Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий" | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО на заседании МО | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета | ||||||
руководитель МО | протокол от | _________ | № ________ | ||||
_________________ / | ________________ | ||||||
протокол от | ___________ | № ________ |
УТВЕРЖДЕНО директор | ||||||||
________________ / | И.В. Славинская | |||||||
приказ от | _________ | № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«География в мире профессий»
(название учебного предмета, курса)
9 классы
(класс (классы), параллель, уровень образования)
2020 – 2021 учебный год
(учебный год)
Автор – составитель:
Исламова Римма Николаевна
г. Нефтеюганск
2020
Краткая пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для основной школы составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1».
Освоение курса направлено на достижение цели: создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся через знакомство с профессиями, связанными с географией.
Курс внеурочной деятельности «География в мире профессий» в основной школе изучается в 9 классах. Общее число учебных часов – 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«География в мире профессий»
Личностными результатами обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Результаты личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
«География в мире профессий»
Название раздела | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
Введение. | Знакомство с содержанием и особенно -стями курса. География и выбор профес -сии. Современный рынок труда, его роль. Интересы и склонности в профессиональном выборе. | Фронтальная работа | Обсуждение целей и задач курса. Тестирование с целью определения профессиональных интересов. |
Геология. | Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края. Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог? Классификация горных пород. Практикум «Определение минералов и горных пород». Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве. Знакомство с историей развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы. Что такое нефть? Немного химии, геологии и истории. Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. ХМАО-Югра – главная нефтяная база страны. Знакомство с историей развития нефтедобычи в городе Нефте -юганске. Профессия нефтяник, его качества. | Фронтальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Парная работа Экскурсия в музей реки Оби. | Практическая работа с целью определения и описания свойств горных пород и минералов. Работа с коллекцией горных пород. Составление портрета геолога, ювелира и нефтяника. Экскурсия в музей. |
Метеорология. | Метеорология – наука об атмосфере. Задачи метеорологии. Ее значение в жизни и в быту. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Способы наблюдения и предсказания погоды. Методы наблюдений. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Практическая работа «Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения». Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. | Фронтальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Парная работа | Практическая работа. Работа с метеоприборами. Создание портрета метеоролога. Чтение синоптических карт и составление прогноза погоды. |
Туризм. | Понятие о туризме. Туризм как особая форма перемещения людей в пространстве. Туризм как род деятельности и социокультурный феномен современности. Виды туризма: лечебный, оздорови -тельный, развлекательный, спортив -ный, религиозный, деловой. Классификация туризма по характеру организации, по функции туризма, по способам передви -жения, по продолжительности, по составу туристов. Туризм как форма организации и проведения досуга. Туризм как отрасль хозяйства и сегмент рынка. Туризм как социально-экономическое явление. | Фронтальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Парная работа | Разработка маршрута туристического путешествия. Составления портрета туроператора и турагента. |
Экология. | Экология. Экологические факторы Земли: биотические и абиотические. Экологическая защита окружающей среды и рациональное исполь -зование природных ресурсов. Экологические проблемы Земли и пути их решения. Эколог в промышленности, медицине, социальной работе. Экскурсия на территорию школы. | Фронтальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Парная работа | Составления портрета эколога. Исследовательская работа «Изучение экологического состояния пришкольной территории. |
Профессия будущего: мой выбор! | Защита проектов «Профессия будущего: мой выбор»! | Индивидуальная работа | Защита проектов |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«География в мире профессий» 9 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
Введение. Цели и задачи курса «География в мире профессий». | 1 | |
Роль географической науки в современном мире профессий. | 1 | |
Современный рынок труда. Интересы и склонности в профессиональном выборе. | 1 | |
Что изучает наука геология. Профессия геолог. | 1 | |
Горные породы и минералы, их происхождение. | 1 | |
Практическая работа: Работа с горными породами, полезными ископаемыми. Закономерности размещения полезных ископаемых. | 1 | |
Драгоценные камни. | 1 | |
Семейка самоцветов. | 1 | |
Нефть – королева полезных ископаемых. | 1 | |
Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз». | 1 | |
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека. | 1 | |
Метеорология – наука об атмосфере. Задачи метеорологии, ее значение в жизни и в быту. | 1 | |
Основные метеорологические элементы. Профессия метеоролог. | 1 | |
Методы наблюдений. Практическая работа: «Способы наблюдения и предсказания погоды». | 1 | |
Практическая работа «Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация и обработка результатов). | 1 | |
Практическая работа «Составление прогноза погоды на основе различных источников». | 1 | |
Туризм. Все ли дороги ведут в Рим? | 1 | |
18. | Туризм – особый вид рекреационной деятельности. | 1 |
19. | География туризма. Виды современного туризма и рынок услуг. Профессии туроператора и турагента. | 1 |
20. | География туризма. Влияние туризма на экономику региона. | 1 |
21. | Создание проекта «Разработка маршрута туристического путешествия». | 1 |
22. | Создание проекта «Разработка маршрута туристического путешествия». | 1 |
23. | Профессия «учитель географии». Из истории профессии. Практическая работа «Портрет личности учителя географии». | 1 |
24. | Социальная значимость профессии учителя в современном обществе. Легко ли быть учителем? | 1 |
25. | Ролевая игра «Я – учитель географии». | 1 |
26. | Экология – наука о «доме». Экологические факторы. | 1 |
27. | Особенности современного этапа в развитии отношений между природой и человеком. | 1 |
28. | Экологические проблемы и возможные пути их решения. | 1 |
29. | Профессия эколог. | 1 |
30. | Охрана природы. | 1 |
31. | Исследовательская работа «Изучение экологического состояния пришкольной территории». | 1 |
32. | Исследовательская работа «Изучение экологического состояния пришкольной территории». | 1 |
33. | Семинар «Путевка в жизнь. | 1 |
34. | Семинар «Путевка в жизнь. | 1 |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...
Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...