Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
материал по теме

Филипенко Ирина Валерьевна

Программа "Воспитание и социализация личности обучающихся" призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitanie_i_sotsializatsiya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

ОГБОУ СПО «Смоленский технологический техникум»

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК

экономических дисциплин

Протокол № 4 от 06.11.2015 г.

Председатель ЦМК И.В. Филипенко

 

                                     УТВЕРЖДАЮ

                       Зам. директора по УПР

                                     С.Н.Косаревич

                                          11.09.2015 г.

Программа

«Воспитание и социализация личности обучающихся»

для обучающихся по специальности

38.02.07 «Банковское дело»

Разработала преподаватель: Филипенко Ирина Валерьевна

г. Смоленск

2015г.

Программа "Воспитание и социализация личности обучающихся"

(специальность 38.02.07 «Банковское дело»)

Пояснительная записка

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» (специальность 38.02.07 «Банковское дело») призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа  призвана:

- реализовать программу адаптации обучающихся первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;

- мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;

Основой  Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого положения, методика работы с молодежью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания. 

Цель: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Ожидаемые результаты: воспитание и социализация личности обучающихся.

Сроки  реализации: 2015-2018 гг.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2015-2016 учебный год) - создание психолого-педагогических условий реализации программы воспитания и социализации, стартовая диагностика обучающихся.

Практический этап (2016-2017 учебный год) - реализация воспитательных мероприятий

Заключительный этап (2017-2018 учебный год) - мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности. 

Содержание программы

Направление

Мероприятия

1

Гражданско– патриотическое

 

Посещение музея Великой Отечественной войны;

Посещение музея техникума;

Ежегодное участие в акции «Свеча памяти» (в ночь с 21 на 22 июня);

Участие в акции «Бессмертный полк»;

Создание книги памяти техникума «Бессмертный полк»;

Программа «Герои современности»;

 Классные часы, посвящённые героическим событиям (Мероприятие, посвящённое Дню неизвестного солдата);

Посещение мероприятий - Мероприятие, посвящённое Дню неизвестного солдата, митинги;

 «Время выбрало нас», мероприятие посвящённое Дню памяти о россиянах, выполнявшим свой долг за пределами Отечества;

Обзорные экскурсии (Катынский мемориал, «Патриот»).

2

Духовно-нравственное

Классный час, посвящённый Дню матери;

Циклы классных часов:

«Семья и семейные ценности»;

«Уроки доброты и милосердия»;

«Отцы и дети»;

Классные часы, посвящённые воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни и другим взглядам:

«Конфликт: все «за» и все «против»;

«Прощение или месть»;

Посещение праздничных мероприятий, посвящённых 8 Марта;

Экскурсия в храмы Смоленска.

 

Трудовое воспитание 

Организация дежурства по техникуму по графику;

Участие в городских субботниках;

Подготовка кабинета к зиме;

Генеральная уборка.

 

Эстетическое воспитание 

Цикл классных часов:

«Внешний вид обучающегося»;

«Культура поведения»;

Посещение библиотек техникума и города.

 

Здоровый образ жизни

Классный час «Здоровый образ жизни»;

Беседа о вреде табакокурения;

Беседа по профилактике суицида;

Беседа «Снятие эмоциональной  напряжённости»;

Участие в анкетировании «Здоровый образ жизни глазами современного студента».

 

Содержание материала Программы может варьироваться и дополняться по мере реализации программы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Методика по изучению социализированности личности учащихся

(М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. 
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 
3 — почти всегда; 
2 — иногда; 
1 — очень редко; 
О — никогда.

1.     Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.     Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.     За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.     Я умею прощать людей.

5.     Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.     Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.     Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.     Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.     Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.      Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.      Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.      Мне нравится помогать другим.

13.      Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.      Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.      Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.      Переживаю неприятности других, как свои.

17.      Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.      Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.      Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.      Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

 

Обработка полученных данныхСреднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.