Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".
классный час на тему

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район,  г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru

Открытый классный час на тему:

"Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

C:\Users\Oksana\Desktop\Без названия.jpg

 

 Подготовила и провела

учитель I категории

Алеша С.В.

 

01.09.2018г.

Яхрома

Классный час на тему:

         "Моя Родина- Россия. Моя малая родина- город Яхрома".

      Цели:

-воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину- Россию, за свою малую Родину- город Яхрома ;

-привитие интереса к историческому, краеведческому и культурному наследию.

     Задачи:

- усиление патриотических качеств личности;

-расширение кругозора учащихся;

-повышение интереса к истории Отечества, к своей малой родине- городу Яхрома;

-развитие эмоциональной сферы;

-развитие памяти, речи учащихся;

-привитие чувства любви к своей Родине- России, к малой родине- городу Яхрома;

- развитие творческого воображения и фантазии детей;

-воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

   

      Оборудование:

Оборудование:

  • компьютер;
  • репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников;
  • плакаты с пословицами;
  • магнитофон и аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
  • выставка книг о Родине;
  • портрет К. Д. Ушинского;
  • государственная символика- герб, флаг;
  • иллюстрации детей по теме классного часа.

Ход урока.

 I.Организация класса. Эмоциональный настрой.

   - Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова.

Игра «Цепочка» (на сплочение) .

   Обучающиеся встают из-за парт. Каждый ученик, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.

(Учащиеся садятся на свои места) .

    _Закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими. Так быстро пролетели два учебных года, и сегодня 1 сентября вы уже третьеклассники. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись все ваши мечты, а также успехов в учёбе, чтобы вы получали только "4" и "5".

     День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

           Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор.  Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда прослушаете  песню на слова В.Баснера, на стихи М .Матусовского в исполнении Марка Бернеса "С чего начинается Родина?"

Текст песни "С чего начинается Родина"


С чего начинается Родина? 
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается 
С той песни, что пела нам мать, 
С того, что в любых испытаниях 
У нас никому не отнять.


С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки, что во поле, 
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается 
С весенней запевки скворца 
И с этой дороги проселочной, 
Которой не видно конца.


С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали, 
Со старой отцовской буденовки, 
Что где-то в шкафу мы нашли, 
А может, она начинается 
Со стука вагонных колес, 
И с клятвы, которую в юности 
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина...

II. Сообщение темы занятия.

Вступительное слово учителя:

- Как вы думаете, о чем  сегодня будем говорить?

-Понравилась ли вам песня?

-Какие слова повторялись в песне?

-Как называется наша Родина?

(Ответы детей).

   Учитель:

 - Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

  Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

   Посмотрите на репродукции картин известных художников:

(На доске репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “Март” И. Левитана…)

-Что объединяет эти картины?

- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?

(Высказывания детей)

- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)

   Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?

(Стихотворение стихотворения подготовленными детьми)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)

- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

(На доске карта России)

- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?

(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(На доске портрет К.Д. Ушинского)

Наше отечество

   Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Что вы узнали из рассказа о Родине?

- Как нужно к ней относиться?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

    Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

Игра "Собрать пословицы".

(Детям предлагается разбиться на пары и дается задание: собрать "рассыпавшиеся пословицы").

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Государственная символика : гимн, герб,флаг.

- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы детей)

- Что вы знаете о цветах флага?

- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Кедр - символ Ливана.

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Мимоза - символ Австралии.

Липа и дуб - символы Латвии.

Липа - также национальный символ Словении.

Дуб - также символ Германии и США.

- А какое дерево – символ России?

(Ответ детей).

- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них. (Слушание русской народной песни "Во поле берёзка стояла").

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

 

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

 

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

 

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

 

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

 

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

 

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Люли люли, умойся.

Люли люли, умойся.

 

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

Игра "Знаете ли вы Россию?" ( Задания на карточках текстового характера).

