Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства посредством развития детского самоуправления
методическая разработка на тему

Цемух Светлана Васильевна

Обобщение опыта  по патриотическому вопитанию детей и подростков по месту жительства в учреждениях дополнительногообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx84.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования «Юность»

города Белгорода

Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков посредством развития самоуправления в подростковых клубах

по месту жительства»

 Автор опыта:

                                                                   Цемух Светлана Васильевна,

педагог- организатор подросткового клуба по месту жительства

 имени Вити Захарченко, структурного подразделения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Юность»

г. Белгорода

2016 год

Содержание

  1. Информация об опыте………………………………………..

1.1.Условия возникновения и становления опыта

1.2.Актуальность опыта

1.3.Ведущая педагогическая идея

1.4. Длительность работы над опытом

1.5.Диапазон опыта

1.6.Теоритическая база опыта

1.7. Новизна опыта

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

  1. Технология описания опыта……………………………………

2.1.Цель

2.2.Задачи

3.3.Содержание

  1. Результативность опыта…………………………………………
  2. Приложение………………………………………………………..

Раздел I

Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта.

Подростковый клуб по месту жительства является  структурным подразделением МБУДО «Юность» города Белгорода, в котором ведется дополнительная образовательная деятельность в соответствии с лицензией и  работа  по организации досуга детей свободного посещения в возрасте от 6 до 18 лет. Социальный состав воспитанников представлен различными категориями, в основном это дети из малообеспеченных семей, дети – сироты,  подростки девиантного поведения.

На протяжении 8 лет в клубе ведется активное   сотрудничество  с МБДОУ «Детский сад №71», МБОУ «Гимназия №12», МБУ «Социального обслуживания населения»- пожилыми активистами округа №19 и с отделом обслуживания пользователей пожилого возраста ЦГБ «им. Н. Островского».  С социальными партнерами заключены договоры и составлены совместные планы работы, согласно которым проводятся  мероприятия различных направленностей  (здоровьесберегающие, спортивные, познавательные и т.д.)

Клуб  носит имя юного героя Великой Отечественной войны  Вити Захарченко,  что определило гражданско – патриотическое  воспитание приоритетным направлением в работе. Это предполагало  включение детей и подростков в организацию и проведение гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий,  способствующих формированию у детей патриотических чувств, позволяющих расширить кругозор  в области культуры, истории  государства и родного края, традиций своего народа.

Условия возникновения и становления данного опыта связаны с тем, что в  последнее  время в молодёжной среде сложился ряд социальных проблем. Нестабильность социально-экономического положения, потеря нравственных ориентиров, снижение воспитательного потенциала семьи, рост агрессивных проявлений в обществе - все это   влечёт за собой снижение физической и психической дееспособности подрастающего поколения, рост правонарушений среди несовершеннолетних, «помолодевший» алкоголизм и т.д. Но с другой стороны, в молодёжной среде наблюдается стремление к самореализации.

Данный педагогический опыт базируется на обеспечении условий  для создания возможности воспитанникам клуба проявлять инициативу,  самостоятельно принимать решения. На базе клуба создан и  активно  действует Орган  детского самоуправления, где все имеют право голоса при принятии того или иного решения, полномочия приобретаются в результате голосования. Смысл клубного самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

В начале реализации представленного опыта  клуб по месту жительства посещали 48 детей свободного посещения:

ТАБЛИЦА № 1

Возрастная категория

Кол-во детей

и подростков

Процентное соотношение

Дети дошкольного возраста

7

14

Дети   младшего школьного возраста

21

44

Дети  среднего школьного возраста

12

25

Дети старше школьного возраста

8

14

Формирование опыта  происходило в процессе  активизации жизненной позиции воспитанников, взаимодействия личности и коллектива посредством развития самоуправления (воспитание организаторов, лидеров детского и юношеского движения) в клубе по месту жительства. Путем открытого голосования был выбран и утвержден на общем собрании Совет и председатель Совета клуба.

Члены Совета клуба изучали  историю детских общественных организаций, вели поисковую работу по выявлению активистов детского движения среди старшего поколения микрорайона и теперь осуществляет свою деятельность в тесном контакте с активом пожилых граждан округа    № 19, используя  70-летний опыт пионерской организации – есть младшие друзья: «Лучики» (прежние «октябрята»), над которыми ребята постарше взяли шефство и в качестве вожатых организуют их участие во всех акциях и мероприятиях клуба:

- «Никто не забыт, ничто не забыто!» - гражданско – патриотические акции к тематическим праздникам (поздравление ветеранов, вдов, детей войны).

-  «Ни дня без добрых дел» - направленно на развитие шефской и тимуровской работы, все акции в рамках дней милосердия планируются и готовятся ребятами самостоятельно.

- «Подарки от Деда Мороза» – поздравление на дому ветеранов ВОВ и инвалидов детства, с вручениями   подарков изготовленных своими руками.

- «Давайте дружить!» – совместные мероприятия, в ходе выполнения которых есть возможность  познакомиться с деятельностью детских организаций  соседней территории.

