"Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему

Яганова Лилия Викторовна

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

С такими детьми я работаю уже 10 лет. В своей призентации я поделилась опытом своей работы по программе "Содружество"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.. МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино

Слайд 2

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих

Слайд 3

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал. С такими детьми я работаю уже 10 лет. Для результативной работы мной была разработана программа «Содружество», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями: развитие интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, моторики рук.

Слайд 4

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Программа имеет 4 основных блока:"Бумажная фантазия", "Поделки из бисера", "Мягкая игрушка","Вышивка", это позволяет выбрать для ребенка технику с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося. В течение учебного года могут вносится дополнительные темы, изменятся количество часов по темам исходя из индивидуальных возможностей ребёнка. При составлении рабочей программы я обязательно учитываю: желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; .

Слайд 5

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Цель: С оциальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение определённых рабочих навыков. Это позволяет максимально использовать возможности ребенка, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы. В работе использую две формы занятий: надомную - это когда педагог приходит в семью; занятия в основной группе детей посещающих дом детского творчества . На дому занятия провожу совместно с привлечением кого-либо из членов семьи. Проводить занятия непросто, т.к. дети, с которыми я занимаюсь на данный момент имеют тяжелые нарушения здоровья: один ребенок с нарушениями умственного развития, второй имеет физические проблемы связанные с заболеванием кожи

Слайд 6

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны. Вся работа с детьми-инвалидами ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей , интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха. Материал для занятий подбираю так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередую различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Слайд 7

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка: развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками. Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков. В своей работе я использую следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие ( физкульт-минутки , зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), игровые Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения . Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Стараюсь предоставить им больше самостоятельности.

Слайд 8

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами творчества, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носят воспитательный характер. При проведении занятий проявляю заботу о настроении и работоспособности детей, создаю особую атмосферу внимания и доверия. В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Слайд 9

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Индивидуальные особенности детей затрудняют их самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь им преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым. Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

Слайд 10

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но каждый учебный год в этом случае я предлагаю для изготовления другие изделия. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Но материал берется самый элементарный, посильный. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 11

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживает незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Слайд 12

Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка с ОВЗ 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Слайд 13

Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно ...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Приемы формирования ситуации успеха: 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Слайд 14

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Слайд 15

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »

Слайд 16

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...