Какая армия нам нужна?
методическая разработка (11 класс) на тему

Герасименко Любовь Александровна

Внеклассное мероприятие "Какая армия нам нужна?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakaya_armiya_nam_nuzhna.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВИКОВКИ

АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Внеклассное мероприятие

Тема: Какая армия нам нужна?

                                                  Автор: Герасименко Любовь Александровна,

                                                                  учитель истории первой квалификационной категории

2018 г.

Задачи:

- создать представление и сравнить различные типы формирования современной армии в разных странах;

- обсудить проблемы современной армии и пути их решения;

- создать условия для корректного отстаивания своей позиции по спорному вопросу и уважительного отношения к другой позиции.

Форма урока: круглый стол.

Аудитория: обучающиеся 10-11 классов.

Ход мероприятия

I. Введение в тему.

Слайд №1.

Ведущий: Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем мероприятии (тех, кто за круглым столом, наших гостей, зрителей). И для начала я хотела бы задать вам вопрос: Какие ассоциации, чувства вы испытываете, когда слышите «российская армия»?

(гордость, уважение, сила, мощь, коррупция, дедовщина и т.п.)

Слайд №2

Ведущий: Если бы мы сейчас вышли на улицы нашего села, любого города, то наверняка услышали бы совершенно разные, противоречивые точки зрения. Но, я уверена, что, оглянувшись назад и вспомнив тысячелетнюю историю России, мы были бы едины в том, что именно армия была опорой государства, благодаря армии Россия смогла сохранить свою целостность, независимость и мощь. Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа.

Но в последние годы престиж армии заметно упал, не считается постыдным уклониться от службы, выразить презрение к людям в погонах.

Сейчас в России идёт широкомасштабная военная реформа. Этот вопрос касается не только Министерства обороны, но и всего государства и прежде всего нас, граждан.

Слайд №3

Ведущий: Итак, тема нашего мероприятия сегодня: «Какая армия нам нужна?». Наше обсуждение не ставит своей целью дать однозначные ответы на поднимаемые вопросы, но даёт пищу для размышлений, и возможность выбора.

II. Формирование армии.

Ведущий: Сейчас в России действует смешанный принцип формирования армии: по призыву и по контракту. Этот принцип подвергается критике. В качестве образца предлагаются модели армий других стран. Мы кратко рассмотрим модели комплектования армий Израиля, США, а также точку зрения пацифистов.  Об этом будут рассказывать наши гости, каждый из которых подготовил по три аргумента в защиту своей позиции.

Эксперты готовы критически рассмотреть эти аргументы, выразить свою точку зрения (я приготовила для вас бумагу, можете по ходу выступления фиксировать какие-то мысли), и конечно же наших зрителей мы тоже приглашаем к обсуждению.

Слово первому гостю.

Cлайд №4

        

Гость 1: Мне кажется, что Россия должна строить свою армию на основе всеобщей воинской повинности. По типу армии Израиля (показывает на карте).

Слайд №5

 Военнообязанными считаются в Израиле все население страны от 18 до 45 лет, включая бездетных женщин. Срок службы: 4 года (мужчины) и 2 года (женщины). После окончания действительной службы военнослужащие проходят периодические 45-дневные сборы. За время, проведённое на сборах, резервисты получают оплату, равную их доходам «на гражданке». В Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛе) практически не тратится время на строевую подготовку и парады. Профессиональное овладение сложной и высокотехнологичной боевой техникой ─ главная задача и единственная цель военной выучки для всех: от призывника и до офицера-резервиста.

Слайд №6.

В израильской армии во всех родах войск служат десятки тысяч женщин, выполняющих свой воинский долг наравне с мужчинами. За последние 10 лет количество женщин-офицеров выросло на 40% и сегодня двадцать шесть процентов офицеров израильской армии — женщины, причем есть тенденция к увеличению этого числа.

Престиж воинской службы очень высок. Без службы в армии нельзя поступить в вуз, занимать руководящие должности. В армии Израиля солдаты служат недалеко от места жительства, солдат может спать дома и приходить на службу, как на работу.

Именно такая армия нужна сейчас России. Нашей стране срочно нужна милитаризация! Россия – это 1/8 часть богатейшей ресурсами суши, чтобы её защитить, нужна мощная, технически оснащённая армия и постоянный резерв войск. А наша армия за последние 15 лет во многом растеряла свой боевой потенциал. Повинность должна быть всеобщей безо всяких отсрочек и «альтернатив». Два года службы – минимум.

Если в России будет такая армия, то:

Слайд №7.

- резко возрастёт обороноспособность государства;

- будет решена проблема воспитания подрастающего поколения (физическое развитие, отсутствие вредных привычек, патриотизм и т.п.);

- поднимется престиж армии в обществе.