- «Зеленая аллея» - активное участие в озеленении микрорайона, полив деревьев и цветов на аллее прилегающей территории.

- «Двор моего детства» -  изготовление декоративных поделок и оформление детских площадок, участие в «трудовых десантах» по  благоустройству дворов.

Объектом обобщения  опыта  являлась взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников по превращению самоуправления клуба по месту жительства в фактор воспитания патриотов, сознательных граждан современного общества. Построение системы клубного самоуправления, способно оптимально влиять на воспитание патриотических чувств, сознания и поведения детей и подростков. Но деятельность подросткового клуба по месту жительства сопряжена с некоторыми затруднениями, связанными с решением организационных вопросов (по организации и проведению мероприятий, концертов для жителей микрорайона, общественно - полезных дел, экскурсий, городских мероприятий, соревнований и т.д.).  Для решения этих затруднений работа в  клубе строится на основе взаимодействия (соуправления) т.е. равноправного участия детей и взрослых. К тому же работа по патриотическому воспитанию должна  проводиться комплексно: семья, школа, социум и  дополнительное образование,  потому что  только комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности.  

Работа над опытом по созданию целостной системы гражданско-патриотического  воспитания, началась с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности по   данному     направлению детей и подростков.  Целью    диагностики   было  определение     уровней  патриотического   сознания и гражданской   позиции воспитанников клуба.      Для   диагностики   были  выбраны самые информативные методики:

  • наблюдения;
  • тестирование;
  • ранжирование;
  • беседа.

Диагностика   была   проведена    по   методике   М. Рокича, которая   позволила   выявить   представления   воспитанников клуба   о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.  

Предварительная      диагностика    по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В. Григорьева показала    следующий      уровень    сформированности   отношения  детей и подростков свободного посещения клуба:

ТАБЛИЦА № 2

№ п\п

Уровень

сформированности   отношения :

Результаты диагностики

(уровень)

Выс.

Сред.

Низ.

1

к  обществу  (отношение  к  родной  природе,  к  Отечеству)

26%

31 %

43%

2

к людям  (честность, дружелюбие, милосердие,   уважительное отношение  к  старшим )

16%

23%

61%

3

к   себе (организованность , самоуважение,   требовательность   к  себе ,добрая   воля)

71%

19%

10%

Диагностика  выявила,  что  значительное  число  воспитанников клуба   не  имеет  четкого  представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, собственное  «Я»  у  них  преобладает  над  понятием  «Мы».  

Всё это и послужило условием становления опыта.

1.2. Актуальность опыта.

Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию воспитанника. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В подростковом клубе по месту жительства имени  Вити Захарченко реализуется программа гражданско-патриотического воспитания                                «Я - гражданин России», которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Программа «Я - гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания по месту жительства и направлена  на формирование гражданственности личности воспитанников подросткового клуба, опирается на принципы социальной активности детей и подростков, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива.

Актуальность данного опыта  заключается в том, что в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества (экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей) по месту жительства  ведется целенаправленная работа,  влияющая на общественное сознание  и активизацию гражданской позиции детей и подростков,  путем развития   клубного Самоуправления.        Деятельность Совета клуба взаимосвязана с деятельностью педагогов  и  учреждениями Социума микрорайона.

 В процессе работы над опытом, по результатам диагностики, были выявлены следующие противоречия:

-  знание норм и правил поведения в обществе, но полнейшее их несоблюдение;

-  формирование  бережного отношения к природе и всему живому, но в реальности, иногда жестокие и варварские  поступки в окружающем мире;

-  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, но порой  полнейшее безразличие к развитию русских традиций и промыслов;

-  формирование чувства толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, но зачастую пренебрежительному отношению к  людям других национальностей, инвалидам и эмигрантам.

1.3.Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования благоприятного морального климата в детском коллективе, позволяющей сделать жизнь интересной, содержательной и социально-значимой для каждого ребёнка; для самоопределения, саморазвития и самоидентификации, развития коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств и активной жизненной позиции.

1.4.Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2016 гг. Работа над опытом происходила поэтапно:

1 этап (2010-2011) – начальный (аналитико-диагностический).

2 этап (2012-2014) –основной  ( практический).

3 этап (2015-2016) – заключительный (аналитико-обобщающий).  

На начальном этапе анализировались отношения воспитанников клуба к определенным гражданским ценностям (семья, Отечество, традиции); проводилось диагностическое тестирование и педагогическое наблюдение; изучались условия для развития клубного самоуправления с целью формирования личности высокой социальной активности, гражданской ответственности,  нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной деятельности.

На основном этапе проводились (по инициативе членов Совета  клуба) разработки мероприятий и экскурсий; индивидуальная работа с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств; корректировались методы и средства достижения поставленных задач.

На заключительном этапе  систематизировались и подводились итоги результатов работы; проводился анализ данных, полученных в результате работы; сформировался   вывод, что технологии для решения обозначенных педагогических проблем были выбраны успешно; обобщался  опыт.

