Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
рабочая программа по географии (9 класс)

Исламова Римма Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

руководитель МО

протокол от

_________

 ________

_________________ /

________________

протокол от

___________

№ ________

УТВЕРЖДЕНО

директор

________________ /

И.В. Славинская

приказ от

_________

№ ______

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«География в мире профессий»

(название учебного предмета, курса)

 9 классы

(класс (классы), параллель, уровень образования)

2020 – 2021 учебный год

(учебный год)

Автор – составитель:

Исламова Римма Николаевна

г.  Нефтеюганск

2020



Краткая пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для основной школы составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1».

Освоение курса направлено на достижение цели: создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся через знакомство с профессиями, связанными с географией.

Курс внеурочной деятельности «География в мире профессий» в основной школе изучается в 9 классах. Общее число учебных часов – 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«География в мире профессий»

Личностными результатами обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Результаты личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса внеурочной деятельности

«География в мире профессий»

Название раздела

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

Введение.

Знакомство с содержанием и особенно -стями курса. География и выбор профес -сии. Современный рынок труда, его роль. Интересы и склонности в профессиональном выборе.

Фронтальная работа

Обсуждение целей и задач курса. Тестирование с целью определения профессиональных интересов.

Геология.

Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края.  Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог?

Классификация горных пород. Практикум «Определение минералов и горных пород».

Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве.  Знакомство с историей   развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы.

Что такое нефть?  Немного химии, геологии и истории.  Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны.  ХМАО-Югра – главная нефтяная база страны.    Знакомство с историей развития нефтедобычи в городе Нефте -юганске. Профессия нефтяник, его качества.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа

Экскурсия в музей реки Оби.

Практическая работа с целью определения и описания свойств горных пород и минералов.

Работа с коллекцией горных пород.

Составление портрета геолога, ювелира и нефтяника.

Экскурсия в музей.

Метеорология.

Метеорология – наука об атмосфере. Задачи метеорологии. Ее значение в жизни и в быту. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Способы наблюдения и предсказания погоды.  Методы наблюдений. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Практическая работа «Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения». Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа

Практическая работа.

Работа с метеоприборами.

Создание портрета метеоролога.

Чтение синоптических карт и составление прогноза погоды.

Туризм.

Понятие о туризме. Туризм как особая форма перемещения людей в пространстве. Туризм как род деятельности и социокультурный феномен современности.

Виды туризма: лечебный, оздорови -тельный, развлекательный, спортив -ный, религиозный, деловой. Классификация туризма по характеру организации, по функции туризма, по способам передви -жения, по продолжительности, по составу туристов.  Туризм как форма организации и проведения досуга. Туризм как отрасль хозяйства и сегмент рынка. Туризм как социально-экономическое явление.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа

Разработка маршрута туристического путешествия.

Составления портрета туроператора и турагента.

Экология.

Экология. Экологические факторы Земли: биотические и абиотические.  Экологическая защита окружающей среды и рациональное исполь -зование природных ресурсов. Экологические проблемы Земли и пути их решения.  Эколог в промышленности, медицине, социальной работе.  Экскурсия на территорию школы.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа

Составления портрета эколога.

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния пришкольной территории.

Профессия будущего: мой выбор!

Защита проектов «Профессия будущего: мой выбор»!

Индивидуальная работа

Защита проектов

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«География в мире профессий»  9 класс

Тема занятия

Количество часов

Введение.  Цели и задачи курса «География в мире профессий».

1

Роль географической науки в современном мире профессий.

1

Современный рынок труда. Интересы и склонности в профессиональном выборе.

1

Что изучает наука геология. Профессия  геолог.

1

Горные породы  и  минералы, их происхождение.

1

Практическая работа: Работа с горными породами, полезными ископаемыми. Закономерности размещения полезных ископаемых.

1

Драгоценные камни.

1

Семейка самоцветов.

1

Нефть – королева  полезных ископаемых.

1

Экскурсия  в  музей  ООО  «РН-Юганскнефтегаз».

1

Практическое  применение горных  пород  и  минералов  в  жизни  человека.

1

Метеорология – наука об атмосфере.  Задачи метеорологии, ее значение в жизни и в быту.

1

Основные метеорологические элементы.

Профессия  метеоролог.

1

Методы наблюдений.  Практическая работа: «Способы наблюдения и предсказания погоды».

1

Практическая работа «Работа  с метеоприборами (проведение наблюдений  и измерений, фиксация и обработка результатов).

1

Практическая работа «Составление прогноза погоды на основе различных источников».

1

Туризм. Все ли дороги ведут в Рим?

1

18.

Туризм – особый вид рекреационной деятельности.

1

19.

География туризма. Виды современного туризма и рынок услуг.

Профессии туроператора и турагента.

1

20.

География туризма. Влияние туризма на экономику региона.

1

21.

Создание  проекта «Разработка  маршрута туристического путешествия».

1

22.

Создание  проекта «Разработка  маршрута туристического путешествия».

1

23.

Профессия «учитель географии». Из истории профессии. Практическая работа  «Портрет личности  учителя  географии».

1

24.

Социальная значимость профессии учителя в современном обществе. Легко ли быть учителем?

1

25.

Ролевая игра «Я – учитель географии».  

1

26.

Экология – наука о «доме».  Экологические факторы.

1

27.

Особенности современного этапа  в развитии отношений между природой и человеком.

1

28.

Экологические проблемы и возможные пути их решения.

1

29.

Профессия  эколог.

1

30.

Охрана природы.

1

31.

Исследовательская работа  «Изучение экологического состояния  пришкольной территории».

1

32.

Исследовательская работа  «Изучение экологического состояния  пришкольной территории».

1

33.

Семинар  «Путевка  в жизнь.

1

34.

Семинар  «Путевка  в жизнь.

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...

Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...