Конспект открытого урока по чтению "Путешествие в мир сказок Шарля Перро".
план-конспект урока на тему

Данное мероприятие было проведено  в рамках Недели детской книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_putesh_skaz.sh_.perro_.samoanaliz.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район,  г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru

Конспект открытого урока по чтению

 "Путешествие в мир сказок Шарля Перро"

(проведён в рамках школьной Недели детской книги )

 

 Подготовили и провели

учителя 2а и 2б классов

 Алеша С.В., Асотова О.Б.

15.03 2018

Яхрома

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район,  г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru

        Открытый урок по чтению

                                                    во 2-а и 2-б классах

" Путешествие в мир сказок Шарля Перро".

Дата проведения: 15 марта 2018 г.

Цель: закрепить и уточнить знания детей о сказках Шарля Перро.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить развитие кругозора детей;
  • способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках;
  • формировать навыки работы в команде;
  • совершенствовать творческие способности детей в театрализованной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение отгадывать литературные загадки;
  • совершенствовать когнитивные процессы ( память, внимание, мышление);
  • воспитывать правильную речь у детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественной литературе;
  • воспитывать умение выслушивать своего товарища;
  • воспитывать культуру поведения.
  • поддерживать читательский интерес.

Форма проведения: урок-игра.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: костюмы сказочных персонажей, декорации замка и леса, имитация кареты, указатели дорог, шпага, музыкальный центр,  детские рисунки сказочных героев, цветы красного, жёлтого и синего цвета.

Подготовка учителя к образовательной деятельности:

  • подготовка декораций для оформления зала;
  • разучивание ролей для драматизации;
  • подбор костюмов.

Предварительная работа с детьми:

  • чтение сказок Шарля Перро;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • просмотр отрывков мультфильмов по сказкам Шарля Перро;
  • беседы по содержанию, обсуждение поступков главных героев;
  • конкурс рисунков по сказкам Шарля Перро.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Как бы мне хотелось

 Жить в волшебном доме,

 Где хранятся сказки,

 Как стихи в альбоме,

 Где старушки-стены                                

 Сплетничают ночью

 Обо всём, что в сказках

 Видели воочию,

Где огонь в камине

 Создает уют

 И на книжной полке

 Чудеса живут,

 Где в старинном кресле,

 Чуть скрипя пером,

 Сочиняет сказки

 Друг мой – Шарль Перро.

Сегодня  наш урок посвящен замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.

II. Биография Шарля Перро.

    12 января 2018 года исполнилось 390 лет со дня рождения писателя.

    Давным-давно, в одной стране, которая называется  Францией жили-были пятеро братьев. Семья  Шарля Перро была знатного и богатого рода. Родители своих сыновей красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Он был важным правительственным чиновником, с ним советовался сам король .Шарль Перро был очень богатым человеком: имел 8 домов и собственный замок Розье. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…

 Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.

     Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

    Самые лучшие сказки, которые прославили Шарля Перро, вошли в одну книгу "Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями". Это "Спящая красавица", "Красная Шапочка", "Синяя борода", "Кот в сапогах", "Золушка, или Хрустальная туфелька", "Рикке с хохолком", "Мальчик-с-пальчик".

    Самой любимой игрушкой, которую подарили родители в детстве, стал "Замок"- точная копия средневековой крепости размером с самого мальчика.

    Средневековый замок встречается во многих сказках Шарля Перро.

     Отправляемся в путешествие по сказкам знаменитого сказочника. Начнём наше путешествие со знаменитой сказки. Отгадав загадку, вы узнаете сказку.

III.Сценка по мотивам  сказки "Кот в сапогах" показывают учащиеся 2-а класса.

1 ребенок:

 Он в сапогах, он в сапогах, 
Известен будет вам! 
Для крыс, мышей он ужас, страх! 
Но ласковый к друзьям. 
Ну, догадались, гости, 
Скорее мне ответ:
Кому в той милой сказке
Не страшен Людоед? 
(Дети отгадывают загадку. Это сказка "Кот в сапогах". ) 