1.5.Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта охватывает подпрограммы «Возрождение», «Я – гражданин», «Мы – Белгородцы», которые включают в себя  разноплановые групповые и массовые мероприятия,  индивидуальную работу; работу с родителями и учреждениями окружающего социума, где   военно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением, с целью  развития активной гражданской позиции  у воспитанников подросткового клуба по месту жительства.

1.6.Теоретическая база опыта

Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения по месту жительства базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей и подростков. Гражданское воспитание подрастающего поколения рассматривали в своих трудах многие философы, ведущие педагоги и психологи в различные периоды истории: Платон, Аристотель,  Цицерон, Т. Кампанелла и т.д.

Большое внимание исследованию формирования гражданственности уделяли классики отечественной педагогики: М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов,  А.С. Макаренко  и другие.

О значимости гражданского воспитания в процессе становления личности для своего времени определяли А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Писарев.

Вопросы формирования гражданственности через общественное воспитание и процесс социализации рассматривались в трудах В.М. Бехтерева, С. Т. Шацкого, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина.

О  значении патриотизма  в развитии личности говорили:                             Н.К. Крупская,  Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский.

В рамках  работы над опытом представляют особый интерес такие направления исследований последних лет, как:

-  работы, посвященные проблемам развития системы дополнительного образования (А.К. Бруднов, М.Б. Коваль, Ю.С.Константинов );

- средства формирования и упрочения коллективизма по месту жительства (Ф.Г. Зиятдинова);

- моделирование в организации учебно-воспитательного процесса       (Т.Н. Бреус, О.В. Карпичко);

-проектирование синергетической образовательной среды (А.В.Бочкарев, С.Н. Додока ).

Анализ современных научных источников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме гражданской социализации:

- рассмотрены её исторический (О.И. Волжина), социально-психологический (М. Седлаж), гражданско-правовой (В.А. Балюк)  аспекты;

- изучены пути и средства гражданского воспитания подрастающего поколения (Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева );

- определены цели, задачи, методы и средства воспитания гражданственности (О.И. Волжина, Н.А. Головко);

- обозначены  условия эффективного воспитания гражданственности подростков (Н.И. Васильев);

 - проведен сравнительный анализ процессов гражданского воспитания в России и за рубежом (М. А. Якобсон).

     В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование проектного метода для формирования нравственно – патриотических чувств у детей методами активизации их деятельности по месту жительства.

    В отечественном современном детском движении происходят новые явления и процессы, закономерно обостряющие потребность их всестороннего изучения:

    - историко-социальный анализ концепций становления детского движения в России отражен в работе Л.А. Борисовой;

    - концепции деятельности российского скаутизма рассмотрели М.Б. Богуславский, И.А. Валгаева, Т.И. Кузнецова, Е.А. Подтынная.

    Руководствуясь  исследованиями Г.В. Ермоленко, И.А. Кудряшовой, Е.Н.Степанова и А.И. Рябинина, которые уделяли внимание процессам становления и функционирования детских общественных объединений,  для работы над опытом были  выявлены особенности  детского самоуправления по месту жительства.

1.7.Новизна  опыта работы

     Новизна  опыта работы заключается  в  создании  системы     гражданско-патриотического  воспитания  подрастающего поколения  в рамках  деятельности подростковых клубов по месту жительства  на основе развития клубного самоуправления  и  тесного взаимодействия с учреждениями социума микрорайона  через реализацию совместных проектов.

1.8. Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Работа  над опытом осуществлялась на базе подросткового клуба по месту жительства имени Вити Захарченко, в котором активно действует клубное самоуправление, но может осуществляться в других учреждениях дополнительного образования патриотической направленности.

Гражданско-патриотическое  воспитание подрастающего поколения будет эффективным, если:

- подростки включены в социально значимую деятельность, а формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями подростков;

- будут выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданского воспитания подростков в клубе по месту жительства, в основе которых лежит объединение усилий семьи, школы и социума;

- будет разработана структурно-функциональная модель гражданского воспитания подростков, раскрывающая во взаимосвязи его функции, целевые установки, принципы, задачи, педагогические характеристики, этапы.

Необходимо отметить, что детское самоуправление   становится действенным фактором патриотического воспитания, если:

-    деятельность детского  самоуправления носит системный характер;

-   всемерно расширяется диапазон патриотической деятельности детей и подростков;

-  педагоги  решают задачи патриотического воспитания учащихся путем вовлечения их в непосредственную патриотическую деятельность, контроля  хода и результатов этой деятельности с максимальной опорой на лидеров детского самоуправления при самом широком и активном участии воспитанников клубов по месту жительства;

- педагоги и воспитанники клуба по месту жительства, сотрудничая в построении клубного самоуправления, постоянно опираются на опыт народной педагогики, достижения национальной культуры, героические традиции своего народа, рассматривая все это в неразрывной и органической взаимосвязи с культурой и традициями своей Родины.