Ведущий: Предлагаю экспертам ответить на вопрос: подходит ли России опыт Израиля?

(эксперты высказываются)

Слово зрителям.

(зрители высказываются)

Ведущий:

Слайд №8

Всеобщая воинская повинность (Израиль)

  • Не все годятся для армейской службы физически и психически.
  • Израильская армия – это армия войны, она постоянно участвует в боевых операциях. Для мирного времени такая всеобщая мобилизация не нужна.
  • Если Россия объявит всеобщий призыв, на всех не хватит ни оружия, ни техники. А ведь нужны ещё казармы, склады, продукты, одежда.
  • За 1-2 года срочной службы нельзя овладеть многими воинскими специальностями повышенной сложности. А их в армии и на флоте всё больше.  Вооружения становятся всё сложнее, и доверять их плохо обученным солдатам нельзя. Так что всё равно потребуются профессионалы.

Ведущий: Мы выслушали контраргументы экспертов и зрителей. Вы по-прежнему считаете израильскую модель армии самой оптимальной для России?

Ведущий: Приглашаем следующего гостя.

Слайд №9.

Гость 2: А я считаю, что Россия должна комплектовать армию на профессиональной основе. Пример – армия США. Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Слайд №10.

Минимальный возраст кандидата — 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил (например, морская пехота, — 28 лет, сухопутные войска — 42 года). Срок контракта — от 3 до 6 лет. Всем военнослужащим выплачивается зарплата. На профессиональной основе строится и армия Великобритании.

Аргументы в защиту профессиональной армии:

- высокий уровень подготовки;

- возможность выбора лучших из лучших;

- высвобождение людских ресурсов для народного хозяйства.

Ведущий: Мнения экспертов? Мнения зрителей?

Ведущий:

Слайд №11.

Профессиональная армия (США, Великобритания)

  • Военный бюджет США в 25-30 раз превышает военный бюджет России. Пока для нашей страны не по средствам содержать профессиональную армию.
  • Чтобы перейти на контрактную армию, Россия должна в 3 раза увеличить военный бюджет.
  • У России очень большая площадь, поэтому нельзя делать ставку исключительно на контрактников.
  • Для безопасности страны крайне необходимы обученные резервы, а контрактная армия их не подготовит.

Ведущий: Приглашаем следующего гостя.

Слайд №12.

Гость 3: А я считаю, что России сейчас никто не угрожает. Поэтому нужно вообще разоружиться и распустить армию. Мои аргументы:

- освободится огромное количество людей;

- в обществе станет меньше агрессии;

- Россию перестанут бояться и подозревать в завоевательных планах.

(ведущий даёт слово экспертам и зрителям)

Слайд №13.

Ведущий:

Роспуск армии (пацифисты)

  • Атрибутом каждого государства является наличие армии, способной защищать независимость и интересы этого государства.
  • Сейчас в мире существует угроза международного терроризма. И ни одна страна в этих условиях не будет разгонять свою армию.
  • 2/3 мировых природных запасов  сосредоточены на территории РФ. В мире достаточно желающих завладеть этими ресурсами.

Слайд №14.

Гость 4: Я предлагаю оставить всё как есть!

Офицеры российской армии и флота проходят службу только по контракту. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами — на весь период обучения и на 5 лет военной службы — заключается, как правило, на втором курсе обучения.

Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанные граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву — один календарный год. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта — на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта — 40 лет.

(ведущий даёт слово экспертам и зрителям)

III. Голосование.

Слайд №15.

Ведущий: Итак, мы выслушали различные точки зрения. Я предлагаю провести голосование. Красная карточка – всеобщая воинская повинность.

Зелёная – профессиональная армия.

Синяя – смешанная система.

(подсчёт голосов – запись на доске)

IV.  Альтернативная служба.

Ведущий: Что вы знаете об альтернативной службе?

(Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву).

Я предлагаю посмотреть сюжет об альтернативной службе и ответить на вопрос: в чём положительные стороны альтернативной службы?

(ответы ребят)

Слайд №16

Дополнительная информация:

«В гражданских ведомствах это, прежде всего, работы, так или иначе связанные с милосердием, помощью гражданам. Призывник может работать спасателем в структурах МЧС, в госпитале санитаром или фельдшером, если у него есть специальность. А также лесником, шофером, полярником, если есть желание и соответствующая квалификация»

21 % - призывники будут заниматься общественно полезным, но непрестижным трудом («молодежь будет приносить пользу обществу»)

15% - в армии улучшится ситуация, будет больше порядка, реже станут случаи побегов, преступлений, ослабнет дедовщина

5% -  на альтернативную службу можно будет призывать даже тех, кто непригоден к строевой службе 

4% - на альтернативную службу смогут без колебаний пойти те призывники, которые обычно отказываются служить в армии по религиозным или мировоззренческим мотивам 

V. Проблемы современной армии и пути их решения

 Работа в группах.

