Ангара - дочь Байкала
материал (7 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия для 6 класса

«Ангара – дочь Байкала»

Цели:

  • Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
  • Изучение истории родного края, содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к природе;
  • Пробудить познавательный интерес к родному краю и его природной среде.

Задачи:

  • Формирование любви к родному краюи интереса к прошлому и настоящему;
  • Формирование представлений об уникальности и неповторимости родного края; о важной роли человека в создании, развитии сохранении природы  и культурного наследия родного края;
  • Развитие бережного отношения к достопримечательностям, культуре, природе;
  • Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Организация достижения целей:

Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

На экране идет видео ряд с изображениями озера Байкал, Ангары. Звучит тихая музыка.

На сцену выходит ведущий.

Ведущий: Отцы с детьми бывают часто не в ладу, 
Я вам в пример семью Великих приведу: 
Гласит легенда, что отец седой Байкал, 
Дочь, Ангару, свою за волосы таскал. 

Звучит суровая музыка. На сцене,  на фоне изображения озера Байкал, на бутафорских камнях сидит «седой старик». Звучит голос ведущего за кадром.

- Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во все стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках. 
     Была у старика Байкала единственная дочь - Ангара.

(выход Ангары)

Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец-старик. Но строг был отец к ней и держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей старик даже наверх показаться. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле...  (Песня Ангары)
  Ведущий:  Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея: (выход Чайки) села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейский степях.

Чайка:

 Берег левый, берег правый-
Енисей наш величавый.
Где широкий, там спокойный,
А в теснине-непокорный.

От этой мощи все внутри
Вдруг замирает-Посмотри!,
Да это просто-Богатырь,
Завоевал давно Сибирь.

А по весне кипит вода,
Ломает, гонит льдин стада.
Не день,не два,уже века
По берегам-Тайга! Тайга!

Ведущий:

- Услышала этот разговор Ангара и загрустила... Услыхала она о Енисее и от горных ручьев и еще более заскучала. 
     Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?

«Танец-отчаяние» Ангоры

Ведущий:     Взмолилась Ангара: 
  Ангара:

Ой вы, тэнгэринские боги,
     Сжальтесь над пленной душой,
     Не будьте суровы и строги
     Ко мне, окруженной скалой
     Поймите, что юность в могилу  
     Толкает запретом Байкал...
     О, дайте мне смелость и силу 
     Раскрыть эти стены из скал.

Байкал:

- Не бывать этому! В моих владениях своих женихов хватает!  Вот хотя бы смелый красавец Иркут. Завтра же он прибудет сюда на свадьбу!

Ведущий:
              -- Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала.

Ангара: 

--  Батюшка, не гневайся! Отпусти меня к любимому! Не люблю я Иркута, а люблю богатыря Енисея!

Ведущий:

-- Умоляла старика отца, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами. 

Ангара: 

Где взять мне силы разлюбить и никогда уж не влюбляться,
Объятья наши разлепить, окаменевшими расстаться?
О, как вернуться не успеть, о, как прощенья не увидеть,
То, нестерпимое, стерпеть, простить и не возненавидеть?

  Ведущий:

 -   Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.

(Танец ручейков)

Ведущий:
  --   Близилась свадьба. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ангара вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

 (Ручейки уводят Ангару) 

-- Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил - и испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что случилось. Рассвирепел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятием бросил его в беглянку дочь. 
     Но поздно... Не попал. Ангара была уже далеко. 

Тогда отчаявшись, Байкал, взывает к Богу 
И проклинает дочь безумную, дорогу, 
Где, говорят, что ожидает встречи с ней, 
Без роду, племени могучий Енисей. 



     А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаманский камень. 
     Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаманский камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"

Цели:1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творч...

Презентация к уроку изложения "Байкал и Ангара"

Презентация к уроку изложения в 10 классе по теме "Байкал и Ангара"....

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Сжатое изложение фрагмента бурятской легенды об озере Байкал и реке Ангаре

Данный материал используется для подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИАпо русскому языку в форме ГВЭ...

Методическая разработка . "Этот город на реке Ангаре"

Методическая копилка готовых разработок уроков, классных часов, экускурсий поможет педагогу в проведении мероприятий...

Бурятская легенда. Красавица Ангара

Текст для проверки понимания в формате международных исследований PIRLS...