Раздел II

Технология описания опыта

2.1.Цель: разработка   и   апробация  комплекса  оптимальных организационно-педагогических  условий  для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотической компетенции (способности успешно выполнять социальную роль гражданина – патриота России) в условиях деятельности подросткового клуба по месту жительства  посредством развития детского самоуправления.

2.2.Задачи опыта:

  •  выявить сущность клубного самоуправления как одного из решающих факторов  патриотического воспитания учащихся в условиях подросткового клуба по месту жительства.
  • разработать условия эффективности функционирования клубного самоуправления в системе патриотического воспитания детей и подростков, посещающих подростковый клуб по месту жительства.
  • консолидировать и координировать деятельность Совета клуба   по месту жительства, семьи, общественности, жителей  и учреждений социума микрорайона для успешного гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы формирования  патриотических качеств и гражданской активности личности детей и подростков;
  • обеспечить ориентацию воспитательного  процесса по месту жительства  на развитие гражданско-патриотических компетенций через развитие клубного самоуправления;
  • демонстрировать воспитанникам клуба значимость их деятельности, признание  и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств;
  • выявить результативность реализации комплекса  организационно-педагогических  условий, направленных на повышение  эффективности  гражданско-патриотического      воспитания   молодого поколения в условиях учреждения дополнительного образования.

3.3.Содержание

Методологической основой реализации опыта являлись принципы развития, целостности, системности и педагогические положения о единстве теории и практики.

Все мероприятия клуба основаны на воспитании трудолюбия, готовности совершенствоваться, уважении к людям, прошлому нашей Родины. Используемые  программы и разработки мероприятий способствуют формированию интереса воспитанников к подлинным ценностям родной истории и культуры. Это такие программы, как:

«Мы- Белгородцы»,

«Возрождение»,

«Подросток. Личность. Гражданин».

Формы работы разнообразны: это беседы, конкурсы рисунков, Уроки Мужества,  изготовление газет и открыток для ветеранов, патриотические акции, тематические праздники, митинги,  многое другое.

Клуб ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе  «Мой клуб – моя жизнь». Воспитанники клуба активно участвуют в тематических выставках и конкурсах декоративно - прикладного творчества муниципального, областного и регионального уровней, где нередко   были  призёрами и победителями.

  В рамках  программы «Каникулы», разработанной МБУДО «Юность» в каникулярное время   клуб  работает   по   отдельному      плану,  в который включены  досуговые мероприятия на материалах русских народных потех и забав.

В подростковом клубе ведется не только работа  по организации досуга, но и дополнительная образовательная деятельность по программам «Маленькие творцы» и «Школа позитива» по изучению этнокультуры с основами православия, что также   оказывает содействие в патриотическом воспитании и развитии активной гражданской позиции  у детей и подростков.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей и подростков. Работа гражданско-патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:

  • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.  

    Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей - Диораму, в Парк Победы. Разработан маршрут к памятникам героям Великой Отечественной войны, освобождающим город Белгород, и по улицам, которые носят имена героев - освободителей. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.

  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников  высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции

К 70-летию Победы дети  подготовили проект « По дорогам войны», в который были включены познавательные тематические мероприятия ко всем  важным этапам и значимым событиям Великой Отечественной войны: «Гвоздики на снегу» (к 70-летию Сталинградской битвы), «Колокола Хатыни» ( к 70 - летию трагических событий на Белорусской земле), «900 дней и ночей» (к 70 летию снятия Блокады Ленинграда), «Танковое сражение» ( к 70- летию Курской битвы), «Моабитская тетрадь», «Зачем война, ты к мальчишек их детство отняла», «Я кланяюсь женским рукам до земли….», конкурс чтецов «Солдатский подвиг я считаю высшим», выставки поделок,  открыток и рисунков на военную тему. В клубе  был оформлен стенд  « Чтобы помнили».

  • В год 70 -  летия Великой Победы проведен информ – дайджест по теме « Это надо  не мёртвым, это надо живым…»,  материал к которому о белгородцах  - героях Советского  Союза подготовили воспитанники клуба, разделившись на небольшие группы по 3-4 человека.  
  • Клуб принимает участие во всех городских  митингах и акциях, посвященных Дню Победы, в том числе в акции «Бессмертный полк»
  • В преддверии празднования Защитника  Отечества ребята  клуба собрали информацию о своих родственниках: братьях, отцах, дедах.  По инициативе активистов клуба было подготовлено и проведено тематическое мероприятие о военных профессиях, на котором каждый  рассказал о прохождении их службы.  
  • В рамках празднования 55-летия  со дня первого полета человека в космос,  ко Дню космонавтики,  члены актива клуба подготовили   тематический день  под девизом «Пронесем по всем планетам наш родной Российский флаг», в рамках которого  прошли мероприятия:   Брейн - ринг, конкурс рисунков, был организован просмотр и обсуждение художественного фильма «Первый в космосе» и презентации по теме.

