рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий
рабочая программа (5 класс) на тему

Шевелева Марина Станиславовна

Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №350

Невского района Санкт-Петербурга

           

«Согласована»                                                        «Принята»                                                              «Утверждаю»

Рук.МО ________________                                     Протокол педагогического совета                        Директор ГБОУ №350

________________________                                    № _______ от ____________                                 __________/  Д.С.Мельников

«____» _____________2018 г.                                                                                                                   Приказ № ____ от ____________

                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  «Введение в мир профессий»

для   класса

на 2018 – 2019 уч год

Составитель:

Шевелева Марина Станиславовна

Срок  реализации программы: 1 год

                                                                                                                             

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО  с учетом примерной основной программы

1. Цель

Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников:

В области формирования личной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

      В области формирования социальной культуры:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

      В области формирования семейной культуры:

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.

3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:  

 положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь

людям, в том числе сверстникам;

 умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У обучающегося могут быть сформированы:

 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

 принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

 планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

 контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

 оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

 ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

 проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

 адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные:

Обучающийся научится:

 осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

 осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

 применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

 наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

 использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

 осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

 сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

 обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

 дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

 осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач

общения;

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Обучающийся получит возможность научиться:

 оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

 планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на

заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные:

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен

Знать:

Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

выполнять учебные проекты.

4. Формы проведения занятий

  • экскурсии;
  • чтение литературы;
  • просмотр фильмов;
  • поисковая деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • беседы с представителями различных профессий;
  • ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • работа с семьей;
  • праздники;
  • изобразительная деятельность;
  • создание книг-самоделок.

5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа

На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5А классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

2

Профессии «Человек - человек»

7

Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»        . Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца

3

Профессии «Человек -художественный образ»

6

Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя.  Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий.

4

Профессии «Человек - техника»

7

Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий

5

Профессии «Человек – знаковая система»

5

Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ

6

Профессии «Человек - природа»

6

Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями.

7

Заключение

2

Защита мини-проектов «Профессии моих родителей».

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

 Характеристика деятельности обучающихся

Введение (1 час)

Путешествие в мир профессий

1

беседа

Профессия «Человек – человек» (7 часов)

Профессия «библиотекарь»

1

экскурсия в школьную библиотеку

Профессия «врач»

1

беседа со школьным врачом

Презентация «Халат врача, аптечка»

1

защита презентации

Профессия «почтальон»

1

экскурсия на почту

Профессия «продавец»

1

презентация

Профессия «учитель»

1

Защита презентации

Диетолог. Формирование здорового образа жизни

1

мини проект

Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)

Что такое архитектура?

1

просмотр фильма

Профессия «строитель»

1

встреча со строителем

Знакомство со зданиями района.

1

экскурсия

Нарисуй дом будущего.

Выставка рисунков

1

защита рисунков

Профессия «скульптор»

1

лепка из пластилина, защита работ

Профессия «пекарь»

1

экскурсия

Профессия «Человек – техника» (7 часов)

Профессия «водитель»

1

встреча с водителем

Мини проект «Типы машин»

1

викторина

Профессия «пожарный»

1

экскурсия в пожарную часть

Игра «Вызов пожарной команды по телефону»

1

игра

Пилот – самый главный в самолете

1

встреча с пилотом

Проект - игра «Лоции на карте»

1

проект - игра

Профессия «машинист»

1

встреча с машинистом

Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)

Чем занимается бухгалтер?

1

встреча с бухгалтером

Профессия «программист»

1

умение работать на компьютере

Создание компьютерного рисунка

1

защита работы

Картограф

1

просмотр фильма

Работа по изучению и составлению топографических карт

1

чтение карт

Профессия «Человек – природа» (6 часов)

Чем занимается человек по профессии «агроном»

1

мини проект

Цветовод

1

мини книжка

Посадка комнатных растений

1

практическая работа

Кто бережёт наш лес?

1

оформление альбома «Берегите лес от пожара!»

Профессии «лесничий, егерь»

1

встреча с егерем

Селекционер - овощевод

1

селекционером - овощеводом

Заключение (2 часа)

Профессии наших родителей

1

рассказы родителей

Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

представление выбранной профессии на празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"

Рабочая  программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственно...