Главные вкладки

    Из опыта работы с детьми ОВЗ
    статья на тему

    Денисюк Галина Владимировна

    Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Из опыта работы с детьми с ОВЗ17.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

              Всем детям, в том числе и детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как это прекрасная возможность для их творческой деятельности и социального общения. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования помогут в дальнейшей жизни не только для увлекательного досуга, но и возможно профилизации их жизненного статуса.

             С 2002 года «Центр творчества детей и молодежи» тесно работает с ЦСПСД. Не секрет, большинство детей, посещающих ЦСПСД психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им трудно усваивать учебный материал, и они быстро его забывают.

             Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль. Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.

            Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

            Для результативной работы с детьми с ОВЗ мною была разработана программа «Клуб веселых мастеров». Программа художественной направленности, способствует развитию интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, а самое главное моторики рук.

            Программа имеет 4 основных блока:

    • «Бумажная фантазия»
    • Аппликация из сердечек;
    • Аппликация из кругов;
    • Аппликация из ладошек;
    • Айрис фолдинг;
    • Квиллинг;
    • Модульное оригами
    • «Поделки из бисера и пайеток»
    • «Работа с пластилином»
    • Пластилинография;
    • Мозаика из пластилина
    • «Изонить» или нитяная графика

           Материал для занятий подбирается так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередуются различные виды деятельности. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

              Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения.

    Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие жизненных умений и навыков, которые они применяют в жизни. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, материал берется самый элементарный, посильный.  Каждый ребенок работает в своем темпе.  Своими работами ребята украшают свое жилище, одежду, дарят подарки друзьям на праздники и дни рождения. Таким образом, формируется осознание своей значимости. Лучшие поделки детей выставляются на конкурсы различных уровней.

           Занимаясь декоративно –прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность принимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

           Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны.

           Вся работа с детьми с ОВЗ ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

    • Учет сложившегося социального опыта ребенка;
    • Безусловное принятие ребенка как личности;
    • Учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
    • Создание ситуации успеха.

    Ребята , с которыми я занимаюсь, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденными, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребят улучшается память и пространственно-логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

      Для более успешной и интересной работы на занятиях, я  использую информационно коммуникативные технологии:

    1.  Выполнение средствами ИКТ вспомогательной функции при подготовке и проведении занятий.

    Так как у детей с ОВЗ низкий уровень мотивации на обучение, решить эту проблему помогают  созданные пособия и презентации. Текст, звук, движение на экране – все это позволяет надолго удерживать внимание детей и делает процесс обучения более осознанным. Красочно оформленные презентации позволяют в доступной форме объяснить новый материал и познакомить с некоторыми энциклопедическими знаниями.

    1. ИКТ -  как средство эмоциональной разгрузки. Это пальчиковая гимнастика, физминутки, мультфильмы.

    Включение на занятиях коротких видеороликов позволяет снять у детей усталость и зарядиться новой энергией.

            Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказать поддержку. Ребенок, переживший незабываемый. Счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

    Свое выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:

    «У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достиг, образно говоря, своего потолка.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

    Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Из опыта работы с детьми "группы риска"

    Из опыта работы педагога дополнительного образования Щербакова П.П. с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию....

    Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

    В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

    "Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

    Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможно...