Как организовать работу отряда младших скаутов
методическая разработка на тему

Горбунова Аида Петровна

Методическое пособие для руководителя скаутского отряда

Одно из интереснейших направлений в скаутском движении – деятельность отряда младших скаутов. Становясь членами скаутской организации в возрасте 8-10 лет, ребята очень легко принимают на себя первые обязательства в скаутинге – законы и правила младших скаутов. Они участвуют в увлекательных занятиях, сборах, походах, лагерях, других веселых мероприятиях. Младшие скауты учатся с удовольствием, без принуждения старших, слушаться, быть дисциплинированными, командовать, узнавать новое, пробовать себя в разных видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_rabotu_otryada_mladshih_skautov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать работу отряда младших скаутов

Методическое пособие для руководителя скаутского отряда

Одно из интереснейших направлений в скаутском движении – деятельность отряда младших скаутов.  Становясь членами скаутской организации в возрасте 8-10 лет, ребята очень легко принимают на себя первые обязательства в скаутинге – законы и правила младших скаутов. Они участвуют в увлекательных занятиях, сборах, походах, лагерях, других веселых мероприятиях. Младшие скауты учатся с удовольствием, без принуждения старших, слушаться, быть дисциплинированными, командовать, узнавать новое, пробовать себя в разных видах деятельности.

Работу отряда младших скаутов можно организовать несколькими способами. Наиболее продуктивными мы считаем организацию работы на базе групп продленного дня и как самостоятельного объединения на базе школы или центра детского творчества.

Очень хорошо получается работать в связке «отряд скаутов» - «отряд младших скаутов». В этом случае скауты становятся инструкторами групп малышей – так называемых стаек, готовят сборы, игры, другие мероприятия. Такая деятельность полезна обоим отрядам, т.к. реализует принцип преемственности разных возрастных групп в скаутинге, помощь и поддержку старших, подчинение младших.

Но если рядом с вами нет отряда скаутов, это не будет препятствовать работе с младшими скаутами.

Работа с младшими скаутами включает в себя 3 аспекта развития: физическое, интеллектуальное, нравственное.

Баден-Пауэлл дал для волчатской работы одну общую тему – приключения мальчика Маугли среди волков в индийских джунглях, по книге Р.   Киплинга – «Книга Джунглей». Тема джунглей дала мальчикам пищу для фантазии, для бесконечных вариантов игр, плясок, церемоний – «скала совета». Руководители стаи постоянно воплощают определенные роли: начальник стаи – Акела, помощники – медведь Балу, пантера Багира, змея Каа. Символ врага, зла – тигр Шер-Хан, против которого стая все время ведет борьбу. Программы волчатских «звездочек» (испытаний) были сделаны в виде облегченных программ разрядов. Также были составлены и специальности.

Времяпрепровождения младших скаутов организовано в цикловые игры. Исторические, географические, любые познавательные темы будут с восторгом приняты волчатами, если подать их увлекательно. Темы цикловых игр – волчатские специальности, которые обыгрываются в виде сценок-зачинов.

Звездочки получает вся стайка, специальности – тоже. Индивидуальных специальностей у волчат нет.

Вся работа должна быть как можно меньше похожа на скаутскую, чтобы при переходе в отряд скаутов, у малышей оставался интерес. Форма у волчат другая, церемонии тоже.

Задачи: привить основы дисциплины, законы группы, взаимопонимание, товарищество.

Планирование работы

Не забыть получить разрешение учителя и родителей на работу с ребятами. Сбор – 2 раза в неделю, один раз – на улице.

У каждого отряда есть свой флажок – бунчук. На нем  изображено животное или растение, имя которого носит отряд. Традиционно названия отрядов младших скаутов – это названия мелких животных или детенышей животных, птичек, цветков. «Бурундучки», «Ласточки», «Ромашки» - все это замечательные названия для отрядов младших скаутов. Хороши также названия, связанные с качествами характера – «Смельчаки», «Спасатели», «Добрые белки». Название отряду должен придумать руководитель совместно с инструкторами. Не забудьте его согласовать с руководителем вашей региональной или городской организации! Не стоит предлагать детям придумать название, обычно из этого ничего толкового не получается.

Отряд состоит из нескольких более мелких групп ребят. У скаутов это называется патруль, у младших скаутов традиционное название – стайка, но можно использовать и «патруль». Соответственно, надо продумывать, чтобы названия стаек и всего отряда логично сочетались. Если отряд называется «Бурундучки», стайки могут носить названия «Ловкие бурундучки», «Смелые бурундучки», «Добрые бурундучки». Если название отряда «Роща», патрули могут называться «Березки», «Рябинки», «Ольха».

У каждого отряда  есть символы и атрибуты – флажок (бунчук), форма, эмблема, нашивки.

На бунчуке прикрепляются именные ленточки каждого скаута в отряде. Все достижения ребенка – нашивки программ и специальностей - крепятся к такой ленточке.

Форма младшего скаута состоит из форменной рубашки с нашивками, галстука и головного убора.

Набор ребят в отряд

Существует множество способов пригласить ребят в отряд. Самый простой – договориться с учителем продленки или классным руководителем и выступить на классном часе. Т.к. информацию на слух дети воспринимают плохо, то лучше поиграть с ребятами в какие-нибудь интересные скаутские игры. Хорошо, если вам удастся пригласить на первый сбор скаутов в форме, да и вам, естественно, нужно быть  при полном параде. Из опыта нашей работы можно выделить несколько форм первых сборов:

  • День Игры, когда ребята участвуют в игре по этапам (с загадками, подвижными конкурсами, забавными эстафетами)
  • Презентация скаутского движения (показ фильма о скаутском движении, рассказ скаутов о своей жизни, беседа с ребятами о доброте, патриотизме, подвигах)
  • Кубок скаутских игр (игры в кругу, на знакомство, на выявление лидеров, с заключительной беседой о скаутинге, о жизни в отряде).

Законы младших скаутов

У  младших скаутов 2 закона:

Младший скаут слушает вожака.

Младший скаут стремится стать лучше.

Как объяснить детям необходимость законов?

«Твой вожак – руководитель твоего отряда и ребята-инструкторы будут с вами много играть, вы будете лазить по веревкам, как настоящие туристы, ходить в походы, в кинотеатры, на экскурсии. Ваша безопасность будет зависеть от того, насколько хорошо вы выполняете Первый закон младших скаутов – закон Дисциплины.

По сигналу – поднятой руке или трем коротким свисткам – все младшие скауты замолкают и смотрят на своего вожака. В каждой группе есть командир – это один из твоих друзей, его тоже надо слушаться! Однажды ты станешь командиром и поймешь, как хорошо, что ваша группа соблюдает первый закон, и твои товарищи выполняют все, что ты им говоришь.

Второй закон – закон Развития. Каждый младший скаут стремится быть добрым, отважным и честным. Надо стараться помочь не только своим родителям и другим родственникам, но и незнакомым людям, кому нужна ваша помощь. Каждый день мы становимся лучше, чем вчера, а завтра будем лучше, чем сегодня. Тогда через несколько лет мы станем хорошими скаутами, а в будущем вырастем настоящими, ответственными гражданами своей страны.»

Обещание младших скаутов

Через 1,5 – 2 месяца после начала работы отряда дети готовятся стать членами Российской Скаутской Организации. Вначале руководитель городской организации должен проверить уровень знаний младших скаутов вашего отряда. Для этого проводится «волчатский бег» или «скаутское ралли». Это тест на основные знания о скаутинге, первые умения и навыки. Не нужно превращать это в строгий экзамен! Лучше заранее на нескольких сборах проверить готовность ребят, чтобы провести «волчатский бег» в форме «тропы испытаний» или «Форта Боярд».

После сдачи теста проводится прием в младшие скауты. Возможно, не все члены отряда сдадут тест и будут готовы к приему, ничего страшного! Когда такие ребята увидят церемонию приема, они будут с большим рвением готовиться к собственному вступлению.

На церемонию можно пригласить скаутов из других отрядов, родителей, учителей, директора школы или детского центра. На этой церемонии впервые ребята увидят бунчук своего отряда. Порядок церемонии может быть такой:

После приветственных слов руководителя и после команды «Смирно» следует команда «На дачу обещания младшего скаута приглашается такой-то, скауты – салют!».

В этот момент все присутствующие, естественно, должны стоять. Лучше их предупредить об этом заранее. Ребенок выходит из строя, подходит к руководителю и у склоненного для обещания знамени или флага (РФ или городской организации), держа знак младшего скаута, дает обещание.

«Обещаю стать лучше и всегда слушаться вожака».

Обещание состоит из двух частей, напоминая о двух Законах младших скаутов.

