Внеурочка, рабочая программа: «Комнатные растения в школе» 5-6 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Роженко Алексей Владимирович

Внеурочка, рабочая программа: «Комнатные растения в школе» 5-6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочка «Комнатные растения в школе» 5-6 класс

Пояснительная записка

Программа разработана по естественнонаучному направлению внеурочной деятельности. Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащихся 5-6 класса общеобразовательных учреждений, желающих как можно больше узнать о комнатном  цветоводстве, преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.

Актуальность и новизна программы заключается в том, что в соответствии с современными требованиями в век космических темпов жизни и стрессовых перегрузок человеку совершенно необходимо иметь небольшой красивый уголок для отдыха, психологической разгрузки. Его можно создать на балконе, около дома, школы, на даче, а большое разнообразие посадочного материала отечественной и зарубежной селекции позволяет это. Занятия в кружке позволяет ученику научиться готовить рабочее место к работе, правильно пользоваться инструментом, соблюдая правила охраны труда, техники безопасности; экономно и рационально расходовать материалы, время, силы.

Занятия в кружке дают большие возможности для воспитания и развития личности ребёнка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Цель курса:

Воспитание творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.

Задачи курса:

обучающие:

- познакомить детей с группами и основными представителями комнатных декоративных растений;
- изучить биологические особенности и агротехнику выращивания комнатных декоративных растений;
- ознакомить с многообразием применения комнатных цветочных растений;                          - научить детей ухаживать за комнатными растениями;
- научить основам самостоятельной работы;
- научить работать со специальной литературой;

-научить размножать комнатные растения разными способами;
развивающие:

   - сформировать у детей системный подход к изучению растений
 - формирование интереса к науке, исследовательской деятельности
 - развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе  и  необходимости в сохранении окружающего мира;
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;
воспитательные:
- воспитание у детей любви к природе
- воспитание бережного отношения ко всему живому, рационального использования природных ресурсов
- воспитание  эстетического вкуса  при выращивании комнатных;                                                    - формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.

В основе содержания программы данного курса заложены следующие принципы:

  • гуманистической направленности предполагает, что учащиеся становятся более ответственными к объектам своего труда;
  • коллективности предполагает позитивное и коммуникативное взаимодействие с окружающими;
  • добровольности предполагает свободу выбора учащимися данного курса;
  • успешности и социальной значимости, направленные на формирование у учащихся потребностей в достижении личностно - значимых и коллективных результатов.

Возраст обучающихся – 11-12 лет.

Сроки реализации данной программы – учебный год. Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю.

Содержание курса направлено на развитие у учащихся следующих качеств:

в области формирования личностной культуры:

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

в области формирования социальной культуры:

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.

Формы и методы проведения занятий разнообразны – практические работы, опыты, наблюдения, беседы, экскурсии. Экскурсия даёт обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все вышеперечисленное позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является следующее:

- весенне-осенний и зимний период уход за комнатными растениями и выращивание рассады;

- основной идеей этой программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области комнатного цветоводства, а также умелому применению этих знаний на практике.

        Особенностью места проведения занятий является использование  школьных рекреаций и  кабинета биологии

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – защита проектов, участие в выставках.

Учебно-тематический  план

Разделы программы

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение. Значение комнатного цветоводства.

1

1

2

Биологические особенности комнатных растений.

2

0,5

1,5

3

 Насекомые – вредители и болезни комнатных растений, борьба с ними  

2

1

1

4

Питание комнатных растений и их подкормка

2

1

1

5

Семена комнатных растений и подготовка их к посеву.

Выращивание рассады комнатных растений

2

1

1

6

Размножение комнатных растений вегетативным способом

3

0,5

2,5

7

Паспортизация комнатных растений

1

1

8

Дизайн помещений комнатными растениями.

1

0,5

0,5

9

Заключение

2

2

ИТОГО:

16

5,5

10,5


Календарно-тематический план

№ п\п

Раздел.

