МХК. Программа внеурочной деятельности 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс) на тему

Леванова Дарья Федоровна

Программа внеурочной деятельности +КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» реализует  социальное  направление развитие личности.

Программа внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» реализуется за 2 года обучения, на уровне общего среднего образования.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

 - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.

Планируемые результаты реализации программы

Программа по внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 - знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

 - умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

 - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

 - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

 - составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 - контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, определение способа действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

 - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях

Программа “Социальная граммотность” включает десять  раздела, связанных между собой, способствующих формированию представления у учащихся о мировой художественной культуре на разных исторических этапах человеческого общества.            


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание учебного предмета

 Художественная культура первобытного мира.(3ч)

 Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Художественная культура Древнего мира. (13ч)

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Художественная культура Средних веков. (14)

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы.

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4ч)

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры.Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

11 класс

Художественная культура эпохи Возрождения. (8ч)

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ванЭйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура XVII века. (5ч)

Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века. (8ч)

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца  XIX –  нач. XX вв. (7ч)

Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди,В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт,О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).

Художественная культура XX века. (6ч) 

Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Художественная культура XXI века.

Новые течения в культуре (кинематограф, музыка, театр, литература)

Формы организации деятельности

-  диалог;

-  групповая работа по составлению кроссворда;

-  семинар;

-  дискуссия;

-  круглый стол;

- олимпиада;

- проекты;

-  конференции;

-  творческие задания;

-  кейс.

Виды  деятельности

-  постановка  учебной проблемы – подводящий диалог;

- беседа, возможно эвристическая, обсуждение наиболее интересных подходов к решению задач;

- фронтальная работа с использованием раздаточного материала;

- просмотр  кинофрагментов или иллюстративного материала в сети интернет;

- мультимедийная презентация;

- самостоятельная  творческая работа;

- целевое  чтение;

- работа со статистическими данными;

- работа с законодательными актами;

- работа с историческими источниками;

- мозговой штурм;

- деловые игры;

- дискуссии .

3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Художественная культура первобытного мира

3

3

2

Художественная культура древнего мира

13

13

3

Художественная культура Средних веков

14

14

4

Художественная культура Дальнего и  Ближнего Востока в Средние века

4

4

5

Художественная культура эпохи Возрождения

8

8

6

Художественная культура XVII века

5

5

7

Художественная культура XVIII — первой половины XIX века

8

8

8

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века

7

7

9

Художественная культура XX века

5

5

10

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА

1

1

Итого

68

34

34

Календарно-тематическое планирование 10класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

1

1

Миф — основа ранних представлений о мире.

1

2

2

Фольклор как отражение первичного мифа.

1

3

3

Зарождение искусства.

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (13 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

4

1

Месопотамский зиккурат — жилище бога.

1

Древний Египет (2 часа)

5

1

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

1

6

2

Магия. Декор гробниц.

1

Древняя Индия (2 часа)

7

1

Индуистский храм

1

8

2

Буддийские культовые сооружения

1

Древняя Америка (1 час)

9

1

Храмовая архитектура индейцев Месамерики

1

Крито-микенская культура (1 час)

10

1

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

1

Древняя Греция (3 часа)

11

1

Греческий храм.

Эволюция греческого рельефа.

1

12

2

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

1

13

3

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

1

Древний Рим (2 часа)

14

1

Особенности римского градостроительства.

1

15

2

Планировка римского дома.

1

Раннехристианское искусство (1 час)

16

1

Типы христианских храмов: ротонда и базилика.

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

17

1

Византийский центрально-купольный храм

1

18

2

Топографическая и временная символика храма.

1

19

3

Византийский стиль в мозаичном декоре.

1

20

4

Византийский стиль в иконописи. Икона.

1

21

5

Формирование московской школы иконописи.

1

22

6

Московская архитектурная школа.

1

23

7

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы.

1

Западная Европа (4 часа)

24

1

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение».

1

25

2

Романская культура. Отображение жизни человека

1

26

3

Готика. Готический храм — образ мира.

1

287

4

Основные этапы развития готического стиля.

1

Новое искусство — Арснова (3 часа)

28

1

Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова   в литературе.

1

29

2

Аллегорические циклы Арснова.

1

30

3

Специфика Аренова на Севере.

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)

Китай (1 час)

31

1

Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры.

1

Япония (1 час)

32

1

Культ природы — кредо японской архитектуры.

1

Ближний Восток (2 часа)

33

Образ рая в архитектуре мечетей.

1

34

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ)

Возрождение в Италии (4 часов)

1

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения.

2

Образ площади и улицы в живописи.

Ренессансный реализм в скульптуре.

3

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.

.

4

Венецианская школа живописи.

Северное Возрождение (4часа)

5

Особенности Северного Возрождения.

6

Мистический характер Возрождения в Германии.

7

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

8

Ренессанс в Англии. Драматургия.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Барокко (4 часа)

9

Новое мировосприятие в эпоху барокко  

10

Специфика русского барокко.

11

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

12

Музыка барокко.

Классицизм – 1 ч.

13

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

Рококо (1 час)

14

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

15

Музыка Просвещения.

16

Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга.

17

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

18

Неоклассицизм в живописи.                                                                                                                       Классицистические каноны в русской академической

живописи.

19

Зарождение классической музыкальной школы в России.

Романтизм (2 часа)

20

Романтический идеал и его воплощение в музыке.

21

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Реализм (3 часа)

22

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники

23

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке.

24

Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

25

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке.

26

Символизм в живописи. Постимпрессионизм

Модерн (2 часа)

27

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

28

Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи.Специифика русского модерна в музыке.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Модернизм (3 часов)

29

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописнойповер-хности в экспрессионизме.  Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррацио-нализмподсознательного в сюрреализме. Функционализм.

30

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм.

31

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Кинематограф.

Постмодернизм (2 час)

32

Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».

33

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА

34

Художественная культура XXI века.

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...