Об этом же напоминает и

Знак младших скаутов

Он похож на мордочку волчонка, белочки или головку птички с двумя любопытными ушками. Такой знак все младшие скауты показывают на построении, когда им говорят

Девиз младших скаутов:

«Младшие скауты, будьте лучше!»

или «Волчата и белочки, будьте лучше!»,

тогда все младшие скауты поднимают такой знак и бодро, хором отвечают:

«Приложим все силы за Россию!»

Что из истории скаутского движения должен знать младший скаут?

В возрасте 8-10 лет главное, что ребенок должен осознавать себя скаутом и понимать на своем уровне, кто такие скауты.

Вот какие факты должны знать ребята:

«В 1907 году английский офицер Роберт Баден-Пауэлл провел на острове Браунси в Англии первый скаутский лагерь. Запомни эту дату – с 1907 года началось скаутское движение во всем мире! Основателя скаутинга называют просто Би Пи. Би Пи – Главный Скаут Мира.

В России скаутинг начался в 1909 году, когда 30 апреля под Санкт-Петербургом появилось первое звено разведчиков-скаутов. Ребята вместе с царским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым собрались в Павловском Парке, разожгли костер и разговаривали о Чести, Смелости, Подвигах. В память об этом дне 30 апреля каждого года скауты всей России до сих пор празднуют День Первого Костра.

Скаут это «разведчик» или «идущий впереди». Самые лучшие, умелые, опытные воины определялись в разведку. Сейчас наша главная разведка – это разведка добрых дел. Надо многому научиться, чтобы в любой ситуации, в любой беде помочь людям. Надо уметь увидеть, разведать, где и кому нужна наша помощь. И сразу же спешить на помощь!»

Во время бесед о скаутинге важно пользоваться как можно большим количеством наглядного материала: портретами БиПи и Пантюхова, табличками с датами, фотографиями острова Браунси, картой Англии, Санкт-Петербурга.

Для закрепления знаний по этому разделу можно использовать следующие приемы:

  • рассказ по ключевым табличкам. Для этого нужно подготовить таблички «1907», «1909», «30 апреля», «Роберт Баден-Пауэлл», «Главный скаут Мира», «Санкт-Петербург», «Браунси», «Первый Костер», «скаут», «разведчик», «добрые дела». Лучше если это будут не только надписи. Но и рисунки, портреты, фотографии. Пользуясь этими табличками, ребята (например, по командам) составляют рассказ о скаутинге.
  • Можно также составлять такие картинки по смыслу: «1907» - «Роберт Баден-Пауэлл» - «Браунси».
  • Рассказ по пропущенным словам. Заранее подготовить рассказ с пропущенными словами. Можно его зачитывать вслух, останавливаясь после пропущенных слов, чтобы ребята могли подставить нужное. Можно раздать, чтобы они вписали эти слова.
  • Инсценировки этих событий. Ребята очень любят участвовать в сценках, но такой работой надо руководить. Очень хорошо инсценировки событий скаутской истории можно использовать на общих сборах, на открытых занятиях для родителей! Другие команды должны угадать, какое событие представляется.
  • Ребусы, загадки. Очень веселыми получаются ребусы и шарады, в которых нужно изобразить события из истории скаутинга. Можно также иносказательно описывать событие, чтобы ребята его отгадали.

Как закреплять традиции и ритуалы?

Очень хорошо запоминаются ритуалы. Которые постоянно используются. Поэтому каждый сбор нужно начинать и заканчивать с построения, на котором ребята могут хором произнести слова Закона младших скаутов, или это могут сделать двое вызванных ребят (пусть их назначит командир отряда). На построении командиры сдают рапорт о готовности стаек к сбору. Это происходит следующим образом:

Руководитель командует: «Отряд, становись! Равняйсь! Смирно! Командирам стаек сдать рапорт о готовности!».

Командиры по очереди делают шаг вперед, держа знак младшего скаута, произносят: «Стайка «Ловкие Бурундучки» к сбору отряда построена и готова в количестве 7 человек. Рапорт сдал командир стайки Сабиров Никита. Рапорт сдан!»

На что руководитель отвечает: «Рапорт принят!»

После сдачи рапортов всеми командирами руководитель командует: «Вольно!».

В этот момент дети могут стать расслабившись. Руководитель дает распоряжения, объявляет важную информацию. Старайтесь не держать детей на построении дольше 2-3 минут, для них это очень сложно.

