Рыцарский турнир
методическая разработка (6 класс) на тему

Привить интерес к предмету, наладить взаимоотношения учителя и ученика, помочь раскрыть способности ребенка – все эти задачи вполне достижимы. Ежегодно с учащимися принимаем активное участие в Декаде науки. Подготовительная работа начинается заранее. Формируются сборные команды из разных классов, которые выбирают капитанов, получают домашнее задание. Придумывают название команды, герб, эмблему, девиз, приветствие. Мною разработана система внеклассных мероприятий по предмету, в зависимости от изучаемого материала. Так как в первое полугодие шестиклассники изучают историю средних веков, то им предлагается принять участие в рыцарском турнире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx28.26 КБ
Файл prilozhenie_1_zadanie_razgadayte_krossvord.docx62.75 КБ
Файл prilozhenie_2.docx818.08 КБ
Файл prilozhenie_3.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – соревнование для 6 класса по истории «Рыцарский турнир»

Автор: Тойбахтина Валентина Юрьевна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №7» города Когалыма.

        Привить интерес к предмету, наладить взаимоотношения учителя и ученика, помочь раскрыть способности ребенка – все эти задачи вполне достижимы. Ежегодно с учащимися принимаем активное участие в Декаде науки. Подготовительная работа начинается заранее. Формируются сборные команды из разных классов, которые выбирают капитанов, получают домашнее задание. Придумывают название команды, герб, эмблему, девиз, приветствие. Мною разработана система внеклассных мероприятий по предмету, в зависимости от изучаемого материала. Так как в первое полугодие шестиклассники изучают историю средних веков, то им предлагается принять участие в

рыцарском турнире

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала

Задачи:

  • способствовать развитию  интереса к предмету,
  • формировать коммуникативную компетенцию,
  • выявить интеллектуальные и творческие способности.

Форма проведения: игра – соревнование, включающая индивидуальные и командные туры.

Оборудование: оформлена выставка книг, сцена  украшена детскими рисунками, посвященными средневековью, карточки  - задания, кроссворды, проектор.

Структура мероприятия:

1. Вступительное слово.

2. Представление команд.

3.Посвящение в рыцари.

4.  Конкурс болельщиков.

5.Турнир эрудитов.

6. Друзья хронологии.

7. Друзья палеографии (текст с ошибками).

8.Разгадай кроссворд.

9. Блиц.

10. Творческие работы (домашнее задание).

11. Подведение итогов. Награждение.

Ход игры

Звучит музыка. Проектируется первый слайд презентации (Слайд 1)

1 ведущий: Здравствуйте, дамы и господа, леди и джентльмены и просто друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале и заранее благодарны за то, что вы будете активными болельщиками той или другой команды.

1 ведущий: Итак! Внимание! Внимание! Сегодня в этом зале состоится необычное соревнование, а если быть точнее – интеллектуальное состязание!

2 ведущий: А если будет трудно,

                     Участник не грусти,

                     У нашего ты зала

                     Помощь попроси.

1 ведущий: Ну вот, назидание игрокам уже прозвучало. Кстати, зрители, вы тоже напрягите все свои клеточки, чтобы не подвести свою команду и не отказать им в помощи.

2 ведущий: Я уже вижу, как соперники рвутся в бой, а мы еще не представили команды. Дадим же командам возможность выйти на эту сцену.

1 ведущий: Встречайте! Сборная команда 6 «б» и 6 «и» классов, которая гордо себя называет «Наследники тамплиеров». Под музыку проходят на сцену

2 ведущий: Зал приветствует сборную команду 6 «а» и 6 «г» классов. Они будут сражаться под именем «Мушкетеров». Под музыку проходят на сцену

1 ведущий: Ну что же, ребята, меч наголо! Вперед! Приветствие команды «Наследники тамплиеров».

2 ведущий: Отлично!  «Наследники тамплиеров» занесли свой меч для игрового удара «Мушкетерам».

1 ведущий: Настала очередь «Мушкетеров» сделать ответный выпад и отразить удар противника. Приветствие команды «Мушкетеры».

2 ведущий: Я думаю команда «Мушкетеры» сумела постоять за себя. А теперь обменяйтесь рукопожатиями и займите места за игровыми столиками.

1 ведущий: Мы просим жюри подвести итоги первого конкурса, оценить приветствия команд.

Жюри подводит итоги. Max – 6 баллов (герб, девиз, приветствие)

2 ведущий: Дорогие друзья! Команды рвутся в бой, но у нас рыцарский турнир. Мы не можем допустить их к состязанию, пока они не пройдут обряд посвящения в рыцари.