Тема занятия

Кол-во часов (в том числе теория и практика)

Формы организации деятельности учащихся

Дата:

по плану

фактическая

1.

I. Введение. Значение комнатного цветоводства.

Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Запуск проекта: «Моя озелененная школа»

Комнатные растения, их значение в природе и жизни человека. Знакомство с комнатными растениями школы и кабинета. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

1.

1

Беседа

20.01.2017г.

2.

II. Биологические особенности комнатных растений.

  Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Техника безопасности при выполнении практических работ.

2.

1

Беседа

Практическая работа №1. «Составление каталога школьных комнатных растений»

27.01.2017г.

3.

Отношение растений к факторам среды. Особенности сезонного ухода.

1

Беседа.

Практическая работа№2. «Заготовка почвы на зимний период»,

«Пересадка комнатных растений», «Рыхление. Опрыскивание»

03.02.2017г.

4.

III. Насекомые – вредители и болезни комнатных растений, борьба с ними. 

Основные заболевания комнатных растений, профилактика и меры борьбы.  

2.

1.

Практическая работа №3. «Наблюдение за состоянием комнатных растений». «Характеристика болезней комнатных растений».

10.02.2017г.

5.

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.

Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

1.

Практическая работа №4. «Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Борьба с вредителями с помощью народных средств». «Наблюдение за состоянием комнатных растений»

17.02.2017г.

6.

IV. Питание комнатных растений и их подкормка.

Минеральное питание растений. Регулирование роста и развития комнатных растений.

Охрана труда при выполнении практических работ.

2.

1.

Беседа.

Практическая работа №5. «Удобрения. Потребность растений в питании».«Виды удобрений для цветочно-декоративных культур»

03.03.2017г.

7.

Питательный грунт для комнатных растений.

Практическая работа №6. «Приготовление грунта для посадки комнатных растений.», «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой».

10.03.2017г.

8.

V. Семена комнатных растений и подготовка их к посеву. Выращивание рассады комнатных растений.

Условия для прорастания семян.

2.

1.

Практическая работа №7. «Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян»  

17.03.2017г.

9.

Глубина заделки семян, способы посадки и дальнейший уход за проростками.

1.

Практическая работа №8. «Подготовка ящиков для рассады». « Посадка семян комнатных растений», «Пикировка рассады и уход за ней»

24.03.2017г.

10.

VI. Размножение комнатных растений вегетативным способом.

Вегетативное размножение и его значение в цветоводстве. Способы вегетативного размножения комнатных растений.

3.

1.

Практическая работа №9.                    «Ознакомление со стимуляторами роста корней и антидипрессантов растений»

07.04.2017г.

11.

Вегетативное размножение комнатных растений.

1.

Практическая работа №10. «Размножение комнатных растений: черенками, листьями, стеблями»

14.04.2017г.

12.

 Уход и подкормка за молодыми растениями. Работа над проектом: «Моя озелененная школа»

1.

Практическая работа №11. «Рассаживание в цветочные горшки комнатные растения».

21.04.2017г.

 

13.

VII. Паспортизация комнатных растений.

Уход за  комнатными растениями, их паспортизация.

1.

1.

Практическая работа №12. «Составление и оформление паспорта растений».

28.04.2017г.

   

14.

VIII. Дизайн помещений комнатными растениями.

Составление цветочных композиций комнатных растений в помещении.

1.

1.

Практическая работа №13. Составление композиций в помещении школы»

05.05.2017г.

15.

IX. Заключение.

Оформление проектов.

2.

1.

 

Оформление и подготовка к защите проекта: «Моя озелененная школа».

12.05.2017г.

16.

Защита проектов.

1.

 

Защита проекта: «Моя озелененная школа».

19.05.2017г.

ИТОГО:

Практических работ:

   16ч.

   13.

