Программа "Кадетский вальс"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Остапчук Оксана Вячеславовна

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_kadetskiy_vals.docx130.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Скриншот 08

Рассмотрено:

на методическом совете

протокол  № 1

отдатаг.

Согласовано:

на педагогическом совете

протокол № 1

отдатаг.

Утверждено:

Директор МКОУ ДОД

«ДДТ «Новое поколение»

____________О. А Осович

Приказ № 129-од отдатаг.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«КАДЕТСКИЙ ВАЛЬС»

для детей 11-14 лет

Остапчук Оксана Вячеславовна                        

Педагог дополнительного образования                

Высшая квалификационная категория        

        

пгт Приобье

Октябрьский район

Ханты-мансийский автономный округ – Югра

2016 год


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I

Пояснительная записка................................................................................

5

1.1.

Ожидаемые результаты.............................................................................

6

6

Система отслеживания и оценивания результатов..................................

6

II

Учебно-тематический план.......................................................................

6

III

Содержание программы………..................................................................

7

IV

Методическое обеспечение реализации программы..............................

7

V

Требования к условиям реализации программы.....................................

8

VI

Список литературы....................................................................................

9


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Кадетский вальс»

Направленность

Художественная

Составитель программы

Остапчук О.В. педагог дополнительного образования.

Классификация

Модифицированная общеразвивающая программа художественной направленности

Учредитель

Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Новое поколение»

Адрес учреждения

ХМАО-Югра Октябрьский район пгт. Приобье, ул. Строителей 28А, блок 2 тел./факс 8(34678)33-5-04

Целевая группа

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Наполняемость группы: 8-10 человек

Цель программы

Формирование личности учащегося, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры. 

Задачи программы

  • дать представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;
  • использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;
  • использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
  • обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся;
  • обеспечить формирование и сохранение правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами бального танца, воспитать культуру движения. 

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы  учащиеся будут знать:

- специальную лексику;

- позиции классического танца;

- базовые фигуры вальса.

Обучающиеся будут уметь:

- точно и выразительно исполнять основные движения вальса;

- артистично двигаться под музыку;

- взаимодействовать в паре.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования

Сроки реализации

5 месяцев

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 часа


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.

Занятия хореографией способствуют не только физическому развитию, они воспитывают в детях организованность и дисциплинированность, оказывают положительное влияние на развитие художественного вкуса детей, на рост их общей культуры и культуры поведения, а главное помогают формировать всесторонне развитую, творческую и эстетически образованную личность.

Программа позволяет ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив.

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения. 5, 7 кадетский класс Приобской Средней общеобразовательной школы: занятия 2 раза в неделю по 2 часа (всего  88 часов).

Цель программы: формирование личности учащегося, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры. 
          Задачи:

  • дать представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;
  • использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;
  • использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
  • обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся;
  • обеспечить формирование и сохранение правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами бального танца, воспитать культуру движения. 

1.1.Ожидаемые результаты

В результате реализации программы  учащиеся будут знать:

- специальную лексику;

- позиции классического танца;

- базовые фигуры вальса.

Обучающиеся будут уметь:

- точно и выразительно исполнять основные движения вальса;

- артистично двигаться под музыку;

- взаимодействовать в паре.

1.2. Система отслеживания и оценивания результатов

Способы оценки результативности образовательной деятельности

Критерии оценки знаний и умений

Виды работы

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

  1. балла)

1.

Итоговая аттестация

Имеет замечания при исполнении основных движений вальса; не выразителен, не эмоционален при исполнении хореографической постановки.

Неуверенно исполняет движения вальса; но выразителен и эмоционален при исполнении хореографической постановки.

Грамотное и выразительное исполнение вальсовых движений, фигурных связок; Владеют танцевальной терминологией и умело ей пользуются.

Этапы педагогического контроля

п/п

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.

май

Выявление знаний, умений навыков по итогам  года

Открытое занятие

II Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Краткий обзор истории вальса. Техника безопасности.

