Воспитательский час "Кодекс дружбы"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему

Гумменшаймер Любовь Николаевна

        Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

    Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;

осознание дружбы как одной из главных ценностей в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodeks_druzhby.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час " Поговорим о дружбе..."

Разработала: Воспитатель Абаканского СУВУ Гумменшаймер Л.Н.

        Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

    Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;

осознание дружбы как одной из главных ценностей в жизни человека.

Метапредметные:

1.         Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;

2.         Регулятивные: удерживание задачи; самооценка 

3.         Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе

    Форма проведения: ситуативные технологии.

  

Эпиграфы на доске (на слайде) с пропущенными словами:

«Недалеко уйдете в ………, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки».    

Лабрюйер

«Жар …….. согревает сердце, не сжигая его».

Ларошфуко

«Одно из важнейших свойств настоящей …….. есть умение предугадывать просьбы друзей».

Сократ

Ход воспитательского часа:

Приветствие:

Здравствуйте! Сегодня я проведу воспитательский час, тему которого, я думаю, вы мне поможете назвать. Но в самом начале, я хочу узнать с каким настроением вы пришли на занятие. Перед вами 3 кружка – зеленого, синего и желтого цвета. Если вы полны сил,  и у вас замечательное настроение, возьмите кружок зеленого цвета, если ваше настроение можно назвать хорошим – то синий кружок, если вас в данный момент что – то беспокоит, и ваше настроение нельзя назвать хорошим – возьмите желтый.

А теперь обратите внимание на доску. Вы видите перед собой высказывания известных философов, в которых  пропущены слова. Эти люди жили в разные времена, но почитали одно и то же, как вы думаете, что это?? (Дружба)

Я предлагаю вам посмотреть следующий отрывок из мультфильма, о чем хотел сказать его автор этим сюжетом? (О дружбе.)

 

        Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

          (Воспитанники могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос). Я предлагаю вам прослушать некоторые утверждения, а вы скажете, согласны вы с ними или нет.

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех – и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Как вы думаете легко ли сохранить дружбу на длительное время, или для этого нужно приложить немалые усилия? Что может разрушить дружбу? Я предлагаю вам эксперимент. Мне нужны четыре добровольца. Один из вас остается здесь, а троих я попрошу недолго подождать за дверью, в определенный момент я вас позову.

  Оставшемуся учащемуся предлагается следующая история.

    Миша и Коля – друзья. Миша  попросил Колю кое – что разузнать и сообщить до субботы при личной встрече. Но в субботу у Коли не получилось бы встретиться, поэтому он встретил своего приятеля и попросил передать другу следующую информацию «Не могу лично встретиться, твою просьбу выполнил. Узнал, что в субботу этого человека не будет дома, ты можешь прийти к нему либо в воскресенье после двух часов дня, либо в понедельник в 10 часов утра, не забудь, что в понедельник в это же время ты обещал передать мою записку нашему общему знакомому. Встретимся во вторник в 12 часов дня в парке у большого дуба».

Информация передается от одного человека к другому. Каждый из последующих учащихся часть информации не проговаривает. Заострить внимание учащихся на том, что когда информация передается из уст в уста, в конечном итоге, она может быть искажена. Происходит анализ проведенного эксперимента. Какие выводы мы можем сделать? (Не все, что нам порой рассказывают, может быть достоверно).

Ребята, послушайте притчу.

Притча о трех ситах Сократа: правда, доброта и польза.

Перед тем как высказать свою мысль, обдумай её, пропусти её через три разных сита. Однажды к Сократу пришёл один человек и спросил:
— Знаешь ли ты, Сократ, что сегодня мне рассказал о тебе твой друг?
— Подожди,  - остановил его Сократ,  - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

— Три сита?
— Перед тем как что-либо сказать, нужно это трижды просеять. Для начала через
сито правды. Ты уверен в том, что то, что ты хочешь мне сказать -  правда?
— Нет. Я только слышал это…

— Замечательно. Выходит, ты не уверен в истинности своих слов. Тогда просей свои слова через следующее сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что – то хорошее?
— Нет, напротив…

— Значит, — снова перебил Сократ, — ты хочешь наговорить мне что-то плохое о моём друге, но ведь ты не уверен в том, правда ли это. Осталось просеять твои слова через последнее — сито пользы. Уверен ли ты в том, что мне принесёт пользу то, что ты собираешься мне рассказать?
— Нет, это не так важно.