  1. Столица России:
  • Москва
  • Киев
  • Петербург
  1. Древнерусское сооружение?
  • собор
  • мечеть
  • кремль
  1. Жилой дом русского народа?
  • хата
  • изба
  • юрта
  1. Праздник проводов русской зимы?
  • рождество
  • масленица
  • крещение
  1. Предметы одежды русских женщин?
  • чалма
  • сарафан
  • кимоно

Малая родина- город Яхрома.

На доске запись: Родина    родина.

-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово "Родина" пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово "родина" пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, городе, о том месте, где мы родились и живём.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

Учитель:

  Сейчас я хочу вам рассказать о нашей малой Родине- городе Яхрома.  Если мы с вами скажем, что живем в городе Яхрома , то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:

Мы проживаем в России, Московской области, Дмитровском  районе, городе Яхрома.

- Что вы знаете о своем городе?( Ответы детей).

Учитель:

     Население города — 14 275 человек. Город получил свое имя от речки, на которой стоит. А речку так назвали в стародавние времена меряне — племя не славянское, но финно-угорское. "Яхрома", говорят, переводится с мерянского как "озерная река", только вот озер в округе в наше время маловато. Сегодня Яхрома знаменита совсем другой водой, советского разлива.

   Имя у города древнее, но его история на удивление коротка . Золотым веком для Яхромы, в котором она возникла и пережила свой расцвет, стал XIX век. В 1841 году ее еще не существовало, а спустя 30 лет на ткацкой и бумагоделательной фабрике, построенной у деревни Суровцево, работали уже тысячи людей. Мануфактура называлась Покровской по соседней церкви в селе Андреевское (ныне Поселковая улица в Яхроме). Хлопок из Средней Азии, Персии, Египта и Америки здесь превращался в ткани, которые носила вся Россия.

   Благодаря династии купцов Ляминых, которые приобрели фабрику в 1858 году, Покровская мануфактура стала одной из крупнейших текстильных фабрик губернии. Фабрика Ляминых была оборудована по последнему слову техники. Английская паровая машина и электростанция фирмы «Эриксcон» появились здесь раньше, чем во многих других местах.

    Лямины с любовью относились не только к фабрике. Для рабочих и служащих были построены дома и общежития, больница, школы и училища, детский сад, даже театр и кинематограф.

   Недавно открыли парк имени Ляминых, где с удовольствием проводят своё свободное время яхромчане.

   7 октября  1940 года посёлок Яхрома получил статус города после завершения строительства канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) — гордости предвоенного СССР. Рядом с железнодорожной станцией находится, пожалуй, главная достопримечательность Яхромы — знаменитый шлюз №3, самый красивый и необычный из 11 шлюзов канала. Башни на воротах шлюза украшены не чем-нибудь, а каравеллами Колумба. Огромные «скульптуры-макеты», сияющие на солнце медным блеском, всего-то в 4-5 раз меньше оригиналов. Вид каравелл вызывает, с одной стороны, неизменный восторг участников речных круизов, с другой — кучу вопросов, откуда они вообще тут взялись в сталинские 1930-е. Но факт есть факт, к тому же запечатленный на кинопленку: пересмотрите внимательно культовый фильм 1938 года «Волга-Волга». Сегодня золотые каравеллы украшают герб Яхромы, а архитектурный ансамбль шлюза № 3 хорошо виден прямо с пешеходного моста над ж/д станцией.

    С 1930-х канал имени Москвы делит Яхрому на две части — соответственно левобережную и правобережную. Речка Яхрома течет в "исторической" левобережной части, но серьезным препятствием давно не считается. Там же, на левом берегу, на Яхромском холме высится Троицкий собор.  

    Достопримечательностью Яхромы является Покровская церковь, которая находится  на Поселковой улице (левобережная часть города).

    В селе Перемилово на высоком холме возвышается монумент "Памятник советскому воину". Аннотацию к памятнику написал Роберт Рождественский.

"Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год".

