Классный час по теме «Наша Родина - Россия»
план-конспект урока (8, 9 класс)

Цель:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;

- воспитывать любовь к Родине;

-  воспитывать чувство патриотизма;

- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

 

Оборудование:

- Мультимедийный проектор

- Плакат с высказыванием

«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».

Сергей Есенин

Выставка книг о России.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_nasha_rodina_-_kopiya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Наша Родина  - Россия»

Тема:

«Наша Родина - Россия»

Цель:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;

- воспитывать любовь к Родине;

-  воспитывать чувство патриотизма;

- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор

- Плакат с высказыванием

«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».

Сергей Есенин

Выставка книг о России.

Ход  классного часа

На экран проецируется карта России

Учитель:

Моя великая страна!
Ты строилась и в горестях мужала.
Ты гимны пела красоте,
Ты всех любила, всех прощала,
И о тебе, святая Русь,
Молва легенды светлые слагала.
И потому святою ты звалась,
Что к свету вечному стремилась,
Что мысли к богу возносила,
Что никого не поносила,
А помогать ты всем рвалась.
И благостно молилась на кресты,
И в благости других ты понимала,
И толпы супостатов побеждала,
И разоренная, из пепла восставала,
Но на колени не вставала ты!

Широка и бескрайна наша Родина, величавы реки её, глубоки и чисты озёра, красивы леса. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвящённые родной земле…

Наша страна огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

1 чтец

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Учитель

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

С древних времен повелось, что все самые сильные и смелые мужчины собирались вокруг вождя племени, защищали остальных от нападения врагов. Когда возникло государство, появились первые профессиональные воины - дружинники. Но при нападении огромных полчищ врагов дружины было мало, основную силу войска составляло ополчение - крестьяне и ремесленники, оружием у которых были топоры и вилы. А то, что они шли сражаться за свою Родину и свободу, делало их страшными и непобедимыми. За  целостность и безопасность земли русской заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

Родина звала на помощь, и поднимались на ее защиту славные сыны ее.

Учащиеся выступают с сообщениями о великих полководцах России.  На экран проецируются  их портреты

1-й ученик

Александр Невский.  Новгородский князь, великий князь Владимирский, причислен Русской православной церковью к лику святых. Возглавил борьбу русского народа против немецко-шведских завоевателей, стремившихся захватить северо-западные земли Руси. Показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство в Невской битве, где внезапной атакой разбил шведское войско в устье р. Ижора, за что был прозван Невским. Во время вторжения на Русь ливонских рыцарей взял штурмом крепость Копорье, а затем Псков, освободил Изборск. В 1242 г. в битве на Чудском озере (Ледовое побоище) наголову разгромил главные силы ливонцев и тем самым остановил нашествие немецких рыцарей. Много сделал для укрепления северо-западных границ русской земли.

2-й ученик

Дмитрий Донской.  Великий князь Владимирский и Московский,  причислен Русской православной церковью к лику святых. Укрепил великокняжескую власть в Москве и упрочил ее руководящее положение в объединении русских земель. Добился превращения Москвы в крупный ремесленный и торговый город, восстановил связи с южными славянами и Византийской империей. Организовал строительство первого каменного Кремля в Москве. Первым из московских князей возглавил борьбу против татаро-монгольских завоевателей. В 1378 г. на р. Вожжа разбил татарское войско под командованием Бегича. В 1380 г. во главе объединенных русских полков одержал блестящую победу над татаро-монгольским войском в битве на Куликовском поле близ Дона, за которую был прозван Донским.

3-й ученик

Петр I Великий (Романов Петр Алексеевич) Русский царь, первый Российский император. Создал регулярные Армию и Флот; заложил основы русской школы военного искусства, расширил и укрепил государство. Является автором и редактором первых уставов, ряда военно-исторических и научных трудов. Проявил военные способности во время Северной войны, успешно руководил войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при Лесной  и под Полтавой. Результативно провел Персидский поход.