Ведущий: Было бы неправильно реформу армии сводить только к обсуждению комплектования Вооружённых сил. Несомненно, нужны более глубокие реформы. Я предлагаю участникам круглого стола поработать совместно. Используя маркеры и ватман, и предварительно обсудив, выделите ключевые, с вашей точки зрения, проблемы российской армии на сегодняшний день (письменно), и предложите пути решения этих проблем (устно).

Слайд №17.

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Какими качествами должен обладать военнослужащий Российской армии?

Ответы:

Проблемы:

  • Коррупцией («Оборонсервис»).
  • Дедовщина (неуставные отношения), самоубийства.
  • Низкий престиж службы в армии.
  • Уклонисты.
  • Воспитание патриотизма в подрастающем поколении.

Качества:

  • Мужественный.
  • Смелый.
  • Героический.
  • Готовый всегда прийти на помощь.
  • Сильный, физически крепкий.
  • Отзывчивый.
  • Ответственный.

Ведущий: Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился. Значит, мы нарисовали солдата будущего? В нашей армии не встречаются такие воины?

(ответы ребят)

Ведущий: Давайте посмотрим на такого солдата.

(Смотрим видеоролик о комбате Сергее Солнечникове)

Ведущий: Что вы можете сказать о поступке комбата?

Ведущий: Геройский поступок комбата Сергея Солнечникова. Один из сотен героев, которые защищают нашу страну на Северном Кавказе, защищали в Афганистане (в советские времена).

Ребята, кто-нибудь из вас знает ребят – наших земляков, погибших при исполнении воинского долга? В Асино на Площади Победы установлена плита памяти.

Слайд № 18.

(Выступление ученика)

Коля Огнев окончил школу №1 города Асино. Рос дружелюбным, скромным, весёлым, общительным мальчишкой. Был вхож в любую компанию и никогда не бросал друзей в беде.  В 12-летнем возрасте старший брат привёл его в спортивный клуб «Баграм». Именно это событие стало поворотной точкой в жизни Коли и определило его дальнейшую судьбу. Окончив в 2006 году Томской военно-медицинский институт, Николай Огнев по распределению попал в Северо-Кавказский военный округ. В августе этого же года он прибыл в полк на должность командира медицинского взвода. 30 июня 2007 года лейтенант Огнев выполнял обычное и привычное для него задание. В составе полка его взвод двинулся из Шали на вверенный им участок дороги для инженерной разведки. В течение дня всё шло спокойно. В 17.00, сняв посты, полк отправился обратно и по пути попал под обстрел. По трагической случайности молодой лейтенант находился в небронированном автомобиле «Урал», замыкавшем колонну. Первые два удара из гранатомёта пришлись по кабине, где сидел Коля, все осколки и взрывная волна досталась ему. Сразу после этого боевики открыли огонь из стрелкового оружия. Находившийся рядом медик пытался оказать Николаю первую помощь, но ранения и ожоги оказались настолько серьёзными, что спасти его не удалось. До своего двадцать первого дня рождения Николай Огнев не дожил всего 4 дня.

Слайд №19.

Я предлагаю почтить память погибших ребят - наших земляков и всех других воинов-героев минутой молчания. Спасибо.

VI. Заключительная часть.

Ведущий: Итак, ребята, мы сегодня обсудили состояние нашей армии с разных сторон. Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю блиц-опрос. Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?»

Слайд №20.

(дети отвечают)

Слайд №21.  

(комментарии ведущего)

  • Безопасная.
  • Сильная.
  • Мощная.
  • Авторитетная.
  • Престижная.
  • Современная.
  • Мобильная.
  • Богатая.
  • Честная.
  • Боеспособная.

Ведущий: Я благодарю всех присутствующих за участие и внимание. Закончить наше мероприятие я хочу замечательной песней «Силы России».

 (видеоролик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: «Какую службу наряду с солдатами Советской армии несли растения и животные в Великой Отечественной войне».

Аннотация.1.Название  работы.Презентация на тему: «Какую службу наряду с солдатами Советской армии несли растения и животные в Великой Отечественной войне».2.Назначение. Разработана пр...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"

Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...

Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"

Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.Формирование...

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Держава армией крепка, а армия солдатом»

Основное содержание конкурсно-игровой программы:Используются: отрывки  из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, песни военных лет, демонстрация видеоряда через компьютер (мультимеди...

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...