Классный уголок как средство развития детского самоуправления
статья (7 класс) по теме

Работая третий год в считающемся "трудном" 7 классе, рассматриваю вопрос о самоуправлении школьников через привлечение их к работе в классном уголке. За три года работы сформировались отдельные рубрики, почти все ребята участвуют в этой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_klassnogo_rukov..doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дворецкая И. В. Методическая разработка «Классный уголок как средство развития детского самоуправления»

План работы:

1. Организация и становление классного коллектива, развитие навыков самоуправления в моем классе

2. Классный уголок как средство развития детского самоуправления

3. Приложение. Фоторепортаж.

1.  Организация и становление классного коллектива, развитие навыков самоуправления

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка, поэтому внимание учителя к вопросам организации  и становления детского коллектива должно быть неослабным в течение всех лет обучения в школе.

Процесс формирования классного коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой. Для пятиклассников коллектив класса выступает как основной коллектив, потому что именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность. В классном коллективе обучающиеся осуществляют свою ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития. Коллективы по интересам (музыкальная школа, кружки, секции, студии, клубы) играют скорее вспомогательную роль в развитии личности ребенка, и только в классном коллективе ребенок может наиболее полно осознать свои способности, возможности, свои успехи и неудачи.

Личность ребенка многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью. У каждого ребенка есть свои интересы и способности к какому-либо виду деятельности, разные потребности и характерологические особенности, моральные качества и так далее. Задача классного руководителя, по моему мнению, заключается в том, чтобы найти всему этому необходимые условия для сплочения ребят и развития навыков самоуправления в классном коллективе.

 В сентябре 2009 года мне предложили классное руководство в 5 «А» классе, не без оснований считавшемся «трудным».

Ярко выраженная подражательность детей неформальным лидерам (Н. Артур) ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей, отсутствие навыков самоуправления  – это далеко не весь перечень проблем, с которыми я столкнулась.

Начала я с рассаживания по местам, предложив не знакомым мне до 1 сентября 2009 года детям сесть за одну парту с тем,  с кем захотят. Записав фамилии и номера парт по рядам, в течение недели выучила имена и фамилии ребят. Затем стала сама пересаживать детей, стараясь сохранить основной принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребенка.

В течение учебного года несколько раз совершала «пересадки», чтобы дать детям возможность ближе познакомиться друг с другом (в четвертом классе местами они не менялись). Сейчас мои дети уже в седьмом классе, за этот год их пересаживала всего два раза, потому что уже знаю психологическую совместимость учащихся.

Трудно проходила организация дежурства по классу, которая тоже имеет большое значение для процесса формирования навыков самоуправления. Дежурят под моим наблюдением дети, сидящие за одной партой, а само дежурство организуется по рядам. Дежурные выступают руководителями классного коллектива, и каждый ребенок  должен уметь подчиняться их законным просьбам и распоряжениям. Но зачастую вначале многие охотно командовали, сами не подчиняясь требованиям (Г. Костя, Ш. Филипп и другие). Со временем ситуаций таких возникает все меньше, а теперь уже сами ребята в состоянии «одернуть» таких учеников.

Выбор классного актива в пятом классе прошел демократично: ребята писали фамилии рядом с указанной «должностью». Большинство ребят проголосовало за Р. Диму. Мальчик доброжелательный, активный, учится почти на одни «четверки», трудолюбивый, но в тоже время несамостоятельный, легко идет на поводу у других.

В том году я рекомендовала выбрать лидером класса такого человека, за которого будет не стыдно нам всем. Лидер должен болеть за свой класс душой, иметь нравственные ориентиры, хорошо учиться и иметь авторитет среди одноклассников. Ребята выбрали, снова проголосовав тайно, М. Вику. По их мнению, именно она соответствует образу лидера. Но я вижу, что Виктории не хватает настойчивости. Ей легче сделать что-то самой, чем заставить делать других. Она не может выдержать, когда хамят. Да, классный коллектив у нас не простой, настоящим лидером стать тоже задача не из легких. Но психолого-педагогические тесты показывают, что у нас «проявился» лидер, которого не хватает. Ж. Виктория может найти общий язык со всеми ребятами, ее уважают мальчики (их в классе большинство, поэтому это очень важно). Ее юмор, умение улаживать ссоры, ответственность, сформированная система нравственных ценностей, артистичность, ум, готовность помочь  – вот что нравится в ней окружающим. Теперь нужно «растить» лидера класса из Вики, которая может в глаза сказать, что кто-то не прав, причем культурно и без обид.

В этом году лидером класса выбрали Сашу А., очень самостоятельного, серьезного, являющегося настоящим лидером. Он имеет авторитет у ребят, старается хорошо учиться, много лет занимается спортом.

В классе у всех ребят есть свои обязанности, в целом  все с ними справляются. Иногда я сама «передаю» обязанности другому ребенку уже на свое усмотрение, если кто-то отказывается от выполнения своих обязанностей (так было в 2009  году с Артуром Н., которого ребята выбирали старостой класса). В том году его выбрали физоргом класса, и он доволен.