2

2

0

2

Музыкальная грамота

7

7

0

3

Основы  фигурного вальса

65

5

60

4

Композиция и постановка танца

14

2

12

Итого

88

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: Техника безопасности на занятиях по хореографии. Знакомство с программой.

Раздел 2: Понятие музыкальный размер, метр, ритм. Сильная Доля. Ритмические выстукивания. Барабанные дроби и удары.

Раздел 3: Вальсовая дорожка. Полуповороты, повороты, развороты. Позиции ног, рук. Работа в парах. Вариации фигурного вальса.

Раздел 3: Закрепление и совершенствование движений. Проучивание сложных элементов. Воплощение образно-поэтической сути хореографической постановки.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                                 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Основная форма образовательной работы с учащимися: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, вальсовые элементы и движения.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах вальса, знания по музыкальному этикету.

Методические особенности обучения:

  1. Тщательный подбор музыкального материала.
  2. Яркий, выразительный (зеркальный) показ движений.
  3. Построение системы упражнений от простого к сложному, от медленного к быстрому.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов. Проработка небольшого количества материала даёт возможность качественного его усвоения. Задача педагога при изучении движений, положения или позы разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и четкого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся. В тоже время, нельзя ограничиваться только практическим показом. В этом случае материал воспринимается подражательно и не осознанно. Последовательность в учебном процессе при формировании танцевальных навыков состоит из следующих этапов:

- вводные упражнения, предварительная подготовка организма;

-вспомогательно - тренировочные движения (разминка) даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости;

 - разучивание техники танцевального комплекса (основные понятия и движения бального танца – фигурного вальса);

 - совершенствование танцевальной техники до степени свободного владения ею;

 - постепенное соединение разученного материала в танцевальные комбинации, танцевальные композиции;

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации дополнительной образовательной программы необходимо следующее:

1.        Светлое, просторное помещение, оснащенное зеркалами,  деревянным (специальным) настилом пола.

2.        Аудиоаппаратура, фортепиано.

3.        Костюмы и специальная обувь.


VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаров Р. Сочинения танца. М.: Искусство,  1989.
  2. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984.
  3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


