концепция внеурочной деятельности
материал на тему

Патутина Людмила Васильевна

концепция внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx307.39 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция реализации  внеурочной деятельности в образовательной организации

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

  • оптимизация учебной нагрузки;
  • улучшение условий в ОУ для всестороннего, комплексного развития детей;
  • обеспечение подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач;
  • создание дополнительной базы знаний, необходимой для спортивно- спортивно-профессиональной и творческой самореализации.

Внеурочная деятельность в школе: актуальность реализации

Система российского образования реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению.

Статистические данные, отражающие тенденции в сфере воспитания подрастающего поколения за последние несколько лет, неутешительны: большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор. В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность

Реализация комплекса внеурочной деятельности в современной школе позволяет переломить негативные тенденции путем организации содержательного досуга учащихся во второй половине дня. При этом очень важно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полной мере отражал принципы образовательных стандартов:

  1. Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей.
  2. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг.
  3. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью.
  4. Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы.
  5. Последовательность и систематичность обучения (переход от простого к сложному, позволяющий фиксировать стадии прогресса, повышать мотивацию к освоению новых знаний, умений).

Согласно актуальной нормативно-правовой базе, право на распределение часов внеурочной деятельности согласно нормам ФГОС по направлениям в нашей школе остается прерогативой школьной администрации, которая при разработке перспективного плана учитывает кадровые и материально-технические возможности учреждения, пожелания учащихся, мнение родительской общественности и педагогов. Все реализуемые виды внеучебной активности  способствуют достижению целей и задач воспитательно-образовательного комплекса.

Направления внеурочной деятельности

Внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями Стандарта реализуется по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивает построение межпредметных связей, развивает надпредметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели.                                                                                                                     

Внеурочная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями  работы:                      

                                                                                                                                                                                                                                                духовно-нравственное;                                                                                                                          общеинтеллектуальное;                                                                                                                                 социальное;                                                                                                                                                       спортивно-оздоровительное ;                                                                                                                общекультурное.

Направления осуществления внеурочной активности

Цель работы по направлению

Методы реализации

Общеинтеллектуальное

Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока.
Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.

Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения).
Формирование 
первичной профессиональной ориентации.

Спортивно-оздоровительное

Гармоничное психофизическое развитие детей.
Привитие школьникам здоровых привычек. 

Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья.
Информирование о вредных и полезных привычках.
Формирование культуры здоровья.
Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы.

Социальное

Осознание важности социальных норм и установок.
Формирование социальных навыков.
Знакомство с законами развития общества.

Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности.
Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля.
Данное 
направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера.

Общекультурное

Привитие эстетических ценностей.
Экологическое воспитание.

Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях.
Стимулирование художественно-образного способа познания мира.
Организация творческого самосовершенствования учащихся.
Реализация различных форм взаимодействия с природой.

Духовно-нравственное

Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям.
Патриотическое воспитание.

Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края.
Организация работы по туристско-исследовательскому направлению.
Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию.

Виды внеурочной деятельности

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды деятельности.

Виды деятельности

Особенности реализации

Игровая

Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Познавательная

Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.

Проблемно-ценностное общение

Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:

  • первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;
  • второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;
  • к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Досугово-развлекательная

Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать:

  • свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом);
  • досуговые интересы учащихся;
  • активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.  

Художественное творчество

Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.

Социальное творчество

Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям:

  • способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям;
  • готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.

Трудовая

Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.
В процессе работы очень важно привить детям 
навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.

Спортивно-оздоровительная

Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая 

Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

Ввиду частичного совпадения направления и видов внеурочной работы широкое распространение приобрела практика отождествления содержательных ориентиров и направлений внеучебной работы, в то время как классификация на виды лишь помогает определить приоритетные формы педагогической деятельности для комплексной реализации учебно-воспитательного процесса в стенах школы.

Формы внеурочной деятельности

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации последних, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм активности, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения ответственного педагога с детьми.