Мы участвуем во всех школьных мероприятиях, получили несколько грамот (за победу в «Экологическом турнире», за второе место в конкурсе «Осень золотая», за активное участие в конкурсах чтецов, рисунков и так далее). У нас появились свои традиции: празднование Дня рождения коллектива, подготовка концерта для родителей, проведение совместного с детьми родительского собрания и чаепития, подарки к 8 марта и 23 февраля, игра в «Почту» для поздравлений.   Учащиеся активно участвовали в классных, общешкольных и районных мероприятиях.  

Самоуправление в классе осуществлялось через секторы: учебный, трудовой, культмассовый, информационный. В классе сложились свои традиции проведения мероприятий, в которых принимали участие родители – классные часы о выборе профессии, празднование Дня 8 Марта, поздравления ветеранов труда и воинов-афганцев.  Классные мероприятия проходили на высоком уровне, что отмечено администрацией школы.

86 % учащихся класса занимаются в учреждениях дополнительного образования (было 62%). Учащиеся класса принимали активное участие в решении проблем местного социума: участие в Неделях Добра, связь с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами. Налажена тесная связь с Детским Домом Творчества, ребята посещали кружки «Шарм», «Диско», «Бальные танцы», секцию тенниса, хоккея, легкой атлетики. Коллектив класса вместе с классным руководителем посещал концерты и творческие отчеты кружков. Учащиеся класса являлись участниками районных торжественных мероприятий, традиционно проводимых ко Дню Победы, 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества.

   Все мои школьники рисуют, участвуют и побеждают в общешкольных конкурсах рисунков,  газет и плакатов  (на антинаркотическую тему, «Светофор», «Мы и природа», «Экологический турнир»  и др.). Подобные мероприятия традиционно являются источниками нравственного развития обучающихся,  раскрывают нравственные представления о ценности человеческой жизни, о важности здорового образа жизни; развивают экологическое сознание, гражданственность, учат сотрудничеству и развивают навыки ученического самоуправления.

Самоуправление в классе осуществлялось через секторы: учебный, трудовой, культмассовый, информационный. В классе сложились свои традиции проведения мероприятий, в которых принимали участие родители – классные часы о выборе профессии, празднование Дня 8 Марта, поздравления ветеранов труда и воинов-афганцев.  Классные мероприятия проходили на высоком уровне, что отмечено администрацией школы.

.

   Постоянно участвуем в конкурсах чтецов. Победив в классе, хорошо выступила Ира З. со стихотворением  «Солдаты» в майском общешкольном конкурсе чтецов, посвященном 65-летию Победы в Великой  Отечественной войне в 2011 году, Олеся З. со стихотворением «Тихая моя родина» в этом году стала победителем среди обучающихся среднего звена в конкурсе чтецов, а Саша А. занял второе место в районном конкурсе частушек на тему «Молодежь против СПИДа».

Каждый год как классный руководитель награждаю от лица всей школы «Грамотами» и «Благодарностями» детей (всех без исключения) за хорошую учебу, активное участие в жизни класса или в одном мероприятии, спортивные успехи, дежурство в классе и в школе, ответственное выполнение поручения, за участие в художественной самодеятельности. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя нужными и «сопричастными» всему коллективу.

Большую роль в развитии ученического самоуправления сыграл классный уголок – информационный стенд в нашем кабинете, постоянно обновляемая классная газета.

2. Классный уголок как средство развития детского самоуправления

Классный уголок стал эффективным помощником мне как классному руководителю, ведь в нем отражается жизнь класса, проявляются таланты детей, развиваются умения сотрудничества и творчества.

Работа в оформлении классного уголка, подборе материалов активизирует творческую активность детей, прививает любовь к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения, создает ситуацию успешности. Постоянное обновление стенда, появление новой информации – это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.

В нашем классе с сентября 2009 года постоянно ведется работа по выпуску новых материалов для классного уголка. В пятом классе наш отряд «Непоседы» в октябре оформил первый классный уголок, в котором помимо информации о нашем отряде появилась рубрика «В гостях у сказки». Это было сделано с целью накопления радостного, положительного опыта ребят, адаптирующихся к среднему звену обучения. Это была своеобразная «копилка» радости, ведь и взрослые, и дети улыбались, глядя на рисованных сказочных героев. На первом этапе это была самая приемлемая форма деятельности.

Ярко оформленный классный уголок пополнялся разными материалами: провели на классном часу конкурс рисунков на тему «Мы против табачной, алкогольной зависимости и наркомании»  – оформили раздел «Здоровый образ жизни», иллюстрировали литературные произведения – оформили раздел «В мире литературных героев»…

И так постепенно до сих пор происходит обновление классного уголка: в том году отряда «Алые паруса», а в этом – «Адреналин».

Постоянной рубрикой классного уголка стала «Фоторепортаж». В  ней третий год отражается информация о различных классных и общешкольных мероприятиях, в которых мы приняли участие, а на фотографиях  запечатлены самые интересные моменты нашей внеурочной деятельности.