(Как вы думаете, что сказал Сократ дальше?)
— Значит, — подвёл итог Сократ, — в том, что ты хочешь мне сказать нет ни пользы, ни доброты, ни правды. Тогда для чего мне это слышать?

Чему может научить эта притча?

– Есть ли у вас настоящие друзья? А как, по вашему мнению, в данной ситуации поступил бы обычный человек?

Я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций.

1-я ситуация

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Дружба – это сила!

2-я ситуация

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он никогда уже не доберется до пристани. Он напрягал все силы…  Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил: - Ты откуда, хлопец, взялся? - Сегодня мы брали у вас лодку…, я обещал вернуть… Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем другим сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

3-я ситуация

Солнце садилось за горизонт. Пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. На пенёк вскарабкался светлячок и запел. Он пел о том, что видел: о розовом закате, зелёном море травы, облаках, плывущих вдаль. Его пение нельзя было сравнить с искусной трелью соловья, но у него всегда было много слушателей, и всё потому, что его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, подобно бриллианту.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель - белокурый мальчик.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем - бриллиантовым светлячком. 
Кружилась голова от лести и восхищения, и лишь иногда прибегал он на полянку, где его всегда ждал мальчик. 
Время шло, и светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел, кто-то из его друзей шепнул: "Чего вы его слушаете? Он же тускл, как кусок стекла, и совсем не умеет петь".
Друзей больше не было: в гости не звали и не восхищались. В отчаянии побрел светлячок куда глаза глядят. И оказался на знакомой полянке. Там его уже ждал мальчик. Светлячок вспомнил прежних друзей и горько вздохнул.
- Что случилось? Я так по тебе соскучился,- сказал мальчик. 
- А разве ты не видишь? 
- Нет, - честно ответил мальчик. – Спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву... Вот бы хоть разок взглянуть на это. 
И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему просто нужен! 
- Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу, - предложил светлячок. 
- А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом. 
- Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

4-я ситуация.

Проанализируйте следующие высказывания.

«У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в данную минуту находишься рядом.» Л.Н. Толстой

«Не слушайте тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.» Л.Н.Толстой

У каждого на столе есть тест, с помощью которого вы можете определить хороший ли вы друг.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь  приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

 Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

Итак, ребята, наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что когда – либо, выводы, сделанные нами сегодня, помогут вам принять правильное решение. Оцените свое настроение на данный момент, выбрав кружок соответствующего цвета.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час "Дружба ЭТО-..."

Воспитательский  час для детей разновозрастной группы проживающих в  коррекционной школе - интернате. Это занятие  формирует у детей представления, что такое дружба и каким должен быть ...

Воспитательский час "Дружба ЭТО-..."

Воспитательский  час для детей разновозрастной группы проживающих в  коррекционной школе - интернате. Это занятие  формирует у детей представления, что такое дружба и каким должен быть ...

Воспитательский час "Поговорим о дружбе и друзьях"

Воспитательский час "Поговорим о дружбе и друзьях" предназначен для проведения в 6 классе коррекционной школы....

воспитательское мероприятие "Разговор о дружбе"

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.Задачи: формировать нравственные качества: умени...

Воспитательский час "Дружба"

Цель: способствовать развитию дружеских отношений детей в классе.Задачи: Образовательные: сформировать у школьников понятие о дружбе, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.Развивающие: разв...

Воспитательский час «Дружба - это…»

Цель: развивать навыки эффективного общения и повышения коммуникативной компетентности.Задачи:Формировать представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;Способствовать ...

Сценарий воспитательского часа "Дружба- чудесное слово"

Материал может быть полезен воспитателям группы продлённого дня....