Мы приглашаем по два человека от каждой команды, которые расскажут и покажут, как проходило посвящение в рыцари.

Оценивается соблюдение правил посвящения в рыцари (будущий рыцарь должен был встать на колени; удар мечом плашмя по спине – единственный удар, который рыцарь мог получить, не оплатив за него; затем рыцарь надевал шпоры и опоясывался мячом.)

(Слайд2)

1 ведущий: Напоминаем жюри, что максимальное количество баллов за этот конкурс – 4 балла. Огласите, пожалуйста, результаты.

Жюри подводит итоги

2 ведущий: «То там, то тут маленький герб в окне без стекла показывал, что здесь остановился рыцарь или барон. Гербы прочитывались лучше, чем надпись, потому что лучник, как и большинство людей его возраста, был хорошо осведомлен относительно общепринятых геральдических знаков.

- Вон «Голова сарацина» сэра Бернарда Брокаса…А вот три ласточки на лазурном поле – это, должно быть, кто-то из семьи Латтреллов… А вот петушиное перо – старинный знак Де Бреев»

1 ведущий: Некоторые из вас, возможно, догадались, что это отрывок из романа А. Конан Дойля «Белый отряд». А умеете ли вы также хорошо разбираться в гербах? Следующий конкурс -  конкурс герольдов.  Представителю команды предлагается прочесть рыцарский герб, то есть определить, в каком государстве живет его владелец (по форме щита) и каковы его личные качества (по тем изображениям, которые нанесены на герб).

Слайд 3(герб Франции с 1376-1515))

Слайд 4(герб короля Артура, основателя ордена рыцарей круглого стола

2 ведущий: Позади еще одно испытание. Просим жюри огласить результаты. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4 балла. Жюри подводит итоги

1 ведущий: Сегодня у нас командное состязание, поэтому сейчас вам нужно доказать, что вы – команда. Вам будет предложено одновременно несколько заданий.

2 ведущий: Если вы команда, то без труда распределите, кому какое задание поручить.

Вам необходимо решить кроссворд, соотнести даты и события со странами, в которых они произошли, объяснить значение выражений, заполнить пропуски в тексте.

1 ведущий: Приглашаем пройти к столику для решения кроссворда по два участника от каждой команды.      (проходят) ПРИЛОЖЕНИЕ1

2 ведущий: Приглашаем друзей хронологии внести ясность: какие события происходили в каких странах. Также им придется разобраться со снаряжением рыцаря и назвать части рыцарского замка.  Пройдите за столик с заданием.    (проходят)ПРИЛОЖЕНИЕ2

1 ведущий: Одновременно приглашаем друзей палеографии найти и исправить ошибки в тексте. Пройдите за столик для выполнения задания.  (проходят)ПРИЛОЖЕНИЕ3

2ведущий: Оставшиеся члены команды примут участие в турнире эрудитов. Мы попросим вас внести ясность в происхождение и употребление пословиц, поговорок и крылатых выражений.

1 ведущий: Выберите по жребию из предложенного перечня карточки с заданием и через 3 минуты дайте ответ (жеребьевка)

Слайд 5

2 ведущий: Пока все участники команды заняты добыванием для команды победных баллов, вы, дорогие болельщики, можете к ним присоединиться. Для этого вам необходимо ответить на вопросы. Предупреждаем, выкрики с места оцениваться не будут. Они только навредят той команде, чьи болельщики ведут себя некорректно.

1 ведущий: И так, конкурс болельщиков.

Конкурс болельщиков.

Предложены следующие вопросы:

Игра слов:

1. Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей (Турник – турнир)

шарады:

2. Первый слог - морское животное, второй – междометие, целое – родина фарфора. (Кит – ай – Китай).

3. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XVвеке. (Гуси – ты---Гуситы)

4. Первый слог – нота, второй установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре – форма ---реформа)

5. Первое – звук смеха, второе - верхняя часть женского платья, целое – правитель стран востока в средние века. (Ха – лиф ---халиф)

6. Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, не имеющий свободы, прав целое – коренной житель Аравии. (А – раб --- араб)

7. Первое – бог солнца в Египте, второе – короткое торжественное музыкальное приветствие, третье – начальная буква алфавита, целое – здание городского совета в средневековом городе. (Ра – туш – а ---ратуша)

1 ведущий: Спасибо болельщикам за участие. Заработанные вами баллы помогут командам быть ближе к заветной цели – победе.

Выставка книг (знакомство  с художественной литературой по данному периоду)

2 ведущий: А как дела обстоят у конкурсантов? Как справились с заданием ?