В шестом классе мы выбрали ответственных  за оформление классного уголка, фотокорреспондента, секретаря (который набирал текст на компьютере), ответственных за рубрики:

  1. Наш отряд (название, список ребят, девиз отряда, песня, эмблема),
  2.  Дежурство (в классе и по школе),
  3. Поздравляем (поздравления именинников, с праздниками),
  4. Здоровый образ жизни (режим дня, листовки и рисунки по теме),
  5. Наши поручения (общественная нагрузка),
  6. Наши увлечения (посещение секций, кружков, клубов по интересам и т. д.),
  7. Символика России,
  8. Это надо знать! (Устав школы, Конвенция о правах ребенка  и другие документы).

В шестом классе добавилась рубрика «Хочу рассказать…», где ребята могли поделиться впечатлениями о совместном походе в кинотеатр, о понравившемся мероприятии и прочее, и рубрика «Портфолио победителей», где собран материал обо  всех наших победах в различных конкурсах. А также рубрика «Сохрани свою жизнь» с материалами о пожарной безопасности, действиях в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, о правилах поведения на дороге и др.

В этом году классный уголок силами ребят снова обновлен. Добавилась рубрика «Мы взрослеем» (материалы о половом воспитании, о ВИЧ-инфекции и заболеваниях, передающихся половым путем) и «В мире интересного…»,  где можно прочитать о загадках древних пирамид, разгадать кроссворд и так далее.

Мне, как классному руководителю и учителю-филологу, конечно, приходилось учить школьников основам создания газеты (классного уголка). Вначале помогала в оформлении, сама сидела за компьютером с ними, вместе придумывали рубрики и собирали материалы для них.

Постепенно сложились принципы работы над классным уголком:

  1. Принцип добровольности (каждый может попробовать свои силы и применить свои способности;  выбрать рубрику, конкурсы для участия, которые наиболее отвечают его интересам),
  2. Принцип взаимного обучения (составление статей и кроссвордов для рубрики «В мире интересного…» и ответы на них),
  3. Принцип комфортности (развитие интересов в комфортных для личности условиях),
  4. Принцип самости (самопознание, самоорганизация, самореализация),
  5. Принцип коммуникативности (расширение круга общения, сплочение коллектива в процессе совместного коллективного творчества).

Классный уголок помогает в работе с родителями. Этот своеобразный отчет о внеурочной деятельности, на фотографиях родители видят участие их детей в жизни класса и школы.

В классном уголке есть информация для родителей (о безопасности жизнедеятельности, о здоровом образе жизни, о режиме и так далее).

Развитие творчества осуществляется за счет самостоятельной подготовки статей и заметок, различного рода информации;  оформления классного уголка, его рубрик; проведения различных конкурсов. 

Нравственное воспитание школьников во время работы над классным уголком  помогает в становлении личности ребенка, формирует систему нравственных базовых ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество).  

Классный уголок позволяет решить образовательные задачи:

  1. Знакомство с правилами создания газет, уголков, листовок и др.;
  2. Закрепление учебного материала.

В этой работе слиты воедино обучающий компонент (знакомство с основами журналистики и наглядной агитации), воспитательный (воспитание коллективизма,  сотрудничества,  навыков самоуправления и журналистской этики)  и  развивающий (развитие творческих способностей, воображения, без которых невозможно развитие полноценной личности) аспекты.

Постоянная работа по накоплению и обновлению материалов классного уголка развивает самоуправление в классе.

Во-первых, ребята сами предлагают себя и одноклассников на должности оформителей, секретаря,  ответственных за ту или иную рубрику.

Во-вторых, ребята учатся оценивать свою индивидуальную или групповую деятельность. Кстати, через классный уголок легко проанализировать «удовлетворенность» обучающихся своим коллективом.

В-третьих,  ребята пишут о своем участии в общешкольных мероприятиях и классных,  которые приготовили и провели самостоятельно.  

Посмотрите, как были охвачены дети участием в оформлении и сборе материалов для классного уголка за эти три года:

2009-2010 учебный год – 27, 9%;

2010-2011 учебный год – 46, 3%;

2011-2012 учебный год – 79, 9 % обучающихся, принявших участие в работе по созданию классного уголка и его функционированию.

Впереди есть цель – стопроцентный охват школьников этой работой для выхода на более высокий уровень в школьном самоуправлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова...

Развитие детского самоуправления в городском лагере.

В работе представлен опыт работы городского лагеря "Солнышко". Предложен способ организации дествкого самоуправления в лагере....

Интеллектуальный общегимназический праздник "Vivat, умники и умницы!" - средство развития детской одаренности в МБОУ "Гимназия" №13

Интеллектуальный праздник включает в себя множество интереснейших конкурсов. позволяя гимназистам показать себя, раскрыть свои способности и таланты...

Развитие детского самоуправления

Развитие детского самоуправленияСовременный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления  личностного саморазвития обучающихся. В пр...

Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства посредством развития детского самоуправления

Обобщение опыта  по патриотическому вопитанию детей и подростков по месту жительства в учреждениях дополнительногообразования....

Медиаволонтерство как средство развития ученического самоуправления

Сценарий мероприятия Открытая студия «Моя тема: Медиаволонтерство как средство развития ученического самоуправления»Цель: привлечение учащихся к деятельности медиастудии СОШ №10....