  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Воспитанники клуба принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях Центра, в межклубных соревнованиях. Были организованы межклубные соревнования по настольному теннису, посвященные памяти юного героя – антифашиста; теннисный турнир, посвященный памяти Вити Захарченко; соревнования по дворовому футболу, посвященному Победе в ВОВ.

В работе  использовались  следующие  методы  исследования: 

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • обобщение опыта работы детских общественных объединений и организаций;
  • изучение и систематизация нормативных и исторических документов, архивных источников, периодических печатных изданий;
  • педагогический эксперимент.

Вследствие эксперимента:

1. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданского воспитания подростков в условиях клуба по месту жительства: развитие интереса подростков к клубному общению, совместным общественно-полезным действиям;  формирование адекватного взаимного восприятия детей с нормальным и аномальным физическим развитием;  подведение подростков к сознательному выбору норм нравственного поведения, характера и форм взаимоотношений с товарищами; воспитание трудолюбия как качества личности, направленного на позитивную реализацию знаний, умений, опыта; привитие подростку потребности в социально-значимых действиях, формирование активной жизненной позиции с перспективой реализации в общественно-полезной деятельности.

2. Выявлены особенности гражданского воспитания подростков, обусловленные спецификой клубных форм дополнительного образования по месту жительства, такие, как: экзистенциальность, проявляющаяся в свободном выборе субъектом клубного сообщества, типа клубного объединения, форм и способов участия в нем, а также меры ответственности, принимаемой индивидом за результат своего выбора. Эта особенность проявляется в ситуациях реального выбора молодым человеком формы и степени участия в клубной жизни; в разработке и реализации молодежных проектов социально-гражданской направленности, таких как «Проектирование самоуправления в общественной организации», «Моя гражданская позиция в современном мире» и других; многофункциональность клубного пространства, в котором обеспечивается развитие различных сфер индивидуальности. Эта особенность проявляется в многоуровневых программах клуба, таких как: «Начальная правовая культура подростка»,  «Правила поведения в гражданском обществе», «Я – гражданин своего района» и других; территории свободного (непрограммируемого) общения, в социальных пробах гражданской направленности, в системе клубного самоуправления; специфичность стиля клуба, проявляющаяся в возможности развития в клубе молодежной субкультуры; коммуникативность как возможность организации разных уровней общения – индивидуального, группового, коллективного.

3. Разработана структурно-функциональная модель гражданского воспитания подростков в условиях дополнительного образования, раскрывающая виды клубной деятельности (теоретические занятия, практические занятия, туристские походы и экскурсии); содержание программ элективных курсов, направленных на формирование у подростков необходимых знаний в сфере права, политических основ жизни общества («Права и обязанности ребенка», «Зачем мне политика»); формы организации деятельности (групповая с различной численностью участников от 5 до 15 человек, коллективная, индивидуальная); методы, такие как: метод проектов, диспуты гражданско-патриотической направленности (например, «Толерантность в многонациональном мире», «Глобализм и антиглобализм», общественные слушания («Моя гражданская позиция в современном мире», «Спорт и гражданское самосознание»), ролевые игры («Я - лидер»,  «Если бы я был мэром Белгорода»); педагогические характеристики процесса гражданского воспитания подростков (такие как: учет возрастных особенностей подростков, системность педагогического воздействия, ориентация на развитие личности, органическое единство содержания, форм и методов и др.); направлений гражданского воспитания (профессионально-ориентирующее, правовое, политическое).

Работа с родителями.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. В ходе совместной деятельности, которая проводилась в клубе (показ открытых мероприятий, развлечений),  родители были привлечены к работе активистами клуба. Педагогом- организатором клуба со своей стороны оказывается педагогическая поддержка семьям в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

По инициативе активистов клуба оформляется  альбом, в котором они   дети зарисовывают  и вклеивают фотографии тех мест, где они побывали, что видели; описывают в нем свои впечатления.

Раздел III

Результативность опыта

Критериями эффективности процесса воспитания гражданственности и патриотизма  молодежи в подростковых клубах по месту жительства являются:

  • успешное овладение воспитанниками клуба  общественными ролями;
  • способность принимать детьми и подростками культурно – исторические ценности общества как собственные;
  • умение определять собственное поведение и поступки в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
  • знание и уважение детьми   законов страны;
  • умение  отстаивать свою гражданскую позицию;
  • умение проявлять осмысленную активность в общественно значимых делах.

Для проведения диагностики результативности опыта использовались те же диагностические методики, что и начальном этапе:

  • наблюдения;
  • тестирование;
  • ранжирование;
  • беседа.

Диагностика проводилась среди того же контингента, но количество воспитанников клуба выросло больше чем в 2 раза. В конце реализации представленного опыта  клуб по месту жительства посещали 108 детей свободного посещения:

ТАБЛИЦА № 3

Возрастная категория

Кол-во детей

и подростков

Процентное соотношение

Дети дошкольного возраста

12

11

Дети   младшего школьного возраста

54

50

Дети  среднего школьного возраста

24

22

Дети старше школьного возраста

18

17

Главная роль отводилась личностно - ориентированным технологиям.  