1 ведущий: А вот мы сейчас и узнаем. ( Слайд 6)

2 ведущий: Приглашаем участников, выполнявших задание на знание пословиц, поговорок и крылатых выражений.

(отчет команд)

1 ведущий: Спасибо ребятам за работу. Жюри оценивают, а мы приглашаем наблюдателей ознакомить нас с итогами работы за их игровыми столами.

2 ведущий: Каковы итоги работы друзей хронологии?

(отчет наблюдателя)

1 ведущий: Спасибо! Жюри внесли результаты в свои протоколы. А как справились с заданием друзья палеографии?

(отчет наблюдателя)

2 ведущий: Любители отгадывания кроссвордов также закончили свою работу. Слово наблюдателям.

 (отчет наблюдателя)

Слайд 10

1 ведущий: Настало время решающего поединка. За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.

2 ведущий: Поединок решающий и тот, кто будет его проводить должен понимать всю ответственность момента. Мне кажется, нужно пригласить учителя. В трудный момент мы всегда можем рассчитывать на его помощь.

1 ведущий: И так, блиц.

Учитель: Право выбора вопросов предоставляется команде, у которой меньше баллов.

Соберитесь, пожалуйста. За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов. Команда готова? Начали.

Вопросы блица.  1 вариант

  1. Как назывался участник завоевательных походов на Восток в XI - XIII вв.? (Крестоносец.)
  2.  Архитектурное строение, где совершаются религиозные обряды. (Храм.)
  3.  Состояние экономики, когда почти все необходимое не покупается, а производится на местах? (Натуральное хозяйство.)
  4.  Церковный суд над еретиками? (инквизиция)
  5.  Свод правил обязательных для всех членов ремесленного цеха? (устав)
  6.  Правила поведения рыцаря составляли кодекс (рыцарской чести)
  7.  Как назывался верховный собственник земли в средние века? (Феодал, сеньор.)
  8.  Помещение для молитв мусульман? (мечеть)
  9.  Государство, во главе которого стоит один человек. (Монархия.)
  10.  Во время четвертого крестового похода крестоносцами был взят город? (Константинополь)
  11.  Вид повинности крепостных крестьян в пользу феодала. (Оброк.)
  12.  Как во Франции назывался орган, в котором представители трех сословий обсуждали положение дел в королевстве? (Генеральные штаты.)
  13.  Объединение по предметам, созданное преподавателями и студентами университета? (факультет)
  14.  После завоевания турками - османами город Константинополь был переименован в? (Стамбул)
  15.  Кто был руководителем и организатором военных отрядов таборитов? Враги называли его «страшным слепцом». (Ян Жижка.)
  16.  Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов.)
  17.  Период времени, в течении которого, согласно средневековым обычаям, убежавший в город крестьянин должен был скрываться от сеньора, чтобы стать свободным, составлял? (год и один день)

18. Столицей Византийской империи являлся город? (Константинополь)

Вопросы второй команде:

Вопросы блица. 2 вариант

  1.  Как в средние века называли безземельного феодала? Конного воина? (Рыцарь.)
  2.  В христианской церкви все прихожане должны были платить налог на содержание церкви. Как он назывался? (Церковная десятина.)
  3.  Назовите организацию ремесленников одной специальности. (Цех.)
  4.  Грамота об отпущении грехов называлась? (индульгенция)
  5.  Человек, занимающийся изготовлением различных изделий2(Ремесленник)
  6.  Каким правилам поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести)
  7.  Войны между феодалами из - за земли и крестьян назывались? (междуусобные)
  8.  Религия мусульман? (ислам)
  9.  Большие группы людей, за которыми закреплены обязанности, передающиеся по наследству (Сословия.)
  10.  Столицей Византийской империи являлся город? (Константинополь)
  11.  Как называется предприятие, где есть разделение труда, но труд остается ручным? (Мануфактура.)
  12.  Как называлось государство с довольно высокой степенью централизации, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий? (Сословная монархия.)
  13.  Глава факультета в средневековом университете? (декан)
  14.  Имя героя английских баллад, благородного разбойника и защитника простых людей? (Робин Гуд)
  15.  Кто был изобретателем печатного станка? (Иоганн Гутенберг.)
  16.  Как назывался представитель знатного рода? (Аристократ.)
  17.  Нанесенный на щит отличительный знак рыцаря назывался? (герб)
  18.  Особые кварталы, в которых стали заставлять жить иудеев после эпидемии чумы , получили название? (гетто)

Учитель: Пока жюри подводит итоги, попрошу вынести на суд зрителей и жюри творческие работы 6 –ых классов (домашнее задание-поделки, макеты)

1 ведущий:

По голосу один узнал другого,

Сошлись они на середине поля.