Кот: Кот в сапогах, кот в сапогах
Знаком я буду с вами
Для крыс, мышей- я ужас, страх, 
Но ласковый с друзьями. (Уходит.) 
Чтец: Когда- то старый мельник жил, трех сыновей имел. 
И умер он прожив сто лет, таков его удел. 
И стали тотчас сыновья наследство все делить. 
Один взял мельницу себе, другой взял скот и дом, 
А младший брат, бедняжка Жан остался ни при чем. 
Избушка мрачная, и стул, и стол на трех ногах
Все, что досталося ему… Еще, Кот в сапогах. 
(Входит Кот в сапогах) 
Кот: Мяу! Слушай, хозяин, что я скажу… 
Ты добрым хозяином был
Меня ты всегда и поил, и кормил, 
Так как же добро мне забыть? 
За ласку твою отплачу я во сто крат
Ты будешь, хозяин мой, знатен, богат! 
Жан: Спасибо тебе, верный Кот, но ты не сможешь мне ничем помочь! 
Кот: Не веришь? Тоску я твою разгоню, 
На принцессе Флорине женю. 
И буду слугою я верным у вас, 
Теперь, ты хозяин, -Маркиз Карабас! 
Чтец: И пошел Кот добывать хозяину деньги, славу и почет. Несколько раз появлялся Кот во дворце короля, принося ему разные подарки. А подружившись с королем, пригласил его и его дочь-принцессу во дворец Маркиза Карабаса. 
Кот: Маркиз Карабас просит вас пожаловать в его дворец! 
Чтец: А на горе стоит не дворец Маркиза Карабаса, а страшный замок злого Людоеда. 
Злой, очень злой Людоед, но и к его сердцу нашел дорожку Кот. 
Чтец: Много разных превращений совершал Людоед по просьбе Кота, пока не превратился в мышь. А умный Кот съел его, наслаждаясь своей победой. 
Кот: Мяу! Наша взяла! Злого Людоеда больше нет! (шум, треск) 
Чтец: Вот так Кот сослужил хорошую службу своему доброму хозяину. 

Учитель: Путешествие наше продолжается. Чтобы узнать в какую сказку мы сейчас попадём, надо отгадать ещё одну загадку.

 В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил

И мгновенно проглотил.

 Кто же это? ( "Красная Шапочка").

  Учитель: Молодцы. Вы узнали ещё одну сказку. Сейчас ученики 2-б класса покажут вам небольшой отрывок из этой сказки.

IV.Сценка по мотивам  сказки "Красная Шапочка" показывают учащиеся 2-б класса.

Сказочница:
1. Девочка в лесу живет
И танцует, и поет. 
Любят все ее и ждут
Красной Шапочкой зовут.
2. С мамой здесь живет одна. 
Любит бабушку она. 
Поудобней сядь-ка, зритель,
И внимательно смотри.
Вместе: Это присказка, не сказка
Сказка будет впереди. 
(Звучит музыка. Мама печет пирожки, Красная Шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом. )
Красная Шапочка: Мама можно погулять
Мне цветов насобирать? 
Мама: Ну конечно прогуляйся, 
Да смотри не потеряйся. 
Нужно к бабушке сходить
Пирожками угостить. 
Красная  Шапочка: Далеко я не уйду. 
Позовешь, и я приду. 
Мама: Где ты ходишь, егоза? 
Покажись мне на глаза. 
Красная  Шапочка: Что, моя мамулечка? 
Мне пора к бабулечке? 
Мама: Собирайся в путь дорожку
И возьми с собой лукошко. 
Пироги с капустою
Получились вкусные. 
Бабушке - большой привет. 
Осторожней будь, мой свет. 
(Мама и Красная Шапочка уходят со сцены. )
Появляются сказочницы. .
Сказочница:
1: Вот и в путь пошла она
2: В страшный лес совсем одна? 
1: И совсем не страшный лес
Очень много в нем чудес. 
2: Да ты что? Не шутишь ты? 
1: Нет. Танцуют в нем цветы, 
и луна, и звезды. 
В нем легко и просто. 
1: Осторожно, опасайся
2: Волк идет
1: Беги, спасайся. 
(Волк набрасывается на Красную Шапочку. Она убегает от него и прячется за дерево. )
Волк: Куда спешишь, девчушка? 
Красная Шапочка: К бабуле на опушку. 
Волк: А где живет бабуся. 
Красная Шапочка: Вон там, вон ходят гуси.
Волк: А что в твоем лукошке? 
Красная  Шапочка: Там пирожки с картошкой. 
Волк: Так ты идешь не тем путем
Дорога та надежней. 
Красная  Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет.
Волк: Прощай, будь осторожней. 
(Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует. Появляются сказочницы. )
Сказочницы:
1: Ах, как хитер коварный волк
Так обманул бедняжку. 
2: А сам другим путем пошел
Как за бабулю страшно. 
(Волк подходит к домику бабушки). 
Волк: Ах, вот бабуля где живет
Деревня неплохая. 
Ну что ж поесть уже пор.
Бабушка: Кто там пришел, скажите? 
Волк: Внучка твоя к тебе пришла. Скорее отворите. 
Бабушка: Веревку дерни на двери и эти двери отвори. 
( Волк набрасывается на бабушку и съедает ее. Появляется Красная Шапочка, подходит к двери и стучит.)
Волк: Кто там пришел? 
Красная Шапочка: Ах это я, бабуля, твоя внучка.  
Волк: Скорее дерни, там шнурок
И нажимай  на ручку. 
Красная  Шапочка : Ну здравствуй, бабушка моя,
К тебе пришла я в гости. 
Волк: Как рада видеть я тебя.
Ты принесла мне пирожки?
Красная  Шапочка: Я пирожки тебе несла
Еще привет от мамы. 
Волк: Ну пирожки не ем ведь я,
Поставь их у камина
Красная Шапочка : Бабуля, у тебя глаза огромные какие.
Волк: Чтоб лучше видеть мне тебя, поэтому большие.
Красная  Шапочка : А уши, бабушка, а нос?
Ведь раньше меньше были.
Волк: Чтоб лучше слышать твой вопрос
И помнить, что забылось. 
Красная Шапочка: А зубы, бабушка моя, 
Огромные какие! 
Волк: А это чтобы съесть тебя.
Красная  Шапочка : Ой, мама, помоги мне! 
(Волк набрасывается на девочку и съедает её. В лесу раздаётся стук дровосеков). 
Дровосеки:
1: Вы слышите кричат в лесу? 
2: Может увидели лису. 
1: Вдруг нужно там помочь кому
2: Бежим скорей. 
1: Топор возьму. 
(Прибегают к дому бабушки.)
1: Ах, братцы, да ведь это волк! 
2: Пузатый, съел кого-то. 
1:Скорей лови его. Эй волк! Пора тебе работать. 
Сказочница:
1: Ура, бабуля спасена! 
И героиня наша. 
2: А волк остался без хвоста
От горя плакал даже. 
1: Добро всегда сильнее зла
И справедливей даже. 
2: А каждый волк запомнит  пусть
за зло его накажут.

V.Физкультминутка.

(Звучит фонограмма песни "Добрый Жук" из кинофильма "Золушка".Дети поют песню и танцуют польку).

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Жил на свете добрый жук,
Старый общий друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг,

Старый верный друг.

VI.Викторина по сказкам Шарля Перро.

Задание 1. Угадать персонаж сказки по описанию.

1. Ты любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасёт тебя от смерти? ( Ответ: дровосеки.)

2.Кто умел превращаться в любого зверя?( Ответ: людоед-великан.)

3.Вы- фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придётся поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву- в карету, мышей- в коней, ящериц -в лакеев. крысу - в кучера.)

4.Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой роще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду...(Ответ: спящая красавица.)

Задание 2.

Учитель: Сейчас проверим ваши знания по математике.

1.Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ:6.)

2.Сколко дней продолжался бал в сказке "Золушка"?(Ответ: 2 дня.)

3.Сколько фей было на дне рожденья принцессы?(Ответ:8.)

4.Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика?(Ответ:6.)

5.Сколько лет было Мальчику-с-пальчику?(Ответ:7.)

6.Сколько сыновей было у мельника?(Ответ:3.)

7.Сколько раз Людоед совершал свои  превращения?(Ответ:2 лев, мышь.)

8.Сколько лет должна спать заколдованная принцесса? (Ответ: 100 лет.)

9.Сколько лет было принцессе, когда она уснула?(Ответ:16.)

10.Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (Ответ:4.)

Задание 3.Назвать лишнее и объяснить своё решение.

1.Мельница, кот, волк, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)

2.Туфелька, часы, мышь, людоед.(Ответ: людоеда нет в сказке "Золушка".)

3.Карета, придворные , крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)

4.Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено.(Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)

Задание 4.Отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1."Чёрный берет". ( "Красная Шапочка".)

2."Собачка в кроссовках". ("Кот в сапогах".)

3."Красные усы". ("Синяя борода".)

4."Девочка- великанша". ("Мальчик-с-пальчик".)

Задание 5.

1.Почему Волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу?(Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)

2.Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (Ответ: цветы.)

3.Что лежало у нее в корзинке? (Ответ: пирожок и горшочек с маслом.)