Содержание программы

Тема 1. Введение ( часа)

Теоретические сведения

Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Цветочно-декоративные комнатные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка. Запуск проекта.

Тема 2. Биологические особенности комнатных растений (2 часов)

Теоретические сведения

Комнатные растения – наши друзья. Комнатные растения их отношение к факторам среды. Микроклимат помещения. Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Практическая работа

 «Составление каталога школьных комнатных растений», «Проведение паспортизации растений», «Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению», «Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», «Пересадка комнатных растений»  Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Комнатные растения, почва, таблички, научная литература

Тема 3. Насекомые-вредители и  болезни  комнатных растений, борьба с ними (2 часа)

Теоретические сведения

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

Практическая работа

«Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Характеристика болезней комнатных растений». «Наблюдение за состоянием комнатных растений», «Борьба с вредителями с помощью народных средств».

Варианты объектов труда

Литература, комнатные растения, народные средства для борьбы с вредителями комнатных растений.

Тема 4. Питание комнатных растений и их подкормка (2 часа)

Теоретические сведения

Удобрения минеральные и органические. Потребность растений в питании. Охрана труда при выполнении практических работ.

Практическая работа

«Виды удобрений для цветочно-декоративных культур», «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой». Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Литература, удобрения, комнатные растения, таблицы, проект

Тема 5. Семена комнатных растений и подготовка их к посеву. Выращивание рассады  (2 часов)

Теоретические сведения

Условия для прорастания семян.

Практическая работа

«Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян», «Подготовка ящиков для рассады»,   «Подготовка почвы», « Подготовка ящиков и почвы», «Агротехника выращивания рассады», «Посев семян в грунт», «Пикировка рассады», «Уход за рассадой», «Написание этикеток». Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Литература, ящики, почва, семена комнатных растений, рассада, лейка, лопаточка, таблички, проект

Тема 6. Размножение комнатных растений вегетативным способом (3 часа)

Теоретические сведения

Вегетативное размножение и его значение в цветоводстве. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Уход и подкормка за молодыми растениями.

Практическая работа

«Ознакомление со стимуляторами роста корней и антидипрессантов растений»,          «Размножение комнатных растений: черенками, листьями, стеблями»

«Рассаживание в цветочные горшки комнатные растения». Работа над проектом: «Моя озелененная школа»

Варианты объектов труда

Комнатные растения, почва, контейнеры с рассадой комнатных растений, таблички, научная литература

Тема 7. Паспортизация комнатных растений  (1 часа)

Теоретические сведения

 Уход за  комнатными растениями, их паспортизация.

Практическая работа

 «Составление и оформление паспорта растений (изготовление бирок на цветочные горшки)».

Варианты объектов труда

  Комнатные растения, компьютер, научная энциклопедическая литература.

Тема 8. Дизайн помещений комнатными растениями  (1 часа)

Теоретические сведения 

Составление цветочных композиций комнатных растений в помещении.

Практическая работа

 «Составление композиций в помещении школы»

Варианты объектов труда

Комнатные растения, компьютер, научная энциклопедическая литература.

Тема 9. Заключение, защита проектов (2 часа)

Теоретические сведения

Подведение итогов работы объединения «Цветочный дизайн в школе» за год.

Практическая работа

Защита проектов, организация выставки проектных работ

Варианты объектов труда

Проектные работы

Методическое обеспечение программы.

п/п

Наименование разделов и тем

Форма занятия

Приемы и методы

Методические пособия

Форма

подведения

итогов

1

Введение

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, экскурсия

Презентация «Техника безопасности при работе на пришкольном участке»

Выбор темы проекта

2

Биологические особенности комнатных растений

Беседа,

практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Энциклопедия комнатного цветоводства, карточки

Заполнение

карточек

3

Насекомые – вредители и болезни комнатных растений, борьба с ними

Беседа, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Карточки, таблицы

Заполнение

карточек

4

Питание комнатных растений и их подкормка

Практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Образцы удобрений, коллекция «Удобрения»

Подкормка растений школьных рекреаций

5

Семена комнатных растений и подготовка их к посеву

Выращивание рассады

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Таблица, карточки

Посев семян, контроль их всхожести

Оценка качества рассады

6

 Размножение комнатных растений вегетативным способом

Беседа практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Презентация

Оценка качества посадки и приживаемо-сти черенков.