Тот и другой пускают в дело копья,

Врагу удар наносят в щит узорный,

 Его пронзают под навершьем толстым,

Распарывают на кольчугах полы,

Но невредимы остаются оба.

Полопались у них подпруги седел.

С коней бойцы свалились назем боком,

Но на ноги вскочили тотчас ловко,

Свои мечи булатные исторгли,

Чтоб снова продолжать единоборство.

2 ведущий: Я думаю, что наш поединок прошел также напористо, живо, интересно, как в приведенном отрывке из «Песни о Роланде».

1 ведущий: Мы попросим жюри подвести итоги турнира, а пока они заняты подсчетом голосов, обращаемся к болельщикам. Назовите, какими качествами должен обладать рыцарь?

Ответы из зала.

  1. Верность слову.
  2. Воинская отвага (смелость)
  3. Гордость (достоинство, честь)
  4. Благородное отношение к женщине
  5. Внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарской семьи.

2 ведущий: Слово предоставляется нашему уважаемому жюри  (музыка )

Подведение итогов.

Учитель. От себя лично, я хотела бы поблагодарить всех участников турнира, болельщиков, помощников и выдать им особые грамоты – «индульгенции», о прощении всех учебных грехов на ближайшие 100 000 секунд.

Большое всем спасибо.

Таблица подсчета баллов команд.

Конкурсы

Очки

(МАХ)

Команда

«Наследники тамплиеров»

Команда

«Мушкетеры»

1

Представление

6 баллов

2

Посвящение в рыцари

4 балла

3

Конкурс герольдов

4 балла

4

Игра со зрителями

1 балл за каждый правильный

ответ

5

Турнир эрудитов

5 баллов

6

Друзья хронологии

5 баллов

7

Друзья палеографии (Текст с ошибками)

5 баллов

8

Разгадай кроссворд

5 баллов

9

Блиц

5 баллов

10

Домашнее задание

5 баллов

Итоги



Предварительный просмотр:

Приложение 1   Задание  Разгадайте кроссворд

1

2

 

3

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

Задание  Разгадайте кроссворд.

По горизонтали. 5. Рыцарь-поэт из Прованса. 8. Часовня в замке. 9. Рыцарь-поэт из Германии. 10. Этим словом ученые-историки именуют строй жизни в эпоху Средневековья. 11. Знак — символ рода. 13. Часть боевого облачения рыцаря. 14. Большие группы людей в средневековом обществе, различающиеся правами и обязанностями, которые передавались по наследству. 18. Система земледелия в Средние века. 19. Те, кто трудился. 20. Его главным занятием была война. 21. Одна из крестьянских повинностей.

По вертикали. 1. Рыцарь-поэт из северной Франции. 2. Военное состязание рыцарей. 3. Жилище феодала. 4. Следование правилам поведения, принятым при дворе. 6. Порядок в феодальном обществе, в соответствии с которым каждый занимал строго определенное место. 7. Организатор военного состязания рыцарей. 12. Главная башня замка. 15. Тот, кто получал феод. 16. Тот, кто наделял феодом. 17. Одна из крестьянских повинностей.

Т

Т

Р

З

К

У

Т

Р

У

Б

А

Д

У

Р

Р

В

М

Р

И

Н

Г

Е

О

Т

К

А

П

Е

Л

Л

А

М

И

Н

Н

Е

З

И

Н

Г

Е

Р

К

У

Р

Р

Р

А

А

О

Ф

Е

О

Д

А

Л

И

З

М

Г

Е

Р

Б

Д

Л

Н

Х

К

О

Л

Ь

Ч

У

Г

А

О

И

Н

Д

С

О

С

Л

О

В

И

Я

Ж

С

Т

А

О

О

Т

Р

Е

Х

П

О

Л

Ь

Е

С

Н

Б

Н

С

К

Р

Е

С

Т

Ь

Я

Н

Е

Р

Ы

Ц

А

Р

Ь

О

О

Л

К

Б

А

Р

Щ

И

Н

А



Предварительный просмотр:

Приложение 2 

Друзья хронологии

Контрольный лист

  1. Франция:

1302г. - Возникновение Генеральных штатов.

1358г. -Жакерия

1337 - 1453 гг. - Столетняя война Англия:

  1. Византия:

395 г - Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Рождение Византии.

527 - 565 гг. - правление Юстиниана

1453 г. - падение Константинополя.

  1. Англия:

1066 г. - Норманнское завоевание Англии (Вильгельм 1 3авоеватель )

1215 г. - Великая хартия вольностей

1265 г. - Возникновение парламента.