Применение их спланированной и постоянной составляющей частью образовательного и воспитательного процессов послужили  созданию  условий для активизации личности детей и подростков, развития клубного самоуправления.

Анализ работы над опытом по созданию целостной системы гражданско-патриотического  воспитания, построен на сравнении результатов вводной и итоговой диагностики состояния уровней  патриотического   сознания и гражданской   позиции воспитанников клуба.

Итоговая      диагностика    по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В. Григорьева так же   показала положительную динамику роста       уровня    сформированности   отношения  детей и подростков свободного посещения клуба:

ТАБЛИЦА № 2

№ п\п

Уровень

сформированности   отношения :

Результаты диагностики

(уровень в  % - соотношении )

Выс.

Ср.

Низ.

вводная

итоговая

вводная

итоговая

вводная

итоговая

1

к  обществу  (отношение к  родной  природе,  к  Отечеству)

26

58

31

36

43

6

2

к людям (честность, дружелюбие, милосердие,   уважительное отношение  к  старшим )

16

60

23

26

61

14

3

к   себе(организованность , самоуважение,   требовательность   к  себе ,добрая   воля)

71

50

19

27

10

23

Диагностика  выявила,  что у значительного  числа  воспитанников клуба   изменилось представление о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, и собственное  «Я»  у  них  уже не преобладает  над  понятием  «Мы».  Все показатели сформированности детей и подростков по окончанию работы над опытом имеют положительную динамику:

  • Отношение к  обществу:

Высокий уровень  увеличился на  32%

                    Средний уровень увеличился на  5%

  • Отношение   к людям:

Высокий уровень  увеличился на  44%

Средний уровень увеличился на  3%

  • Отношение к   себе:

Высокий уровень  уменьшился  на  21%

Средний уровень увеличился на  8 %

Клуб  носит имя юного героя Великой Отечественной войны  Вити Захарченко, поэтому воспитанники клуба ведут активную работу по пропаганде подвига юного героя. В клубе ребята своими силами оформили уголок, посвященный жизни и подвигу юного разведчика,  по крупицам  собрав немногочисленные факты биографии и истории подвига юного земляка. Этот материал  вошел в Книгу Памяти и Славы Белгородской области, которую выпустили сотрудники музея народной культуры к 70 летию Победы.

 Поисковая работа по сбору материала о Вите Захарченко ведется и в настоящее время. Члены Совета клуба так же изучают историю детских общественных организаций и ведут поисковую работу;  создали свой банк данных  активистов детского движения, ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны, малолетних узников концлагерей среди старшего поколения жителей микрорайона.

В клубе по месту жительства имени Вити Захарченко совместно активистами округа №19 проводятся тематические мероприятия, посвященные  как военным датам, так и мероприятия гражданско-патриотической  направленности и духовно-нравственного воспитания.  В них принимают участие воспитанники клуба, их родители и самые главные участники этих мероприятий – ветераны ВОВ, несовершеннолетние узники концлагерей,  труженики тыла, ветераны труда, которые помогают в организации и проведении всех клубных мероприятий.

 Неоднократно приглашали на эти мероприятия и земляка Вити Захарченко  - Прокопцова Андрея Илларионовича, который делился своими воспоминаниями.

Традиционными стали военно-патриотические мероприятия, в разработке и организации которых активно участвуют воспитанники клуба: «Дети войны», «Самый длинный день в году- 22 июня», «День пожилого человека»,  «День города», «День Защитника  Отечества»,  «День Победы», «День казни Вити Захарченко», «Памяти павших будьте достойны» - цикл лекций о пионерах-героях и  детях войны «Тринадцать миллионов детских глаз», «Зачем, война, ты у мальчишек их детство отняла» - ежегодная акция 1 июня, посвященная детям войны.

Активисты клуба развивают волонтерское движение, принимают активное участие в  акциях – поздравлениях участников ВОВ на дому со специалистами  пенсионного отдел военкомата Восточного округа                 г. Белгорода  ко дню Защитника  Отечества, Дню Победы, на Дни рождения ветеранов.

В настоящее время в клубе ведется работа по реализации  разработанного  долгосрочного проекта «Дорогами войны», посвященного 75-летию Великой Победы, который рассчитан на период с 22 июня 2016 года по 9 мая 2020 года и будет включать в себя тематические мероприятия к 75-летию всех значимых событий Великой Отечественной войны.

Совместно с представителями военкомата Восточного округа города Белгорода воспитанники клуба принимали  участие во вручении на дому  медалей и книг памяти ветеранам ВОВ, которые по состоянию здоровья не могли получить на торжественном мероприятии в военкомате.

Также воспитанники клуба участвовали в церемонии вручения книг памяти вдовам и родственников  участников локальных войн, погибших при исполнении боевых заданий.

