Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Идеал воспитанимя совершенного, прекрасного человека на протяжении тысячелетий владел умами передовых мыслителей. С незапамятных времен люди стремились создать идеал и построить в соответствии с ним систему воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_s_ovz.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной работы детей с ОВЗ

        Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.[1]

        Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

        Дополнительное образование детей с ОВЗ в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий проблемы воспитания в семье и образовательных учреждений разных уровней и типов. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

        Мы считаем, что в системе дополнительного образования воспитательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться в двух направлениях:

       -профессионального воспитания;

       -социального воспитания.

        Профессиональное воспитание детей  должно включать в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:

        -этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

        -культура организации своей деятельности;

        -уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

        -адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности ее результатов;

        - значение и выполнение профессионально-этических норм;

        -понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.

         Социальное воспитание учащихся представляет, из себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:

         -коллективная ответственность;

         -умение взаимодействовать;

         -толерантность;

         -активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

         -стремление к самореализации социально адекватными способами;

         -соблюдение нравственно-этических норм.

         Названные позиции носят достаточно общий характер и требуют конкретизации для каждого детского объединения с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе мониторинг воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ должна иметь две важные составляющие-индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок с ОВЗ приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

-помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять достойное место;

-выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности  учащихся;

-формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

-способствует удовлетворению его потребностей в самоотвержении и признания, создает каждому «ситуацию успеха»

-развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами;

- формирует у учащихся адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;

-создает условие для развития творческих способностей учащихся.

Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирования отдельной личности, в системе дополнительного образования детей с ОВЗ имеются все необходимые объективные условия:

-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

-содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

Таким образом, воспитание новой личности современного общества происходит через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

                                             Библиографический список

1.Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б.-Учебное пособие.-М.,Владос,2005,204с.

2.Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание дошкольников. /Егорова А.В.-2009.-№6.-С33-36.

3.Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи / Купрянов Б.В..-2005.-№12.-С.25-26

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....

«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...