4.Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (Ответ: за лесом, за мельницей.)

5.Кто покушался на жизнь бабушки? (Ответ: волк.)

6.Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (Ответ: дровосеки.)

7.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (Ответ: мельницу, осла, кота.)

 8. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Ответ: Маркиз де Карабас.)

 9. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (Ответ: кролика.)

10. Каким образом кот съел великана-людоеда? (Ответ: попросил его превратиться в мышку.)

11.Почему младший сын мельника поверил Коту?(Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

12. Почему Кот придумал своему хозяину новое имя?(Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успехов при дворе.)

13.Из какого материала сделана туфелька Золушки? (Ответ: из хрусталя.)

14.В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (Ответ: в кучера.)

15.За что Золушку прозвали Золушкой? (Ответ: сидела в углу на ящике с золой.)

16.Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (Ответ: случился страшный голод, их нечем было кормить.)

17.Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (Ответ: они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик.)

18.При помощи чего Мальчик-с - пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (Ответ: при помощи крошек хлеба.)

19.На чей дом набрели Мальчик- с -пальчик и его братья? (Ответ: дом Людоеда.)

20.Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (Ответ: сапоги скороходы, мешок с золотом.)

21.Что предсказала старая фея принцессе? (Ответ: смерть от веретена.)

22.Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (Ответ: фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы.)

23.Кто проснулся сразу после принцессы? (Ответ: собачка Пуфф.)

24.Почему замок казался неприступным? (Ответ: вокруг вырос густой лес.)

25.Какой указ издал король для своих подданных?(Ответ: запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки.)

26. Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты?(Ответ: только перед ним расступались колючие кустарники и деревья.)

 27.Почему Кот придумал своему хозяину новое имя?(Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успехов при дворе.)

Задание 6.

С закрытыми глазами нарисовать мордочку кота из сказки "Кот в сапогах",

VIII. Рефлексия.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте украсим цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. (Дорога, по которой шла Красная Шапочка, прикреплена на доске).

Возьмите конверт. В нем лежат три цветка. Если вам на уроке было интересно - прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если вам было совсем не интересно– синий.

-Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, насколько интересным получился урок?

-Разрешите и мне украсить дорогу. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.

-Урок окончен. Спасибо.

Учитель 2-а класса: Алёша С.В.

Учитель 2-б класса: Асотова О.Б.

               

                                                             



Самоанализ открытого урока по чтению во 2-а и 2-б классах.

"Путешествие в мир сказок Шарля Перро"

   Дата проведения: 15 марта 2018г.

   Учителя: Алёша С.В., Асотова О.Б.

   Урок проводился во 2-а и 2-б классах для обучающихся с лёгкой степенью умственного развития. Во 2-а классе 9 обучающихся, во 2-б классе 6 обучающихся. Все дети находятся на разном уровне моторного и речевого развития, и все дети нуждаются в индивидуальном подходе.

   Тема урока: "Путешествие в мир сказок Шарля Перро".

   Форма проведения урока: урок-игра.

   Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) .

   На уроке была поставлена триединая цель:

  • закрепить и уточнить знания детей о сказках Шарля Перро;
  • обеспечит развитие кругозора детей;
  • совершенствовать творческие способности детей в театрализованной деятельности;
  • развивать умение отгадывать литературные загадки;
  • совершенствовать когнитивные процессы;
  • воспитывать правильную речь у детей;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, поддерживать читательский интерес.

   Цель поставленная на уроке реализовывалась через содержание и методы: наглядные, словесные и практические.

   Структура урока включала определённые этапы, логически связанные между собой.

   Цель, поставленная на уроке, сформирована конкретно, исходя из темы и содержания урока, а также индивидуальных и типологических особенностей обучающихся.

   Содержание урока соответствовало теме и поставленной цели.

   Выбранные методы способствовали реализации поставленной цели через содержание данного урока.

   Индивидуальный и дифференцированный подход осуществлялся с учётом психофизических особенностей учащихся.

   Считаю, что цель, поставленная на уроке, в целом достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"

Сценарий праздника для 6 класса...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро» Коррекционно-образовательные цели:     •   вспомнить биографию и творчест...

Вечер сказок Шарля Перро

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству французского писателя Шарля Перро....

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

Открытое занятие "Волшебный мир сказок Шарля Перро"

Благодаря волшебному миру сказок Шарля перро, мы развиваем умение видеть и ценить прекрасное. Развиваем способности отличать хорошее, доброе от дурного,злого в сказке в повседневной жизни....