Школа в лице администрации, учительского состава имеет право самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с учащимися в соответствии с региональными особенностями, материальными и техническими ресурсами, кадровой укомплектованностью, пожеланиями детей и их родителей.

Описание: htmlimage?id=c1ds-dcuy3wukg3ubzfdgswf9xnvxjymhlg27tcf9w5gnr0kzq1jnjytd704l3c2c41ril4n9zjaxxn4lkrtuuazna27seocgr43k292&name=3559

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

1.Предметные недели;

2.Библиотечные уроки;

3.Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4.Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

5.Участие в олимпиадах

6.Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

1.Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

2.Проведение бесед по охране здоровья.

3.Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.

4.Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

3.. Социальное:

1.Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2.Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3.Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4.Духовно-нравственное:

5.Беседы, экскурсии.

6.Участие и подготовка к мероприятиям.

7.Разработка проектов.

8.Сюжетно-ролевые игры.

4.. Общекультурное:

1.Беседы, экскурсии.

2.Подготовка и участие в конкурсах.

3.Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5.. Духовно-нравственное:

1.Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

2.Проведение тематических классных часов, встреч, бесед, устных журналов;

3.Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Организация внеурочной деятельности

Обеспечение комплексной образовательной и воспитательной работы во внеурочное время может быть организовано в соответствии с разными моделями, описание которых представлено в нормативной базе по теме и адаптировано в соответствии с условиями функционирования образовательных организаций нашей страны с разными показателями кадровой укомплектованности, финансирования, численности учащихся. Независимо от реализуемой модели внеучебной деятельности все школы обязаны придерживаться ряда унитарных требований:

1.        Разработка перспективного плана просветительской работы, которая должна осуществляться в рамках пяти базовых направлений.

2.        Закрепление за классными руководителями функций основных координаторов внеурочной активности.

3.        Организация регулярных и нерегулярных форм активности.

 Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО рассматривается как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно - урочной, и направленной на достижение планируемых результатов усвоения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».

Приоритетными формами внеучебной работы могут стать традиционные внеурочные занятия, посвященные новаторским направлениям обучения: информационным технологиям, азам программирования, робототехнике, а также журналистике, психологии, социологии. Учащиеся нашей школы  интересуются актуальными темами, упрощающими процесс профориентации, что снимает вопрос о необходимости дополнительной мотивации и упрощает процесс организации содержательного досуга.

Цели внеурочной деятельности :

  1. Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
  2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности :

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.
  • Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
  • Организация информационной поддержки обучающихся.
  • Формирование у обучающихся здорового образа жизни.

Духовно- нравственное направление:

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Основные задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В рамках данного направления реализуются программы студии художественного творчества «Акварель» и кружка «Литературная гостиная». По итогам работы в данном направлении  проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

Социальное направление:

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Учащиеся посещают объединение «Право в жизни человека».

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества; воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности школы географа- следопыта «Юный краевед» и кружка «Мы и мир вокруг нас», «Мир твоей фантазии» творческое объединение «Мир талантов».  По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление:

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Дети посещают кружки и объединения: «Выразительность русской речи», «Робототехника», «Занимательная математика»,  объединение «Чертёжник».

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.

Данное направление реализуется программой « Клуб любителей математики», «Занимательная математика». По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, защита проектов, конференции.

Общекультурное направление:

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление активной жизненной позиции;
  • воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Данное направление реализуется  программами студии «Акварель», «Домоводство», творческим объединением «Мир талантов», «Выразительность русской речи».

По итогам работы в данном направлении  проводятся концерты, конкурсы, выставки.

Спортивно-оздоровительное направление:

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется  программами   спортивных клубов «Триумф» и «Школа олимпийского резерва», «Правильное питание-залог здоровья». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.

Между началом внеурочной деятельности, предусмотренной новыми ФГОС, в основной школе и последним уроком обязательных занятий организуется перерыв продолжительностью 45 минут.

В целом все обучающиеся нашей школы занимаются в кружках, творческих объединениях, студиях, спортивных секциях и спортивных клубах в школе, на базе ЦДО, ДК им.1 Мая, в музыкальной школе города, в спорткомплекске «Юбилейный», в спорткомплексе «Дзержинец» и др.

