение музыки. Графическое построение музыки.

Тема: Жанры вокальной музыки. Песенный, джазовый, оперный, эстрадный жанр,

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Наглядный материал:

  • Таблицы;
  • Портреты композиторов;
  • Нотный стан;
  • Музыкальные произведения в CD записи.

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей;
  • Концерты, игровые праздники;
  • Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
  • Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;
  • Объяснение;
  • Инструктаж;
  • Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;
  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;
  • Контроль;
  • Самоконтроль;
  • Оценка;
  • Самооценка;
  • Вручение подарка;
  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность;
  • Благодарственное письмо родителям;
  • Устное одобрение.

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. -  Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
  9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
  12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  14. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
  15. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ

В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Творческие поиски в музыкальном воспитании учащихся

краткий рассказ о достижении творческих  успехов при работе с детьми со средними вокальными данными в дополнительном образовании...

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву...