Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Шухова Татьяна Андреевна

Цели:

·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;

·            Прояснить нравственный смысл «уроков доброты»;

·            Продолжить работу по развитию  коммуникативных навыков;

·            продолжить работу по развитию речи школьников;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shuhova_ta.docx22.24 КБ
Файл slaydy_1-7.rar2.98 МБ
Файл slaydy_8-14.pptx2.67 МБ
Файл slaydy_15-21.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Шухова Татьяна Андреевна, МАОУ СОШ№ 67 г. Томска, учитель русского языка и литературы.

Урок литературы в 6-м классе по теме:

«Он доброту черпал из Ангары..»
(литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)

Цели:

  • Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;
  • Прояснить нравственный смысл «уроков доброты»;
  • Продолжить работу по развитию  коммуникативных навыков;
  • продолжить работу по развитию речи школьников;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Биография автора.

Учитель (слайд 1): ребята, сегодня нам с вами предстоит знакомство еще с одним автором, который жил совсем рядом с нами! Вспомним, с каким писателем-сибиряком, земляком мы уже знакомы? (В.П. Астафьев). Какое его произведение нами изучено? В чем посыл автора? («Конь с розовой гривой»…)

Как мы понимаем эпиграф к нашему уроку – «Он доброту черпал из Ангары»? Что такое Ангара? Каково значение слова черпать? (ученики отвечают на вопросы). Запись темы урока в тетрадь.

(Слайд 2)

Учитель: посмотрим с Вами на годы его жизни. Какие события выпали на его долю? Что он застал? (ВОВ, развал СССР…). Действительно, вы – его современники.

Родился он в поселке Усть-Уда, а затем через два года родители его переехали в с. Аталанка (слайд 3.). Посмотрите, на берегу чего расположено наше село? (реки Ангары). Как вы уже сказали, это одна из крупнейших сибирских рек. (слайд 4). Подумайте и ответьте на мой вопрос: если бы вы каждый день могли видеть широкую реку, огромные сибирские просторы, выросли и впитали в себя дух природы, какие качества у вас могли бы сформироваться? Какие качества природа воспитывает в человеке? (ученики отвечают на вопрос). А какие качества она воспитывает в писателе? Входит ли она в его произведения? (ученики дают ответы на поставленные вопросы)Безусловно, входит (слайд 5). Сибирская природа является неотъемлемой частью его произведений.

Учитель. Как вы уже сказали, годы его раннего детства пришлись на войну (слайд 6). Несмотря на тяжелое время, он с самого раннего возраста уже читает и пишет, тянется к знаниям. Отец его вернулся живым с фронта, вернулся героем. Однако совсем скоро их настигает беда, и отца, который по возвращении заведовал почтовым отделением, украли на пароходе сумку с казенными деньгами, после чего сослали на Колыму. Жена и трое детей остались одни. Как вы думаете, теряет ли наш автор желание учиться или нет? (ответы учеников).

Учитель. Верно, не теряет. Он заканчивает школу в Аталанке  (слайд 7)  и один переезжает в Усть-Уду – учиться в средней школе, которую оканчивает с одними пятерками.

Учитель. Нам необходимо ответить на следующие вопросы, которые помогут нам в работе с произведением: (слайд 8) что такое автобиография? Автобиографизм? Как связаны изображения на слайде с текстом, которые вы уже начали читать дома? (ученики отвечают на вопросы). Запись определения «автобиографизм» в тетради.

-автобиография – изложение человеком основных этапов его жизни; описание своей жизни;

-автобиографизм – отражение в литературном произведении событий из жизни автора.

Учитель. (слайд 9) Так как «Уроки французского» - произведение автобиографическое, то вы можете сами мне назвать те качества, которыми обладал молодой Валентин (ученики заполняют кластер в тетради).

Учитель (слайд 10). Закончив школу, он перебирается в Иркутск и поступает в ИГУ на историко-филологический факультет. На слайде изображен главный корпус ИГУ, а слева внизу – расположение на карте города Иркутска, рядом с Байкалом. Именно там он начинает «близко» знакомиться с известными литераторами, писателями, как русскими, так и зарубежными. Впервые пробует писать. Мы понимаем, что семья его находилась в то время в крайне сложном материальном положении, поэтому (слайд 11) он начинает подрабатывать в разных местах, пишет статьи, заметки, и через какое-то время он становится сотрудником газеты «Советская молодежь». Там его замечают. Он активно работает и нарабатывает слог. Как мы думаем, отличается язык газет от языка художественных произведений? (ученики высказывают предположения).

Учитель. В 1962 году В.Г. Распутин переезжает г. Красноярск, пишет там первое произведение, которое открывает для него дорогу в мир литературы «Я забыл спросить у Алешки». Почему кадры на слайде нам так знакомы? С чьим именем возникают ассоциации? (В.П. Астафьев). Как и он, Распутин описывал, как тяжело давалось людям строительство Саяно-Шушенской ГЭС, строительство магистрали Абакан-Тайшет. Множество проектов в то время реализовывалось!

Учитель ( слайд 13). А как мы думаем, зачем нам знать, где конкретно жил и находился автор? Изучать карты7 чем нам это может помочь для понимания характера самого автора? Его героев? (ученики дают ответ).

Учитель (слайд 14). В 1967 г. Распутина принимают в Союз писателей, что в то время было особо значимым и важным для любого писателя. (слайд 15). Много произведений вышло из под его пера: «Последний срок», «Прощание с матерой», «Живи и помни» и многие другие, и именно краткость, любовь к родиние, родным местам, человеку, неподдельная искренность и позволяет его считать сыном русской земли. Жизнь он прожил долгую, плодотворную, захватив и XXI век. И жил он – по совести. (слайд 16). Как мы можем понять высказывание писателя: «Надо иметь совесть, которая не даст возможности отступать»? (ученики дают свои ответы).