    Это пятистишие поэт написал специально по просьбе яхромчан. Дело в том, что именно отсюда, с Перемиловских высот возле Яхромы, началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. А Яхрома считается первым городом СССР, освобожденным от фашистов. Оккупация Яхромы продолжалась чуть больше недели, но город успел пострадать от яростных боев, а его окрестности — от страшных последствий секретной операции, в которой ключевую роль сыграли гидросооружения канала Москва-Волга.. Как бы то ни было, именно в Яхроме в декабре 1941 года решилась судьба Москвы.

   В настоящее время крупнейшим центром горнолыжного спорта в московской области является наш город.  На окраинах города располагаются территории спортивно-развлекательных парков "Яхрома", "Волен"; вблизи города — "Тягачево", парки "Степаново" и "Сорочаны".

В городе действуют производственные предприятия:

  • ЗАО "Яхромский хлебокомбинат"
  • ООО "Дмитровский Завод Строительных Лесов"
  • ООО "ФЭС ПРОДУКТ" (MacCoffee)
  • ООО "Яхромская бумажная фабрика"
  • ООО "ПО „Картонно-тарный комбинат"
  • ООО "Крита"

Также в городе есть крупное предприятие по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей АО "Яхрома-Лада".

III. Подведение итога урока.

Учитель:

- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. Говорят: "Где родился, там и пригодился". Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.

Рефлексия.

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть гимн города Дмитрова, Дмитровского края(стихи С.Волкова, музыка Н.Финк).

Над былинными просторами 
Чередой летят века. 
И на все четыре стороны 
Слава края велика: 
Били дмитровские ратники 
Крестоносцев и орду, 
И фашистские стервятники 
Здесь нашли свою беду. 

Дмитровский край, 
Песенный край, 
Краше тебя не знаю 
Дивной Руси 
Сказочный край, 
Наша земля святая. 

Как сестра и брат родимые, 
Так Москва и Дмитров-град, 
Сколько раз сестру любимую 
Защищал собою брат. 
Обгоревший да израненный, 
Он вступал в неравный бой, 
Чтоб гордиться белокаменной 
Златоглавою Москвой. 

Дмитровский край, 
Песенный край, 
Краше тебя не знаю 
Дивной Руси 
Сказочный край, 
Наша земля святая. 

Здесь летят легенды долами, 
Величавы и вольны 
Край сверкает днями новыми 
В голубых глазах Дубны. 
Колокольным звоном славятся 
И посады и поля. 
Несравненная красавица 
Древнерусская земля! 

Дмитровский край, 
Песенный край, 
Краше тебя не знаю 
Дивной Руси 
Сказочный край, 
Наша земля святая.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина" город Набережные Челны

Классный час подготовленный для 1 сентября про город Набережные Челны....

Открытый классный час на тему: "Моя малая Родина".

Геогрофическое положение, исторические справки о регионах России....

Конспект открытого классного часа на тему: "Россия - родина моя!".

Конспект открытого классного часа на тему: "Россия - родина моя!". Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (формулирование понятия «гражданин»...

Классный час "Моя малая Родина - город Нефтекумск"

Тема нашего классного часа « Моя малая родина- город Нефтекумск». Сегодня мы с вами поговорим об образовании города Нефтекумска. Незаметно пролетели года, и на месте бывшего пустыря, рядом с аулом...

Методическая разаботка "Моя малая родина (город, село)." Мой город Подольск

Методическая разаботка "Моя малая родина (город, село)." Мой город ПодольскВидеоI LOVE RUSSIA 2022. Подольск в международном проекте. Достопримечательности на английском языкеhttps://www.you...

Презентация на тему "Моя малая Родина" город Шенкурск

Презентация на тему "Моя малая Родина" город Шенкурск...

Методическая разработка открытый классный час по теме: "Национальная идея России"

Методическая разработка: «Национальная идея России?»  предназначена для организации классного часа, направленного на патриотическое воспитание,  способствовать формированию общих...