Руководитель в момент сдачи рапортов держит знак младших скаутов. Его же он показывает в момент произнесения девиза и отклика. На построении рядом с руководителем стоит ответственный с бунчуком и командир отряда. Флаг РФ на таких построениях использовать не нужно.

Как делать добрые дела?

Начать нужно, конечно, с беседы о необходимости добрых дел. Лучше это сделать вокруг свечей, в тишине, когда дети могут очень эмоционально воспринимать информацию.

«Ребята, а вы знаете, что у скаутов есть Лозунг «Делай каждый день Доброе дело!»

Добрые дела – это все, что делается без ожидания награды. Оглянись вокруг – старенькая соседка идет вниз к почтовому ящику за газетой, ты можешь ей помочь. У малыша сломалась игрушка, женщина уронила квитанцию, помочь им - сделать маленькое доброе дело. Подержать дверь, пока выходит человек с сумками, собрать игрушки и вещи для детского дома, поддержать порядок в доме вместе с мамой – будь внимателен и ты всегда найдешь, как и кому помочь».

Потом можно предложить ребятам подумать, что они могут сделать полезного, доброго. Хорошо запланировать какую-то помощь всем отрядом или стайкой. Ребятам еще сложно увидеть необходимость помощи, поэтому лучше предложить им выбор из нескольких вариантов: «А еще здорово делать добрые дела вместе со своим отрядом! Вместе можно показать сказку малышам в детском доме, разнести открытки ветеранам, написать письма, пострадавшим от терракта, посадить саженцы на аллее скаутов!».

Как воспитывать патриотизм?

Начать можно с беседы:

«Любить свою страну – это, прежде всего, хорошо знать ее историю, традиции, символы.

У каждой страны есть флаг, герб и гимн.

У России – это бело-сине-красный триколор (то есть трехцветный флаг). Подсказка: запомнить последовательность цветов можно по первым буквам Б-С-К, например, БоСиКом. «БоСиКом мы бежали, размахивая флагом от радости, когда победила наша команда». Цвета флага имеют значение: белый - чистота и совершенство, синий – верность, красный - символ мужества.

В твоем регионе (области или республике) тоже есть свой флаг. Твой вожак покажет его. Научись рисовать оба флага правильно.

Когда и где можно увидеть государственные флаги? Их вывешивают во время праздников на фасады домов, на государственных учреждениях, флаги висят в штаб-квартире скаутской организации и обязательно флаги поднимают на утреннем и вечернем построении в скаутских лагерях».

Чуть позже, после приема ребят в младшие скауты, вы начнете заниматься с ребятами по следующей программе. В ней будет целый раздел «Я, моя страна и мой город».

 

Практические навыки

Знать 10 Лесных знаков

Лесные знаки использовали раньше индейцы. Чтобы передать своим друзьям информацию, они рисовали специальные знаки на земле. Эти знаки часто используют и скауты в своих играх и походах. Научите ребят их рисовать и определять. Легче всего закрепить этот навык в игре «Поиск клада» с использованием лесных знаков и шифров. Каждая команда должна спрятать клад и обозначить к нему дорогу лесными знаками. А другая команда – должна найти.

Уметь вязать 2 Узла

Младшим скаутам очень полезно заниматься вязанием узлов – это развивает мелкую моторику рук, а это, в свою очередь, положительно влияет на интеллект. Плюс к этом, это еще и реальный навык, который пригодится и в обычной жизни, и в скаутской.

Лучше начать с контрольного узла, он очень простой. Контрольный узел вяжут, чтобы другие узлы не развязались, он их «сторожит», контролирует.

Традиционный скаутский узел – это прямой. Но он не всегда дается младшим скаутам. Чтобы заинтересовать их, покажите его на скаутских эмблемах, расскажите, что это один из самых старых узлов. Другие его названия – квадратный, геркулесовый (именно таким узлом Геракл завязывал лапы на шкуре убитого льва), рифовый.

Чтобы прикрепить веревку к основе. Например, к дереву, можно использовать удавку. Этот узел ослабляется без постоянной нагрузки и его приходится  постоянно проверять.

Запоминать 10 предметов в Игре Кима.

Любимая и одна из самых старых скаутских игр с множеством вариантов. Самый распространенный: выкладываются на стол 20 мелких предметов, дети должны запоминать их в течение 1 минуты, а потом отвернуться и записать все, что могут вспомнить, на листочек. Норма для 8-летних – 6 предметов, 9-летних – 9 предметов, 10-летних – 13 предметов, 11-летних – 16 предметов.

Играть в эту игру надо на каждом сборе, чтобы она не наскучила, использовать разные варианты. Игра тренирует память, внимание, наблюдательность.

Варианты игры Кима:

  • «Игра Кима на ощупь» - предметы (5-10 штук) кладутся в мешочек. Дети по очереди ощупывают их, и, не говоря своим товарищам, записывают все, что поняли.
  • «Игра Кима по запаху» - несколько пахучих веществ (чеснок, кофе, стиральный порошок, ваниль и пр.) кладутся в непрозрачные баночки, конверты. Дети нюхают баночки по очереди, потом записывают.
  • «Сетка» - для этого нужно 2 стола и 2 комплекта мелких предметов (игрушек, канцтоваров). На одном столе (на ватмане) рисуется таблица 5х5, в ней размещаются предметы. На втором столе в пустой сетке дети после запоминания должны разместить парные предметы в таком же порядке.
  • «Рисунок» - на лист бумаги наклеиваются 20 рисунков. Надо их запомнить и записать.
  • «Неожиданная игра Кима» - руководитель в начале сбора, объясняя что-то начинает выкладывать на стол содержимое своей сумки: ключи, телефон, помаду, дискеты и пр. Потом, как будто найдя то, что искал, складывает все обратно. Ребята обычно с интересом следят за этим. Руководитель предлагает ребятам записать все, что они запомнили.

Содержание деятельности

Программа занятий младших скаутов

(Поурочный план занятий)

1 месяц

Целью сборов первого месяца являются: знакомство патруля со скаутингом, руководителем, подготовка новичков к сдаче первой зачетки – на звание» младший скаут». (см. прил.) Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5-2 часа после уроков.

Занятие 1. «Первый сбор»

Знакомство с руководителем и ребятами, оргмоменты, игра «Снежный ком», «Газета». (15 мин)

Рассказ вожака у свечи о разведчиках добрых дел. Беседа «Какие герои нравятся и за что?», «Что нужно знать скауту, чтобы выжить в лесу?». (10 мин)

Игры:

  • развивающие слух и реакцию «Слепые сторожа», «Тише едешь – дальше будешь», «Воробьи-вороны» (15 мин).
  • развивающие память и внимание «Игра Кима» (5 мин)
  • развивающие обоняние «Угадай, что в мешке?» (5 мин)

Новые знания:

Флаги Татарстана и России (смотрим, угадываем, зарисовываем) (5 мин)

Немая азбука (для чего нужна, первые буквы, тренировка передачи и приема) (10 мин)

Новые навыки:

Морские узлы (история, тренировка «контрольный», «восьмерка») (15 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 2.

Сбор у скалы: приветствие, знакомство с зачеткой и анкетой. (5 мин)

Игры:

  • развивающие чувство команды «Корабли и капитаны» (15 мин)
  • развивающие слух и реакцию «Маша и Яша», «Мясо», «Воробьи-вороны» (30 мин).
  • развивающие память и внимание «Игра Кима из мешка», «Три перемены одежды» (20 мин)
  • развивающие слух «Что происходит?» (5 мин)

Проверка: Флаги Татарстана и России (кто нарисует правильно?) (5 мин)

Немая азбука (тренировка передачи и приема, игра «Бизоны») (15 мин)

Морские узлы (тренировка «контрольный», «восьмерка») (5 мин)

Новые знания:

Лесные знаки (из истории, первые знаки) (15 мин)

Новые навыки:

Морские узлы (прямой) (10 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 3.

Сбор у скалы: приветствие, знакомство с волчатской символикой. (20 мин)

Игры:

  • развивающие слух и реакцию «Мяу!», «Тише едешь – дальше будешь», «Третий лишний» (30 мин).
  • развивающие память и внимание «Что изменилось в человеке?» (15 мин)
  • развивающие осязание «Угадай, что в мешке?» (10 мин)

Проверка: Столицы Татарстана и России (кто назовет правильно?) (5 мин)

Общее развитие: Какие города мы знаем? Какие животные у нас в лесах? (10 мин)

Немая азбука (тренировка передачи и приема, игра «Бизоны») (15 мин)

Морские узлы (тренировка «прямой») (5 мин)