В подростковом клубе ежегодно проводятся мероприятия, посвященные  Вите Захарченко:

-  в День пионерии (19 мая) - Урок мужества;

- в Международный  день юного героя-антифашиста (8 февраля) – вечер памяти;

- в день начала ВОВ войны  (22 июня) – беседы, фотовыставки, митинги,  вечера памяти;

6 июля - в день казни юного героя в клубе проводится митинг с возложением цветов к барельефу В. Захарченко.

В подготовке и проведении мероприятий присутствуют  родители воспитанников клуба, жители микрорайона.

О неформальности проведения подобных мероприятий говорят публикации (Приложение №4  статьи )в средствах массовой информации:

-«Низкий поклон ветеранам» («Наш Белгород» от 28 мая 2014г),

-«Ветераны смотрят в будущее» («Наш Белгород» от 12 июля 2014г),

 -«Подвиг юного героя» («Большая переменка»  июль,  2014г),

-«Награды из Братской республики» («Наш Белгород» от 3 декабря 2014г),

-«Вспомним всех поименно» («Наш Белгород»  от 10 февраля 2016г),

Видео - и фотоотчеты о проведенных мероприятиях  размещаются на сайте учреждения.

Об активном участии  воспитанников подросткового  клуба по месту жительства имени Вити Захарченко  в областных и городских конкурсах военно- патриотической  направленности  говорят награды:

2016г.

1 место в муниципальном конкурсе методических разработок внеурочных мероприятий  посвященных Дню защитника Отечества.

2015г.

1 место в муниципальном конкурсе методических разработок внеурочных мероприятий  посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2014г.

1 место в городском конкурсе авторских сценариев по военно-патриотической направленности;

2 место в областном конкурсе социально-педагогических проектов «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования»;

2 место в городском конкурсе по разработке экскурсионного маршрута в г. Белгорода «Их  имена носят улицы»

2013 г.

3 место в областном конкурсе на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов;

3 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь», посвященном 70-летиюПобеды на  Курской дуге;

1 место в конкурсе на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов;

1 место в смотре-конкурсе подростковых клубов по месту жительства Восточного округа

2012 г.

2 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь», посвященному 1150 –летию Российской государственности

2010г.

3 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь»;

2 место в конкурс по организации работы  на лучшую организацию по  военно-патриотической деятельности.

Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание».

В большинстве случаев у родителей было правильное понимание термина «патриотическое воспитание» и было видно, что многие уделяют большое внимание этому вопросу.

Для оценки уровня подготовленности к служению Отечеству  мальчикам была предложена  анкета об армии, по результатам которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.

На первый вопрос анкеты о желании служить в армии ответили положительно 66% опрашиваемых. Среди ответов воспитанников клуба на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии, положительно ответили 86%, отрицательное мнение выразили -14%.

На второй вопрос,  чем для человека является служба в Армии ( защита Родины ), положительно ответили 81 % опрашиваемых ,  среди которых – 42 % - долг; 16%- проверить самого себя; 12%- становление мужчины; 11 % - почту за честь служить в Армии; Отрицательных ответов -19%, среди которых 16% -ответили, что это потеря одного года .

 На вопрос,  каким должен быть срок службы в армии большинство воспитанников клуба (61%)   решили, что 1 год; согласны с тем, что можно прослужить и 2 года – 17%, полгода – 9%, 1,5 года – 13%.

В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить? Подальше от дома ответили  – 19%, в России – 64%,  , в горячих точках -17%.

Пятый вопрос позволил выявить количество ребят, которые боятся «дедовщины». Оказалась, что в КШ не боятся «дедовщины» (80%).

          Таким образом, из анализа анкеты следует, что воспитанники клуба в большей степени (81%)подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии.

         Применение  в  воспитательной  работе    разнообразных  методов,  форм,    создание  определенных  организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение   эффективности  гражданско-патриотического воспитания.

Результаты диагностики состояния

духовно – нравственных качеств личности кадета

(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев»  

Л.В.Байбородовой

методика«Репка» А.И.Герцена

             Качества

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Любовь к Родине

65%

69%

76%

81%

86%

91%

96%

Готовность прийти на помощь

57%

59%

65%

76%

78%

81%

89%

Интерес к родной культуре

51%

57%

63%

69%

72%

79%

86%

Вывод: результаты показывают, что вырос уровень духовно – нравственного развития учащихся, отношение к духовно – нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.

Результаты изучения уровней сформированности гражданственности у воспитанников клуба.

(Тест «Размышление о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой

Компоненты гражданственности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010

2016

2010

2016

2010

2016

Гражданский долг и ответственность

20

68

35

28

45

4

Правовая культура и соблюдение законов государства

26 %

71%

41%

22

33 %

7

Личная свобода

60 %

58%

31%

38%

9 %

4%

Гражданская активность

50 %

55%

36 %

40%

14 %

5%

Патриотизм и интернационализм

36 %

62 %

39 %

35%

25 %

3%

Вывод: вырос уровень формирования гражданственности, увеличился процент в таких гражданских позициях, как патриотизм и интернационализм, гражданская активность, гражданское достоинство, соблюдение законов государства, гражданский долг.