Учитель (слайд 17). Ответим с вами на вопросы и вернемся к нашему первому слайду (5-й вопрос-гиперссылка). Так что же значит наш эпиграф? (учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения).

  1. Работа со статьей «Уроки доброты».

Учитель.  Наше задание сейчас – ознакомиться с вводной статьей к нашему рассказу (с. 85-86). Прежде чем мы ознакомимся с ее содержанием, поразмыслим над ее названием. Что значат эти слова – урок? Доброта? Какой смысл они дают вместе? (слайд 18, переход по гиперссылке в левом нижнем углу страницы). (учащиеся предполагают, высказывают мнения).

Учитель. Ответим с вами на три вопроса: кто учит, чему учит, зачем автор об этом пишет? (слайд 19). В чем посыл этой статьи? Почему авторы учебники не ознакомили нас с его биографией, а поместили его статью? Что нового мы узнали об авторе?

  1. Работа с текстом

Учитель. Дома вы должны были ознакомиться со страницами 87-103. Поработаем с вами над тремя эпизодами.

-«Жизнь в деревне»,

-«Жизнь в городе и чиж»,

-«Поступок Лидии Михайловны».

Работа по вопросам.

  1. Какое время описывается в рассказе?
  2. Как жилось мальчику в деревне?
  3. С какими жизненными трудностями он столкнулся, перебравшись в город?
  4. Как он учился? Все ли предметы ему давались?
  5. С кем он общался? Были ли у него друзья?
  6. Почему он начал играть на деньги? Как эта игра проходила? Чем закончилось его увлечение?
  7. Почему Лидия Михайловна не рассказал директору об этом случае? (чтение эпизода)
  8. Как мы думаем, будет ли мальчик еще играть?
  1. Этап рефлексии.

Доброта – это…

Помним ли мы своих первых учителей? Почему они так важны в жизни каждого человека?

  1. Домашнее задание: чтение текста до конца, ответ на вопрос (мини-сочинение): «Мои уроки доброты». (слайд 20).

Проставление оценок.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».) Шухова Т. А., учитель русского языка и литературы. Предметная область: филология. 6 класс, 12-13 лет. 18

Слайд 2

1937 год, 15 марта - 2015 год, 14 марта

Слайд 3

Аталанка - село в Усть-Удинском районе Иркутской области

Слайд 4

И каждый день ты видишь из окна.. Какие качества может «воспитать» в человеке природа? 1… 2… 3…

Слайд 5

Сибирская природа в ее подлинной красоте – герой его произведений.

Слайд 6

П. Усть-Уда. Военные годы. Отец – Григорий Никитич - вернулся с войны героем.

Слайд 7

Усть-Удинская средняя школа В 1954 г. В.Распутин окончил школу в поселке Усть-Уда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопрос на засыпку: Автобиография – это? Автобиографизм – это? Как данные изображения связаны с жизнью В.Г. Распутина?

Слайд 2

«Уроки французского» как автобиографическое произведение: Валентин Распутин - герой-школьник : ? ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 3

Иркутский государственный университет, 1954 год В. Распутин учится на историко-филологическом факультете.

Слайд 4

Пытаясь помочь семье, подрабатывает - > принят в штат «Советской молодежи». пишет статьи в разные газеты, журналы - >

Слайд 5

1962 г., переезд в Красноярск « Я спросил забыть у Лешки». Множество рассказов и повестей, принесших славу

Слайд 6

Вопрос на засыпку: Чем нам могут помочь карты, которые представлены в презентации? … … … …

Слайд 7

1967 год В.Г. Распутин принят в Союз писателей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»…. КРАТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ И К РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ИСКРЕННОСТЬ В.Г. Распутин – «верный сын земли русской, защитник ее чести»

Слайд 2

«Надо иметь совесть, которая не даст возможности отступать»

Слайд 3

Проверим знания: Где родился наш автор? Что его окружало? Как прошли его школьные годы? В каких городах он жил? Какие качества характера позволили ему стать известным? __

Слайд 4

Название статьи: Урок Доброта … ….. …. ….

Слайд 5

«Уроки доброты»:

Слайд 6

Домашнее задание: Дочитать текст до конца. Написать мини-сочинение на тему: «Мои уроки доброты».

Слайд 7

Список использованных источников и литературы 1. Валентин Распутин. Биография : [ электронный ресурс ] / Портал:24 smi . URL : https://24smi.org/celebrity/3484-valentin-rasputin.html (дата обращения: 16.02.2017); 2. Валентин Распутин. Биография: [ электронный ресурс ] / Портал: Peoples. – URL : https://24smi.org/celebrity/3484-valentin-rasputin.html (дата обращения: 9.02.2017) 3. Кузнецов Ф. Перекличка эпох: Очерки, статьи, портреты (М., 1980. — С. 289—301). 4. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват . учреждений: в 2.ч. / [ В.П. Полоухина , В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин ] : под ред. В.Я. Коровиной. – М.:Просвещение , 2012. – ч.2. – 288с. Иллюстративный материал получен путем обращения к сервису Google – картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: "Доброта- категория нравственная"

Обобщающий урок по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 6классе. Основная задача урока: воспитание нравственных качеств,выработка умения анализировать не только поступки героев, но и свои, свои...

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Урок литературы на тему: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна» (к УМК В.Я. Коровиной)

АннотацияЦелью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовност...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....

Урок литературы в 6 классе. «И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»

Данный материал представляет разработку урока литературы в 6 классе по теме "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир"....