1381 г. - Восстание Уота Тайлера

1337 - 1453 гг. - Столетняя война.

Рыцарство: на войне и у себя дома

Задание 1. Из чего состояло военное снаряжение рыцаря? Подпишите, как называлось вооружение рыцаря. Где на рисунке рыцарь XI века, а где рыцарь XV века?

Задание 3. На плане замка обозначьте цифрами и затем подпишите eгo основные части.



Предварительный просмотр:

Приложение 3. Текст с ошибками (контрольный лист)

На рыцарском турнире XII века. Прошло сто лет с момента высадки нормандских рыцарей на остров. Но вражда между коренными жителями — англо-саксами и завоевателями норманнами—еще не утихла. Королевская власть была еще слаба, а феодалы — владельцы больших и малых поместий — чувствовали себя свободно и независимо. Закончился третий крестовый поход, и рыцари-крестоносцы во главе с английским королем Ричардом I Львиное Сердце с победой возвращались домой.

Возобновились рыцарские турниры. Один из них проходил близ города Шеффилда. Народу собралось множество, их шатры размещались на всем протяжении ристалища. Здесь можно было встретить рыцарей, их родню и слуг, бродячих купцов с товарами, восточных людей, одетых необычно, — в чалме и халате.

Каждый прибывавший на турнир рыцарь демонстрировал свой герб. Наконец все готово к состязанию. Знатные дамы заняли места в ложах, украшенных лентами и гирляндами цветов.

Подан сигнал для боя. Вот выезжает рыцарь в железных дорогих доспехах, панцирь его украшен золотой насечкой. Его противником был член ордена Храма, защитника христианства. Он был одет в кольчугу, которую по специальному заказу выполнил лондонский ремесленник. На нем был красный плащ с белым суконным крестом. Противники на секунду замерли, а потом с копьями наперевес помчались навстречу друг другу. Удар! — и копья сломались. Рыцари разъехались и снова начали сходиться. В руках у них заблестели сабли. Член ордена Храма замешкался и тут же был сброшен с лошади. Трибуны рукоплескали, а некоторые дамы опустили большой палец правой руки вниз— смерть побежденному! Но, к счастью, таких было меньшинство. Победителю достались доспехи побежденного, который, посрамленный, ушел с арены пешком.

Первая ошибка—крестоносцы после третьего крестового похода вернулись не с победой, поход закончился бесславно, им так и не удалось захватить богатые страны Ближнего Востока.

Вторая— «возобновились турниры». Они не могли возобновиться, так как и не прекращались.

Третья—шатры не могли быть размещены на ристалище. Ристалище—это арена с оградой и трибунами, где проходили состязания.

Четвертая — восточных людей в чалмах не могло быть на состязании в Англии XII в., так как не было прямых торговых сношений с Востоком.

Пятая—одежда рыцарей. Рыцарь не мог быть в панцире, так как они появились два века спустя. В XII в. доспехи походили на комбинезоны из кожи и плотного холста, сверху покрытые металлическими пластинками. Не мог быть и противник в кольчуге, так как в XII

в.        кольчуги умели делать только на Востоке и Руси. Следовательно, неверно и утверждение, что кольчуга сделана лондонским ремесленником. Защитники христианства, члены ордена Храма, носили белые плащи с нашитым суконным крестом красного цвета.

Шестая ошибка—в этот период на турнирах сражались копьями и мечами, длина, которых была около одного метра. Следовательно, неверно, что в руках противников сверкнули сабли.

Седьмая ошибка — на рыцарских турнирах считался победителем тот, кто сбросил противника наземь. На этом состязание ... кончалось. Смерти побежденному не требовал никто. Описанный обычай имел место в Древнем Риме во время боев гладиаторов (опускать или поднимать пальцы могли свободные римляне, решая таким образом вопрос жизни или смерти гладиатора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Рыцарский турнир" (к 23 февраля)

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся 4-5 классов....

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир...

КВН "Рыцарский турнир"

внеклассное мероприятие по истории для 6 класса...

"рыцарский турнир" 6-7 класс

Разработан для проведения открытого мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества....

Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

Программа внеклассного мероприятия разработана на основе технологии эффективности управления организации учебного процесса. Рекомендуется для учащихся завершающих программу по средневековью. Возможно...

Рыцарский турнир.

Конкурс для мальчиков 7-8 классов, посвяённый Дюн защитника Отечества...

Рыцарский турнир.

Конкурс для мальчиков 7-8 классов, посвяённый Дюн защитника Отечества...