Приложение 1

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Дата

Тема занятия

по плану

по факту

1

04.12.17

Техника безопасности на занятиях

2

04.12.17

Музыкальная грамота: размер 3/4

3

06.12.17

Основной шаг вальса. Изучение

4

06.12.17

Позиции ног

5

11.12.17

Позиции рук

6

11.12.17

Основной шаг вальса. Закрепление

7

13.12.17

Вальсовая дорожка. Изучение

8

13.12.17

Вальсовая дорожка. Закрепление

9

18.12.17

Музыкальная грамота: сильная доля

10

18.12.17

Положение рук в вальсе

11

20.12.17

Вальсовая дорожка по кругу

12

20.12.17

Положение рук в паре

13

25.12.17

Вальсовая дорожка в паре

14

25.12.17

Вальсовая дорожка в повороте

15

27.12.17

Музыкальные акценты в вальсе

16

27.12.17

Прослушивание вальсовой композиции

17

15.01.18

Малый квадрат по одному. Изучение

18

15.01.18

Малый квадрат по одному. Закрепление

19

17.01.18

Малый квадрат в паре. Изучение

20

17.01.18

Малый квадрат в паре. Закрепление

21

22.01.18

Большой квадрат по одному. Изучение

22

22.01.18

Большой квадрат по одному. Закрепление

23

24.01.18

Большой квадрат в паре. Изучение

24

24.01.18

Большой квадрат в паре. Закрепление

25

29.01.18

Вальсовый полуповорот по одному

26

29.01.18

Вальсовый полуповорот в паре

27

31.01.18

До-зо-до. Изучение

28

31.01.18

ДО-зо-до. Закрепление

29

05.02.18

Вальсовые повороты. Изучение

30

05.02.18

Вальсовые повороты. Закрепление

31

07.02.18

Закрытые перемены вперед назад. Изучение

32

07.02.18

Закрытые перемены вперед назад. Закрепление

33

12.02.18

Разучивание первой вариации  в парах

34

12.02.18

Проучивание сложных элементов

35

14.02.18

Закрепление и совершенствование движений первой вариации

36

14.02.18

Реверанс

37

19.02.18

«Лодочка». Изучение

38

19.02.18

«Лодочка». Закрепление

39

21.02.18

Поворот партнерши под рукой. Изучение

40

21.02.18

Поворот партнерши под рукой. Закрепление

41

26.02.18

Разучивание второй вариации  в парах

42

26.02.18

Проучивание сложных элементов

43

28.02.18

Закрепление и совершенствование движений второй вариации

44

28.02.18

Реверанс

45

05.03.18

«Окошко». Изучение

46

05.03.18

«Окошко». Закрепление

47

07.03.18

«Шен». Изучение

48

07.03.18

«Шен». Закрепление

49

12.03.18

Разучивание третьей вариации  в парах

50

12.03.18

Проучивание сложных элементов

51

14.03.18

Закрепление и совершенствование движений третьей вариации

52

14.03.18

Реверанс

53

19.03.18

«Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров). Изучение

54

19.03.18

«Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров). Закрепление

55

21.03.18

Движения в паре вперед-назад. Изучение

56

21.03.18

Движения в паре вперед-назад. Закрепление

57

02.04.18

Разучивание четвертой  вариации  в парах

58

02.04.18

Проучивание сложных элементов

59

04.04.18

Закрепление и совершенствование движений четвертой вариации

60

04.04.18

Реверанс

61

09.04.18

Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Изучение

62

09.04.18

Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Закрепление

63

11.04.18

«Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием. Изучение

64

11.04.18

«Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием. Закрепление

65

16.04.18

«Окошко» и смена мест. Изучение

66

16.04.18

«Окошко» и смена мест. Закрепление

67

18.04.18

Разучивание пятой  вариации  в парах

68

18.04.18

Проучивание сложных элементов

69

23.04.18

Закрепление и совершенствование движений пятой вариации

70

23.04.18

Реверанс

71

25.04.18

Разворот друг от друга с раскрытием. Изучение

72

25.04.18

Разворот друг от друга с раскрытием. Закрепление

73

30.04.18

Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. Изучение

74

30.04.18

Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. Закрепление

75

07.05.18

Разучивание шестой  вариации  в парах

76

07.05.18

Проучивание сложных элементов

77

14.05.18

Закрепление и совершенствование движений шестой вариации

78

14.05.18

Реверанс

79

16.05.18

Разучивание седьмой  вариации  в парах

80

16.05.18

Проучивание сложных элементов

81

21.05.18

Закрепление и совершенствование движений седьмой вариации

82

21.05.18

Реверанс

83

23.05.18

Разучивание восьмой  вариации  в парах

84

23.05.18

Проучивание сложных элементов

85

28.05.18

Закрепление и совершенствование движений восьмой вариации

86

28.05.18

Воплощение образно-поэтической сути всех вариаций

87

30.05.18

Отработка сценической  постановки

88

30.05.18

Повторение изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Великий король венского вальса."

Цель:    Расширить знания о классической музыке            1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса. ...

Презентация "Чудесный танец.Вальс"

Презентация к уроку №2 за 8 класс по теме 2 четверти "Музыка серьёзная и легкая"...

Классный час - ВЕЧЕР ВАЛЬСА.

Цели:·         познакомить ребят с хорошей музыкой;·        учить чувствовать её;·        создать хорошее настроение.Подготовка к вечеру: подобрать музыку, позаботиться о зале, научить танцевать вальс...

Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»

Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...

Урок музыки по теме "Вальс"

Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали «королем вальса». Это австрийский композитор Иоганн Штраус.  И.Штраус – очень увлекается вальсами, а один вальс был исполне...

Вальс, вальс, вальс…

Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской и...

Внеклассное мероприятие "Вальс о вальсе"

Мероприятие для старшеклассников....