На сегодняшний день результатом деятельности клубного самоуправления  являются увеличившееся число воспитанников клуба, у которых эффективно формируются гражданские и патриотические компетенции:

  • включение в социально значимую деятельность (63 %);
  • определение собственного поведения и поступков в соответствии с нормами, принятыми в обществе (74 %);
  • умение работать в группе (команде) и коллективно (82 %);
  • умение брать ответственность на себя (69 %).

Оценивание в гражданско-патриотическом образовании.

Оценка эффективности инновационной работы по гражданско-патриотическому воспитанию в подростковом клубе по месту жительства обеспечивается

  • регулярным обсуждением хода реализации программ на Совете клуба;
  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания детей и подростков по месту жительства;
  • координацией работы по развитию гражданско-патриотических компетентностей совместно с педагогами, Советом территории, родительской общественностью;
  • разработкой методических материалов, направленных на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве подросткового клуба, как  структурного подразделения МБУДО «Юность» города Белгорода;
  • через СМИ, Интернет;
  • участием и победами в муниципальных и региональных конкурсах гражданско-патриотической направленности.

За период работы над опытом  заложены основы :

- гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

        - становления гуманистических и  демократических ценностных ориентации;

-         формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

        Таким образом, результаты, полученные в ходе работы над опытом, доказывают эффективность выявленных и реализованных педагогических условий становления ценностных гражданско - патриотических ориентаций детей и подростков на базе подросткового клуба по месту жительства. Это подтверждается положительными изменениями сравнительных данных диагностики в начале и в конце работы над опытом.

Теоретическая значимость опыта состоит в том, что в ходе работы выявлены особенности организации и деятельности по гражданско -  патриотическому воспитанию подрастающего поколения посредством развития самоуправления в подростковых клубах по месту жительства.

Практическая значимость опыта состоит в создании условий, способствующих активизации детей и подростков, включению их  в организацию и проведение гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий, формированию патриотических чувств.

Определены и охарактеризованы методы и формы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников клуба  и их родителей, а именно: содержание и подходы к организации и проведению внешкольных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации и социализации, демонстрацию детям и подросткам значимости их деятельности, признания  и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание патриотизма у детей и подростков  будет успешным при соблюдении следующих условий:

  • равноправное сотрудничество взрослых с детьми и подростками,
  • создание положительной атмосферы в клубе,
  • развитие умения анализировать проблемные ситуации

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

  • используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических  условий  в рамках деятельности  клуба по месту жительства эффективен для  формирования у подрастающего поколения  качеств гражданина и патриота;
  • молодое поколение проявляет интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
  • воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов дополнительного образования, и для  классных  руководителей  образовательных школ.  Полученные данные могут быть использованы в разработке программ деятельности УДО по обеспечению социализации детей и подростков, программ семинаров для руководителей многопрофильных учреждений дополнительного образования детей.        

Библиографический список

1. Государственная  программа  «Патриотическое  воспитание  граждан  РФ  на  2006  –  2010 годы», М.: 2006.

2.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты  второго поколения).

3.  Бондаревская   Е.В.  Смыслы     и  стратегия   личностно-ориентированного       воспитания  /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

4.  Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

5.  Ожегов  С.И.,  Шведова,  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка/  С.И.  Ожегов,  Н.Ю.  Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

6.  Рогозина  Л.Д.  Воспитательные  системы  образовательных  учреждений  Белгородчины.  Белгород, 2004.- 328с.

7.  Степанов  П.В.,  Григорьев  Д.В.  Диагностика  и   мониторинг  процесса  воспитания  в  школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.

8.  Щуркова      Н.Е.   Классное    руководство:   теория,   методика,    технология.   –  М.:  Педагогическое общество России, 1999. – 222с.

9.  Щуркова   Н.Е.   Программа   воспитания   школьника.   М.:   Педагогическое   общество  России, 1998. – 48с.

10.  Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией   Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок как средство развития детского самоуправления

Работая третий год в считающемся "трудном" 7 классе, рассматриваю вопрос о самоуправлении школьников через привлечение их к работе в классном уголке. За три года работы сформировались отдельные рубрик...

Развитие детского самоуправления в городском лагере.

В работе представлен опыт работы городского лагеря "Солнышко". Предложен способ организации дествкого самоуправления в лагере....

Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства

Не будет Гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.Ему нет горше укоризны.Иди в огонь за честь Отчизны,За убежденье, за любовь. Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражда...

патриотическое воспитание в подростковом клубе .

Программа патриотического воспитания в клубе по месту жительства...

Развитие детского самоуправления

Развитие детского самоуправленияСовременный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления  личностного саморазвития обучающихся. В пр...

Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства имени Вити Захарченко

Проблема патриотического воспитания подростков обусловлена возрастающей потребностью современного социума в подготовке социально ответственных граждан к их активному участию в дальнейшем общественном ...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...