Новые знания:

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 4.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о скаутском движении, рыцарях, эмблеме, рукопожатии. (15 мин)

Игры:

  • развивающие чувство команды «Игра по карточкам» (15 мин)
  • развивающие слух и реакцию «Мигалки», «Имена», «Селезень и утка» (20 мин).
  • развивающие память и внимание «Игра Кима по кругу» (15 мин)
  • развивающие обоняние «Угадай, что в мешке?» (10 мин)

«Я беру с собой в поход» (рассказ о личном снаряжении) (10 мин)

Проверка:

Общее развитие: «Какие деревья мы знаем?», «Какие страны есть в мире?» (10 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 5.

Сбор у скалы: приветствие, рассказ об отряде, покровителях дружины. (15 мин)

Игры:

  • развивающие реакцию и чувство команды «Скаутский бокс», «Перетяжки», «Хвостики», «Воробьи-вороны» (30 мин).
  • развивающие ориентацию «Компасы» (10 мин)
  • развивающие память «Игра Кима на карточках» (10 мин)

Проверка:

Общее развитие: Какие мы знаем цвета? Каких мы знаем птиц? (5 мин)

Новые знания: медицина (ранки), простейшая анатомия (10 мин)

Новые навыки: медицина (повязки) (10 мин)

Вспоминаем морские узлы («прямой», «контрольный», «восьмерка») (10 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 6.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о доброте и добрых делах. (10 мин)

Оформление газеты стайки. (20 мин)

Игры:

  • развивающие слух и реакцию «Пальчики», «Капуста», «Кот-кот, какая сметана?» (20 мин).
  • развивающие память и внимание «Свисток» (15 мин)
  • развивающие речь «Слова из слова» (10 мин)

Проверяем: медицину (ранки, повязки) (5 мин)

Азбука Морзе (5 мин)

Новые знания:

Виды костров (на макете – колодец, шалаш, звездочка, для чего нужны) (10 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 7.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о дружбе и поддержке в беде. (10 мин)

Игры:

  • развивающие чувство коллектива «Эстафеты» (20 мин)
  • подвижные «Чаю-чаю», «Тройные пятнашки» (20 мин)
  • развивающие память и внимание «Часы» (10 мин)
  • развивающие речь «Перевертыши» (5 мин)

Общее развитие: Имена и профессии, Каких художников мы знаем? (5 мин)

Проверка: виды костров (10 мин)

Новые знания:

Растопка и разведение костра, виды древесины (5 мин)

Составление меню в поход (10 мин)

Составление списка группового снаряжения (5 мин)

Новые навыки:

Шина из подручного материала (15 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о походе. (5 мин)

Занятие 8.  

Воскресный поход с соревнованиями «Получение имени стайки»

Занятие 9.

Торжественный сбор стайки с родителями: кадетское обещание, демонстрация навыков и умений, полученных за месяц, сценки, чаепитие.

2 месяц

К началу второго месяца часть ребят сдала первую зачетку и стала полноправными членами отряда – младшими скаутами. Начинаются «шефские» занятия с волчатской стайкой, на которых кадеты проводят игры, соревнования, тем самым, зарабатывая специальность «Игровод 3 разряда». Особое внимание уделяется первому разделу зачетной книжки – «Природа». Уже через 3 занятия проводится своеобразный экзамен «волчатский бег», на котором в игровой форме круговой эстафеты проверяются знания и навыки ребят. Наиболее отличившиеся получат нашивку «Друг природы». Идет работа над первой специальностью «Сигнальщик 3 разряда». Выполняются ряд практических работ руками кадетов: сигнальные флажки, зажим для галстука, скворечники.

Занятие 1.

Оргмоменты, игра «Газета». (15 мин)

Беседа «Кто на кого похож?», «Какие герои нравятся и за что?», «Кто такие скауты и что нужно знать маленькому волчонку, чтобы выжить в джунглях?». (10 мин)

Закрепление: азбука Морзе (пишем письмо-шифровку соседу).

Проверка: столицы (России, Татарстана, Англии, Франции, США)

Узлы: восьмерка, прямой, удавка, встречный.

Новые знания:

Столицы: Канада, Германия, Украина, Белорусь, Панама.

Медицина: 1мед.п. при ожогах, пульс.

Новые навыки:

Повязки на руку (спиральная).

Способы определения сторон света.

Игры (20 мин.)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 2.