7

Паспортизация комнатных растений  

Беседа

практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Энциклопедия

Заполнение

карточек

8

Дизайн помещений комнатными растениями  

Беседа

практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Презентация

Оценка дизайна

9

Заключение

Защита проектов

Презентация результатов

Карточка «План выступления»

Оценка выступлений, проектов


Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса

Учащиеся должны знать:

- особенности строения растений;

- условия произрастания комнатных растений;

- основные мероприятия по уходу за комнатными растениями;

- эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

- условия, необходимые для прорастания семян;

- агротехнику выращивания рассады;

- простейшие приёмы комнатного дизайна растениями.

        

Учащиеся должны уметь:

- правильно поливать комнатные растения;

- протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

- рыхлить почву;

- составлять почвенные смеси;

- правильно сажать растения, их семена;

- пикировать рассаду;

- наблюдать за ростом растений;

- определять виды растений

№ п\п

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Личностные результаты

проявление познавательных интересов;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

осознание необходимости общественно-полезного труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года

Метапредметные результаты

алгоритмизированное планирование  процесса познавательно-трудовой деятельности;

проявление инновационного подхода к решению практических задач;

самостоятельная организация выполнения различных творческих работ;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей;

соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года

Предметные результаты

В познавательной сфере:

рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

владение способами научной организацией труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, правил безопасности труда, трудовой технологической дисциплины;

подбор и применение оборудования с учётом областей их применения

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности готовности к труду,;

осознание ответственности за качество результатов труда

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование, художественное оформление объекта, эстетическое и рациональное оснащение рабочего места

В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта, умение общаться в группе

В физико-психологической сфере:

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

Наблюдение, беседа, практикум, игра

в течение года

Материально-техническое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд):

Материалы:

  1. Семена
  2. Земля (почва)
  3. Удобрения
  4. Комнатные растения
  5.  Рассада

Инструменты:

  1. Лопаты
  2.  Лопаточка

3.    Линейка

4. Царапка

5. Лейка

Оборудование:

  1. Ящик для рассады
  2.  Контейнер для семян
  3.  Стенд для выставки
  4.  Секционные шкафы
  5.  Компьютер
  6.  Проектор
  7. Аудиторская доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц


Учебно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

  1. Учебные и методические пособия
  1. Ю.Ю.Баранов Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации; пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.: Просвещение, 2013.

  1. Профильные энциклопедические словари и справочники

    2.1.Ганичкина Октябрина Любимые цветы М. Оникс, 2008

    2.2.Всё о комнатных растениях. Справочник. АСТ АСТРЕЛЬ, М., 2001

    2.3.Комнатные растения от А до Я. М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006

 

  1. Видео- и аудио материалы
  1.  video.mail.ru>bk/burcevav/2043 Альбом Комнатные цветы

  1. Компьютерная поддержка программы
  1.  Диск КиМ «Уроки биологии»

  1. Оборудование рабочего места ученика
  1.  Стол
  2.  Стул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.

Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Рабочая программа по русскому языку (Школа-2100) - 7 класс

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку (Школа 2100) 5 класс

Рабочая программа составлена в соотвествии с ФГОС....

Рабочая программа по ИЗО (основная школа) 5-7 классы

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Рабочая программа вк...

рабочая программа по технологии - сельская школа (мальчики) 5 класс

Рабочая программа разработана учителем Костенко В.А. - педагогический стаж 21 год, высшая категория. Программа адаптирована для сельской школы с пришкольным участком....

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического ком...