Программа "Доброе сердце"
рабочая программа на тему

Экологоволонтёрский отряд "Доброе сердце"
В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный социально- педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и с взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся- потребности заботливо относится к окружающей среде. В школьной программе экологию изучают в 10-11 классах и частично в 9-ом классе. Кружок способствует сохранению здоровья школьников. Как известно причинами многих заболевания людей является экологическая безграмотность. Поэтому ребятам необходимо приобрести навыки экологической безопасности. Кроме того, кружок способствует углублению и развитию того материала, который изучается на уроках биологии, изучению и охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ekologovolonterskogo_dvizheniya.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение НАО

«Средняя школа п. Харута»

Программа

Волонтёрского отряда «Доброе сердце»

направление программы - эколого- биологическое

срок реализации программы –1 год

(кружок для обучающихся 10-14 лет)

Авторы программы:

Учитель биологии

Хатанзейская И.Н.

учитель экономики

Сидорова С.Н.

Пояснительная записка.

В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный социально- педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и с взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся- потребности заботливо относится к окружающей среде.

В школьной программе экологию изучают в 10-11 классах и частично в 9-ом классе. Кружок способствует сохранению здоровья школьников. Как известно причинами многих заболевания людей является экологическая безграмотность. Поэтому ребятам необходимо приобрести навыки экологической безопасности. Кроме того, кружок способствует углублению и развитию того материала, который изучается на уроках биологии, изучению и охране природы.

 Исследование школьниками реальной жизни в процессе кружковой работы, экологическое краеведение дают материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями. В условиях села школьники сталкиваются с конкретными экологическими проблемами, позволяя школьникам не только осознать, но и прочувствовать экологическую опасность, убедится в необходимости личного участия в деле охраны природы.

Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И, наоборот, известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.

Кружок создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: можно ли шуметь в лесу, рвать дикорастущие растения, как и где, проложить тропу, нужно ли экономить  воду.

Основная форма работы на кружке – индивидуально- групповая. Она  способствует приобщению школьников к самостоятельной работе, которую они могут выполнять с той скоростью усвоения, которая им более свойственна. При этом школьник может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению с фиксацией результатов на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает проведение исследований природной среды и ее охраны привлекательным и интересным.

Цель программы:

Повышение экологической грамотности обучающихся, формирование знаний и навыков природоохранной деятельности, активной гражданской позиции в вопросах взаимоотношения общества и природы.

Задачи:

В обучении

- знакомство с флорой и фауной родного края

- изучение глобальных и региональных экологических проблем

- приобретений знаний по выращиванию и уходу за декоративными культурами

  • расширение знаний о влиянии условий среды на здоровье человека, экологических факторов на рост и развитие организмов
  • подготовка к олимпиадам и конкурсам

В развитии

- приобретение навыков экологической безопасности, поведения в природе

- развитие умений  выращивать и ухаживать за декоративными  культурами

  • развитие навыков проведения исследований, опытов и наблюдений, работы с дополнительной литературой и интернет ресурсами
  • развитие одаренности и творческих способностей.

В воспитании

- воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью

- формирование потребностей соблюдения чистоты и порядка в родном городе

- пробуждение интереса к приобретению экологических знаний

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 10-14 лет.

Количество детей 15 человек.

Занятие проводится один раз в неделю 1 час.

Набор осуществляется по желанию детей.   Группа может состоять из учащихся разных возрастов.  В этом случае осуществляется дифференцированный подход в обучении.

Направление программы - эколого- биологическое.

Направления реализации программы.

  1. Трудовая деятельность, направленная на озеленение школы и пришкольной территории.

  1. Практико-исследовательская деятельность, направленная на изучение растительного и животного мира родного края, влияния экологических факторов на организмы.

Темы практических и исследовательских работ, проводимых под руководством учителя экологии:

  1. Познавательные экскурсии, позволяющие расширить знания в области охраны окружающего мира, сохранение здоровья  горожан.

  1. Тематические мероприятия, воспитывающие бережное отношение к природе родного края.

5. Лекции и беседы об экологических проблемах родного края, страны с применением готовых презентаций, виртуальных экскурсий.

6.Участие в школьных и городских олимпиадах и конкурса.

7. Работа научного общества учащихся.

Формы реализации программы.

Обучение проводится в следующих направлениях: усвоение теоретических знаний  и формирование практических навыков. Основная форма работы индивидуально- групповая, дистанционная.

 Так же для реализации программы применяются следующие формы:

- проекты

- беседы

- экскурсии

- игры

- исследования

- викторины

- практические работы

Учебно - тематический план (34 часа).

тема

теория

практика

всего

1

Введение.

2

2

2.

Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды.

             2

1

3

3.

Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды.

6

8

14

4

Флора и фауна родного края.

5

1

6

5

Глобальные и региональные экологические проблемы.

3

3

6

6

Окружающая среда и здоровье человека.

3

3

Итого:

21

13

34

Календарно- тематический план.

№ п.

темы

Тема занятия

Содержание.

дата

1

1

Введение.

Роль экологических знаний в современном мире.

2

1

Проектно- исследовательская работа школьников (оформление, выбор тем, актуальность, план работы)

3

1

Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды.

Влияние экологических факторов на живые организмы.

4

1

Практическая деятельность школьников, направленная на улучшение состояния                 окружающей среды.

5

1

Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. П.Р.1

6

1

Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды.

Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды.

7

1

Способы размножения и уход за декоративными культурами.

8

1

Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними.

9

1

Лес- главное богатство нашей страны.

10

1

Правила ухода за комнатными растениями.

11

1

Химические и биологические методы борьбы с насекомыми- вредителями П.Р. 2

12

1

Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке, селе.

13

1

Классификация комнатных растений.П.Р.3

14

1

Определение растений по определительным карточкам. П.Р.4

15

1

Черенкование комнатных растений. П.Р.5

16

1

Размножение комнатных растений П.Р.6

17

1

Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка П. Р.7

18

1

Экологическая игра: «Лес-чудес».

19

1

Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка П. Р.8

20

1

Флора и фауна родного края.

Редкие виды растений и животных НАО.

21

1

Лекарственные и ядовитые растения родного края.

22

1

Правила сбора лекарственных растений.

23

1

Способы охраны флоры и фауны.

24

1

Роль школьников в сохранении видового разнообразия растительного и животного мира. Правила поведения в природе.

25

1

Экологическая игра: «Эти забавные животные»

26

1

Глобальные и региональные экологические проблемы.

Влияние роста численности населения на состояние окружающей среды.

27

1

Экологические проблемы п. Харута НАО

28

1

Причины изменения климата.

29

1

Выращивание рассады. П.Р.2

30

1

Оформление клумб. П.Р. 3

31

1

Уход за рассадой. П.Р.4

32

1

Окружающая среда и здоровье человека.

Влияние химических, электромагнитных, биологических загрязнений на здоровье человека.

33

1

Определение качества питьевой воды. П.р.4

34

1

Итоговое занятие

ИТОГО

34 часа

Содержание программы.

  1. Введение.

Роль экологических знаний в современном мире.

Проектно- исследовательская работа школьников (оформление, выбор тем, актуальность, план работы)

  1. Деятельность школьников, способствующая сохранению окружающей среды.

Влияние экологических факторов на живые организмы.

Практическая деятельность школьников, направленная на улучшение состояния                 окружающей среды.

  1. Роль зеленых растений в улучшении состояния окружающей среды.

Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды.

Озеленение школы и пришкольной территории.

Способы размножения и уход за декоративными культурами.

Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними.

Лес- главное богатство нашей страны.

  1. Флора и фауна родного края.

Редкие виды растений и животных НАО.

Лекарственные и ядовитые растения родного края.

Правила сбора лекарственных растений.

Способы охраны флоры и фауны.

Роль школьников в сохранении видового разнообразия растительного и животного мира.

Правила поведения в природе.

  1. Глобальные и региональные экологические проблемы.

Влияние роста численности населения на состояние окружающей среды.

Экологические проблемы села

Причины изменения климата.

Основные экологические проблемы родного края.

  1. Окружающая среда и здоровье человека.

Влияние химических, электромагнитных, биологических загрязнений на здоровье человека.

Полезное и вредное вокруг нас.

Сохранение здоровья в условиях современного мира.

Практические и лабораторные работы.

  1. Правила ухода за комнатными растениями.
  2. Химические и биологические методы борьбы с насекомыми- вредителями.
  3. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке и городском парке.
  4. Классификация комнатных растений.
  5. Определение растений по определительным карточкам.
  6. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка
  7. Черенкование комнатных растений.
  8. Размножение комнатных растений.
  9. Изучение химического состава снежного покрова города.
  10. Определение качества пищевых продуктов.
  11. Определение качества питьевой воды.
  12. Изучение экологических проблем региона.
  13. Способы обработки почвы.
  14. Выращивание рассады.
  15. Оформление клумб.

Формы представления результатов деятельности.

  1. Участие конкурсах, олимпиадах, научных конференциях учащихся.

  1. Проведение открытых мероприятий (бесед, дискуссий, игр, конкурсов).

  1. Накопление  презентаций,  рефератов, исследовательских работ учащихся.

  1. Озеленение школы и пришкольной территории.  

Ожидаемые результаты.

- научится навыкам экологической безопасности в условиях современного мира,      

  правилам поведения в природе

- изменить мировоззрение по отношению к природе

- воспитать чувство прекрасного, приобрести навыки дизайнерского творчества

- научится проводить исследования, делать выводы

-уметь ухаживать за декоративными культурами

Литература:

  1. И. П. Голубев «Окружающая среда и ее охрана» Просвещение 1995г.
  2. Красная книга НАО.
  3. Живая природа Ненецкого автономного округа / науч. ред. И. Лавриненко, О. Лавриненко. – Нарьян-Мар, 2004.
  4. Лавриненко О. В. Лавриненко И. А.  Жизнь ненецкой тундры. Научно- популярный и образовательный материал по географическому краеведению. СD – диск.2009.
  5. Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь / гл. ред., сост. Л. Ю Корепанова. – М.: Дом книги «Аванта +», 2001.
  6. Энциклопедия растений России. Растения тундры / Ю. А. Алексеев, С. А. Баландин, М. Г. Вахрамеева. – М.: «Классик стиль», 2003
  7. Ботанические экскурсии в окрестностях Нарьян – Мара / Л. Царькова. – 2005
  8. Общая биология. / Н. Степановских. Издательство ЮНИТИ. М.:- 2002
  9. Изменение климата. / Всемирный фонд дикой природы, М.: 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".

Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...

От сердца к сердцу

Эта работа привитие любви к учебе....

"Мост доверия - От сердца к сердцу"

Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...

Родительское собрание совместно с учащимися Мост доверия «От сердца к сердцу»

Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.Источник: Внеклассные меро...

"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"

Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...

Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...

Социальный проект "От сердца к сердцу"

Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем...