делу время.а потехе час
план-конспект на тему

Лилия Алексеевна Ислентьева

занятие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delu_vremyaa_potehe_chas.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат »

«Делу время, а потехе час»

( внеклассное мероприятие)

                                                                               Подготовила: и провела:                  

                                                                               Ислентьева Л.А..

                                                                               воспитатель

п.Нартас.

Форма занятия: театрализованная постановка фольклорного праздника.

Формы и виды деятельности: беседа, работа с книжным материалом, участие в конкурсах, работа с иллюстративным материалом, коррекционно-развивающие упражнения для развития памяти, внимания и устной речи, участие в диалоге.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
  2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
  3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, песен русского народа.
  4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, развивать память, внимание, воображение, творчество.

 5.  Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа:                                  

любовь к ближнему, трудолюбие, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Оформление: книжная выставка «Чудесный короб», плакаты с пословицами и поговорками, деревянная расписная ложка, фонограмма русских народных песен.

План занятия:

I.Организационный момент

II. Основная часть

1.Что такое фольклор?

2. «Загадай загадку»

3. «Закончи пословицу»

4. «Узнай пословицу»

5. «Угадай героя»

6. «Золотые ворота»

7. «Веселые частушки»

8. «Жмурки»

9. «Рефлексия»

III. Итог занятия

Ход занятия:

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник! А знаете ли вы, что такое ФОЛЬКЛОР? Это народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение. В них отражается душа русского народа.

(Звучит русская народная музыка, входит петрушка.)

 

Петрушка: Здрасте! Гостей-то, гостей со всех волостей! Сколько вас пришло, сколько привалило! Десять смеется, десять рыдает, десять в платок сморкается.

Ведущий: Ай, да Петрушка! Ноги дубовые, кудри шелковые, крепкий лоб. Ходишь, колобродишь. Скажи лучше, знаешь ли ты, что такое загадка?

Петрушка: Да, загадка- это маленький ключик от тайны. Русские народные загадки остроумные и разнообразные.  А знают ли ребята загадки и умеют ли их разгадывать? Хочу проверить.

Конкурс «Загадай загадку»

Встаем в круг и под музыку передаем деревянную ложку. Когда музыка остановится, тот, у кого ложка, должен загадать загадку.

Петрушка: Молодцы, а теперь отгадайте мои загадки. Я их очень много знаю.

Ведущий: Молодцы, ребята! Да, только запомните, в народе говорят – не торопитесь отвечать, а торопитесь слушать!

Петрушка : Да это же пословица!

Ведущий : Да, пословицы и поговорки дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли  изречения. В лучших своих пословицах народ передавал заветные правила жизни, учил детей уму- разуму. Пословицы украшают нашу речь, делают ее живой и остроумной.

Конкурс «Закончи пословицу» картинку

Ведущий говорит начало пословицы, а воспитанники должны  ее закончить.

Поспешишь …(людей насмешишь)

Семеро одного…(не ждут)

Кончил дело…(гуляй смело)

Кто не работает…(тот не ест)

Умелые руки…(не знают скуки)

За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)

Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)

Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

Петрушка: А я знаю, что пословицу можно не только произносить, но и рисовать.

Конкурс «Узнай пословицу»

Петрушка зачитывает пословицу, а ребята выбирают картинку, на которой она изображена.

Ведущий: Замечательным образцом русского фольклора являются сказки. Народные сказки полны мудрости. А. С. Пушкин о сказках говорил так «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказку любят все, да и как не любить волшебную сказку, когда в ней все так не обычно. Герои  ее путешествуют по тридесятому государству, сражаются со змей Горынычем, Кощеем Бессмертным, летают на ковре- самолете. Все вы любите сказки, а внимательно ли вы их читаете?

Конкурс «Дополни имя»

Кощей …Бессмертный

Елена ... Прекрасная

Финист … Ясный Сокол

Сестрица … Аленушка

Иван … Царевич

Никита … Кожемяка

Крошечка … Хаврошечка

Баба … Яга

Заяц … Хваста

Петрушка : Ребята, а я знаю еще много интересных русских игр. Хотите со мной поиграть?

Игра «Золотые ворота»

Воспитанники делятся на две группы. Первая группа становится в круг, поднимает руку вверх, как бы образуя ворота. Вторая – взявшись за руки, цепочкой пробегают под поднятыми вверх руками стоящих в кругу.

Петрушка :

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

Ну, а в третий раз-

Не пропустит вас!

Все пойманные присоединяются к стоящим в кругу. Игра повторяется.

Ведущий: Ребята, садитесь на свои места.

Петрушка: Командир полка

                     Нос до потолка,

                     Уши до дверей,

                      А сам как муравей!

О, как умею я дразниться!

Ведущий: Да я не обижаюсь. Потому что дразнилки это тоже народный фольклор. Я тоже знаю одну веселую дразнилку.

Жадина , говядина,

Турецкий барабан,

Кто с тобой подружится,

Тот – рыжий таракан.

Ребята, а вы умеете дразниться? (ответы воспитанников)

В книжке «Ехал Сенька по воду» есть интересные и веселые дразнилки. Послушайте.

Петрушка: (поет частушку)

Лучший сторож наш Барбос

Дачу охраняет.

Ночью я его бужу,

А он громко лает!

Ведущий: Петрушка, что это за песенка?

Петрушка: Это частушка. Коротенькая ,веселая, лукавая песенка. В деревнях их раньше знали тысячами. А, вы ребята знаете их?

Конкурс «Веселые частушки»

( Ребята исполняют частушки. Если не смогут вспомнить, Петрушка дает заготовки.)    

Ведущий: У кого там хмурый вид

                   Снова музыка звучит!

                   Собирайся детвора,

                   Ждет вас русская игра!

Игра «Жмурки»

(С помощью считалки выбирают водящего)

Ехал мужик по дороге,  

     Сломал колесо на пороге.

                                               Сколько гвоздей?

                                               Говори поскорей!

(Воспитанники называют цифру и, посчитав, выбирают водящего. Ему завязывают глаза, кружат повторяя хором)

- На чем стоишь?

                                                    - На мосту.

                                                    - Квас

                                                    - Что пьешь?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                    - Ищи три года нас!

Ведущий: У русского народа много разных игр и забав. Если вы захотите получше познакомиться с ними, вы можете взять книги с выставки                 « Чудесный короб» (Обзор книг.)

Вопросы для рефлексии:

- Ребята, что вам понравилось на нашем фольклорном празднике?

- Что нового вы узнали?

Ведущий:

Сегодня вы узнали много нового, интересного из русского фольклора. В конце нашего праздника мы с Петрушкой хотим пожелать вам, чтоб вы читали русские народные сказки, чаще употребляли в своей речи пословицы и поговорки. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Делу время, а потехе - час"

Тема урока: "Делу время, а потехе - час"План:I. Организационный моментII. Определение темы урока (определяют сами дети после того как дети прослушают песню А.Б. Пугачевой)III. Введение новых понятий:...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

Статья Возрождение народного массового праздника «Делу время и потехе час»

Праздники – часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества, - обрядов, ритуалов, традиций…   Праздник лишь тогда праздник, когда придумывается,  выстраивается  ...

Конспект занятия «Делу - время,а потехе – час»

учить учащихся ценить свое время и время других....

КВН "Делу - время, а потехе - час"

КВН по профессионально-трудовому обучению (столярное и швейное дело) для 7-9 классов коррекционной школы...