 Одним из важных моментов в работе с детьми      является  организация и проведение экскурсий, где дети имели возможность познакомиться с творчеством известных художников, с музыкальными произведениями, с  театральными постановками  произведений русских писателей.                                                      

                                                           

Адаптированные модели организации и реализации внеурочной деятельности представлены в таблице.

Модель внеурочной деятельности

Краткая характеристика

Особенности

Базовая

Случайный набор кружков и секций, организованных исходя из кадровых и технических ресурсов ОУ.

Является наиболее распространенной формой реализации внеурочного образования. Способствует обеспечению содержательного досуга школьников.

Данная модель является несовершенной, требует налаживания межпредмедметных связей и интеграции в учебно-воспитательный комплекс.

Оптимизационная

Объединение кружков и секций, аналогичных по профилю, в единые организационные центры. Деятельность кружков реализуется в соответствии с унитарными требованиями, но может незначительно отличаться.

Такая система работы выгодно отличается внутренней организованностью, хотя ее нельзя назвать цельным комплексом. Нередко разработка данной модели приводит к использованию интересных форм обучения — в рамках хобби-центров, экспериментальных или поисковых лабораторий.

Отдельные направления образовательной работы, развиваемые силами педагогического состава в рамках внеучебной активности, позже могут определять векторы перспективного развития школы и учитываться при базисном планировании.

Модель дополнительного образования

Работа всех клубных объединений подчинена единой рабочей программе.

Данная модель базируется на тесной интеграции школы с организациями дополнительного образования. В качестве связующих факторов внеурочной и дополнительной образовательной деятельности выступают школьные научные общества, учебные курсы, факультативы, проводимые на базе ОУ педагогами дополнительного образования, тренерами и инструкторами спортивных школ.

Инновационно-образовательная 

Глубокая интеграция основного и внеурочного образовательного комплексов.

Основой для разработки программ внеучебной активности является инновационная деятельность школы, реализуемая на базе экспериментальных площадок, на примере внедрения новаторских технологий.

Последовательная адаптация новых образовательных методик, технологий с целью организации содержательного досуга школьников позволяет обеспечить функционирование учебно-воспитательных комплексов, что в свою очередь гарантирует возможность создания оптимальных условий для всестороннего развития подрастающего поколения, активного сотрудничества педагогов с научными организациями, учреждениями профобразования, муниципальными методическими представительствами.

«Школа полного дня»

Единство учебного и воспитательного процессов, функционирование в режиме полного дня.

Это не просто модель работы, а новый организационно-управленческий тип ОУ, позволяющий обеспечить максимальную реализацию талантов учеников.

Отличительные особенности «школы полного дня»:

  • максимальная интеграция базисного программного материала с содержанием программ дополнительного образования;
  • возможность построения индивидуального графика развития для каждого ребенка с учетом его способностей и интересов;
  • организация комплексного обеспечения непрерывного образовательного процесса в урочное и послеурочное время.

План внеурочной деятельности

Перспективное планирование является основным организационным методом реализации комплекса внеучебной активности школьников. Документ составляется на учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей школьников, социального заказа родительской общественности, возможностей кадрового состава ОУ, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, в соответствии с принципами соблюдения преемственности обучения.

Внеурочная деятельность

Рекомендуемая форма данного локального акта — табличная, позволяющая проиллюстрировать количество часов, отводимых на организацию полезного досуга по классам, указать перечень программ дополнительного образования для каждого уровня образования по пяти направлениям.

К плану организации внеурочной деятельности прилагается пояснительная записка, в которой рекомендуется представить используемую нормативно-правовую базу, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития.

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Рабочая программа внеурочной деятельности                                                                                                                     В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.                                                                                                                                                                                             В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности, содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.                                                                        Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Внеурочная деятельность

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Внеурочная деятельность

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников:

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков.
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

Внеурочная деятельность

На основе результатов проведенного мониторинга планируется  составление анализа школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.
     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования

Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3-4 классах организована работа краеведческого кружка «Поиск» с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной ...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...