Педсовет «Классный руководитель – архитектор классного коллектива»
учебно-методический материал на тему

Абрамович Марина Викторовна

воспитательные технологии по формированию классного коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный педагог, педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 М.В. Абрамович ТЕМА ПЕДСОВЕТА: «Классный руководитель – архитектор классного коллектива»

Слайд 2

Архитектор, творец и помощник Классный руководитель — это педагог-профессионал , его можно сравнить с архитектором , так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка.

Слайд 3

Пять ключевых задач, реализующих основную цель классного руководства Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности Организация духовно-нравственной деятельности детей Организация педагогической поддержки школьника Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Формирование у школьника отношения к собственному «Я», как к представителю человечества, гражданину Отечества…

Слайд 4

Какой он – идеальный классный руководитель? Идеальный классный руководитель – человек мудрый Человек с очень богатой фантазией Идеальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих» Не провоцирует ученика на недостойный поступок, не отвечает насилием

Слайд 5

Роли классного руководителя Контролёр - успешное освоение образовательного процесса Проводник - формирование познавательной мотивации Наставник - нравственное воспитание Носитель культуры - помощь в освоении культурных ценностей Старший товарищ – организация коллективной жизни в классе, воспитание лидерских качеств Психотерапевт -создание доброжелательной атмосферы, помощь в решении проблем Валеолог –воспитание потребностей к здоровому образу жизни Организатор досуга –воспитание культуры поведения свободного времени Диагност – аналитик анализ результативностивоспитательного процесса

Слайд 6

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП Отношения между сверстниками Группы социальные и антисоциальные Свой фактор сплочения; свое развитие; свои отличия

Слайд 7

Ступени формирования коллектива 1-2 кл. выявление коллективистических навыков 3-4 кл. формирование коллективистических и лидерских навыков 5-6 кл. формирование коллектива 7-8 кл. развитие и становление коллектива 9-11 кл. формирование и социализация личности через коллектив

Слайд 8

КРИТЕРИИ КОЛЛЕКТИВА: Групповая направленность (гуманные нормы отношений); Способность группы к самоуправлению; Подготовленность группы к совместной деятельности.

Слайд 9

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА: Интеллектуальная коммуникативность(межличностное восприятие,взаимопонимание,общий язык, понимание с «полуслова»); Эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе); Волевая коммуникативность(способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость,надежность в экстремальных ситуациях).

Слайд 10

ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: Безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон; Беспристрастность в оценке поступков учащихся; Терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива; Диалогичность в общении; Отсутствие страха признавать свою неправоту; Использование чувство юмора; Не бояться сделать ошибку и признать ее.

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: Открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»; Осуществление обратной связи: после каждого проведенного совместного дела учитель организует беседу, анализ,что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива; Сотворчество( сотрудничество в творчестве); Успешность(с использованием инструмента оценки); Свобода выбора; Целевая направленность на конкретный результат дела; Привлекательность деятельности.

Слайд 12

Психологический портрет деятельности классного руководителя Создание классного коллектива и организация совместной творческой деятельности различной направленности Оказание помощи и поддержки каждому учащемуся в решении всего спектра имеющихся у него проблем Включение учащихся в процесс управления жизнедеятельностью класса через создание ученического самоуправления Обеспечение осознанного включения учащихся в образовательный процесс, решение проблем мотивации, успеваемости, посещаемости, дисциплинированности. Сохранения жизни и здоровья учащихся Координация усилий педагогов, работающих с классом и включение класса в общественную жизнь, принятие учащимися класса основных ценностей сложившихся в ОУ образа жизни Взаимодействие с родителями учащихся по преодолению противоречий между целями семейного и школьного воспитания

Слайд 13

Психологический климат в классе – многокомпонентная стратегия, которая отражает особенности школьной культуры, но не ограничивается ими.

Слайд 14

Психологический климат в классе иногда называют окружением в классе психосоциальным окружением атмосферой фоном экологией средой

Слайд 15

Качество психологического климата Качество климата в классе – важнейший компонент успеваемости учеников. Они учатся лучше, если позитивно воспринимают педагога или одноклассников

Слайд 16

Оценка психол о гического климата Оценить климат в классе помогут три фактора: Отношения Личностное развитие Системная поддержка

Слайд 17

Отношения В какой степени ученики в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу

Слайд 18

Личностное развитие Как идёт личностный рост и самосовершенствование учеников

Слайд 19

Системная поддержка Порядок и дисциплина в классе Ясное понимание педагогом своих целей и ожиданий Контроль и реакция на изменения

Слайд 20

Отношения Ученики с особыми образовательными потребностями часто испытывают негативные эмоции связанные с неудачей, отвержением, враждебностью. Потому многие привыкли не доверять одноклассникам, они не верят, что способны вписаться в классное окружение. Всё это говорит о заниженной самооценке, может привести к депрессиям, гневу, тревожности, страху

Слайд 21

Учитель может разорвать этот порочный круг, если он: Понимает чувства учеников и старается создать для них эмоционально благоприятное окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные Осознаёт, что каждый день ученики приходят в школу с разным настроением и эмоции могут мешать им Старается шире опираться на положительные эмоции в процессе преподавания Создаёт в классе атмосферу стабильности и повторяемости, безопасности, и теплоты, эмпатии, поддержки, уверенности, ощущение причастности, справедливости и спокойствия

Слайд 22

Даёт понять ученикам, что они в равной степени важны, что он полностью принимает каждого как личность, несмотря на сложности в учёбе Развивает «настоящие отношения», когда ученики принимают друг друга, чувствуют заботу, уважение и теплоту, а возможно и сострадание, когда отсутствуют манипуляции Поддерживает учеников, даёт им почувствовать свою сопричастность: «Моим учителям нравится видеть меня в школе», «Мне не нравится болеть и пропускать школу Каждому ученику в классе отводит свою важную роль, а в классе создаёт сообщество учеников В подходящих ситуациях использует юмор, чтобы избавиться от напряжённости и сделать учёбу более весёлой

Слайд 23

Все исследования показывают, что климат в классе – один из ключевых компонентов, влияющих на успеваемость

Слайд 24

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) (5-11 классы) Инструкция к тесту В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Слайд 25

1 2 3 4 5 6 7 8 Дружелюбие Враждебность Согласие Несогласие Удовлетворенность Неудовлетворенность Продуктивность Непродуктивность Теплота Холодность Сотрудничество Несогласованность Взаимная поддержка Недоброжелательность Увлеченность Равнодушие Занимательность Скука Успешность Безуспешность Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) (5-11 классы)

Слайд 26

Обработка и анализ результатов теста Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Слайд 27

Методика «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (подготовил А.А. Андреев) (4-11 классы) Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содер­жанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен 3 - согласен 2 - трудно сказать 1 - не согласен 0 - совершенно не согласен Я иду утром в школу с радостью. В школе у меня обычно хорошее настроение. В нашем классе хороший классный руководитель. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У меня есть любимый учитель. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Слайд 28

Обработка полученных данных: Если У больше 30, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 20, или равен 30 то это соответственно свидетельствует о средней степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. если же У меньше 20 это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Слайд 29

Методики изучения самочувствия ребенка в классе (начальные классы) «Солнце, тучка, дождик» Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. В классе мне –  С друзьями мне –  Дома мне – 

Слайд 30

«Солнце, тучка, дождик»

Слайд 31

Решение педсовета: Классным руководителям использовать разнообразные воспитательные технологии по формированию классного коллектива. Провести диагностику психологической атмосферы в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....