Сбор у скалы: приветствие, сообщение о скаутском беге по пункту «Природа». (5 мин)

Проверка: столицы, 1мед.п. при ожогах, пульс, способы определения сторон света (20 мин)

Морзе (тренировка передачи и приема, игра «Бизоны») (15 мин)

Морские узлы (соревнование на скоростное завязывание) (5 мин)

Новые знания:

Шифры: цифровой, английский (15 мин)

Игры.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 3.

Сбор у скалы: приветствие, знакомство с волчатской символикой. (20 мин)

Проверка: игра «Шифровальщики» (15 мин)

Вспоминаем узлы (угадай, что завязали!), 5 животных, птиц, рыб Татарстана.

Новые знания:

Медицина, столицы, температура, приметы погоды, следы животных, лекарственные растения (30 мин)

Игры. (30 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 4.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о праздниках скаутов (15 мин)

«Я беру с собой в поход» (рассказ о личном снаряжении) (10 мин)

Проверка: столицы, температура, приметы погоды, следы животных, лекарственные растения, грибы (20 мин.)

Новое: французский шифр (15 мин.)

Игры.

Домашнее задание: нарисовать карту местности с указанием важнейших мест.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 5.

Сбор у скалы: приветствие, рассказ об истории скаутинга (15 мин)

Проверка: азбука Морзе (отгадаем шифровки), карту местности, французский шифр (15 мин).

Общее развитие: Какие мы знаем цвета? Каких мы знаем птиц? (5 мин)

Новые знания: медицина (ранки), простейшая анатомия (10 мин)

Новые навыки: столицы, сигналы «Земля-Воздух» (10 мин)

Игры.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 6.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о доброте и добрых делах. (10 мин)

Оформление газеты стайки. (20 мин)

Проверяем: сигналы «Земля-Воздух», столицы, медицину (ранки, повязки) (5 мин)

Азбука Морзе (5 мин)

Новые знания:

Виды костров (на макете – колодец, шалаш, звездочка, таежные, растопка, виды древесины, для чего нужны) (20 мин)

Игры.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о следующем сборе. (5 мин)

Занятие 7.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о дружбе и поддержке в беде. (10 мин)

Игры.

Общее развитие: Имена и профессии, Каких художников мы знаем? (10 мин)

Проверка: виды костров (10 мин)

Новые знания:

Составление меню в поход (10 мин)

Составление списка группового снаряжения (5 мин)

Новые навыки:

Шина из подручного материала (15 мин)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о походе. (5 мин)

Занятие 8.  

Сбор у скалы: беседа о должностях в патруле, назначение командира. (5 мин)

Проверка: Шина из подручного материал, столицы (10 мин)

Азбука Морзе

Новые знания:

Первая мед.помощь при переломах, утоплениях, топознаки.

Новые навыки:

Узлы (15 мин)

Игры.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о походе. (5 мин)

Хайк с заданиями и играми.

Занятие 9.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о технике безопасности на маршруте. (10 мин)

Обсуждаем хайк.

Проверка: Первая мед.помощь при переломах, утоплениях, топознаки, узлы. (10 мин)

Новые знания:

Компас, организация бивака.

Новые навыки:

Организация переправы по бревну, параллельной переправы (50 мин.)

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о походе. (5 мин)

Занятие 10.

Сбор у скалы: приветствие, беседа о находчивости. (10 мин)

Новые знания: 1 мед. помощь при отравлениях, хранение ножа и топора (10 мин.)

Компас, организация бивака.

Новые навыки:

Изготовление скворечника (50 мин.)

Игры.

Прощальный сбор у скалы, прощание, напоминание о походе. (5 мин)

Торжественный сбор стайки с родителями: демонстрация навыков и умений, полученных за месяц, сценки, чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать работу в группах

Памятка  для  учителя...

Как правильно организовать работу над домашним заданием? ( Советы психологов и педагогов для родителей).

Часто родители ругают своих детей за то, что они приносят домой плохие отметки, за то что ребенок долго выполняет домашнее задание, за то что не может быстро запомнить стихотворение или правило.  Може...

Как организовать работу редколлегии

Предлагаю рассмотреть вариант  привлечения к работе классного коллектива всех учащихся. Заинтересовать ребят и организовать работу редколлегии....

Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе

Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...

Как организовать работу с родителями

Воспитательная работа направлена на формирование профессионально и социально-компитентной личности....

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....