4-й ученик

Суворов Александр Васильевич. Граф Рымникский, князь Италийский, генералиссимус. Боевую деятельность начал участием в Семилетней войне. Во время русско-турецких войн XVIII в. одержал победы под Туртукаем, при Козлудже, Кинбурне, Фокшанах, Рымнике, штурмом овладел крепостью Измаил. В 1799 г. блестяще провел Итальянский и Швейцарский походы. Автор военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать». Создал оригинальную и прогрессивную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Развил тактику колонн и рассыпного строя, был врагом догматизма и шаблона. Воспитал плеяду русских полководцев и военачальников. Не проиграл ни одного из более чем 60 проведенных им сражений и боев.

5-й ученик

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович. Светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал. Ученик А.В.Суворова. Участник русско-турецких войн XVIII в., отличился в боях под Алуштой, при осаде Очакова, штурме Измаила, в Мачинском сражении.

В Отечественную войну 1812 г. С 1811 по 1812 г. Главнокомандующий Молдавской армией, одержал победы под Рущуком, Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор  с Турцией. Главнокомандующий русской армией, измотавшей и разбившей армию Наполеона.

6-й ученик

Ушаков Федор Федорович . Адмирал. Участник русско-турецких войн.  В ходе последней одержал блестящие победы над превосходящими силами противника в морских сражениях при Фидониси, Керчи, Тендре  и Калиакрии. Во время Средиземноморского похода  впервые в истории морских войн штурмом кораблями с десантом захватил мощную крепость на о. Корфу. Умело организовал взаимодействие армии и флота при овладении Ионическими островами, освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. Творец маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра.

7-й ученик

Брусилов Алексей Алексеевич. Русский генерал от кавалерии, выдающийся полководец Первой мировой войны. Участник русско-турецкой войны.  Был начальником Офицерской кавалерийской школы, начальником дивизии, командиром армейского корпуса, помощником командующего войсками Варшавского военного округа. Во время Первой мировой войны командовал армией, которая в августе 1914 г. в ожесточенном трехдневном сражении на р. Гнилая Липа одержала первую крупную победу. В марте 1916 г. назначен главкомом Юго-Западного фронта. В этот период блестяще осуществил крупную наступательную операцию, которая вошла в историю военного искусства под названием «Брусиловский прорыв». С 22 мая по 19 июля 1917 г. Верховный Главнокомандующий русской армией. В 1920 г. вступил в Красную Армию. Возглавил Особое совещание при Главнокомандующем всеми вооруженными силами Республики.

8-й ученик

Жуков Георгий Константинович.  Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой и Гражданской войн, кавалер двух Георгиевских крестов. В 1939 г. командовал Советскими войсками в боях на реке Халхин-Гол. В январе-июле 1941 г. – начальник Генерального штаба. В 1941-1942 гг. – командующий войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронта. С августа 1942 г. – 1-й заместитель Наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего. Координировал действия фронтов в Сталинградской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в битвах под Курском и за Днепр, в операциях на Правобережной Украине и в Белоруссии. В 1944-1945 гг. командовал войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945-1946 гг. – главнокомандующий Группой советских войск в Германии, Сухопутными войсками. С 1946 по 1953 г. – командующий войсками Одесского и Уральского военных округов. В 1953-1955 гг. – 1-й заместитель министра обороны СССР, с 1955 по 1957 г. – министр обороны СССР.

2 чтец

Мы помним наши ратные победы

В боях за честь отеческой земли.

Своим потомкам прадеды и деды

Солдатские былины донесли.

Мы слышим сквозь века и расстоянья

Глас Невского, Донского и Петра,

И звон мечей, и пушек громыханье,

И русское бессмертное “Ура!”

Бородино мы вспоминаем снова

И Прохоровки дымные поля.

Огромным стала полем Куликовым

Российская – в окопах вся – земля.

В огне святых баталий и сражений

Росла и крепла гордая страна.

И на щитах побед не заржавели

Великих полководцев имена.

Хранили Русь Суворов и Кутузов,

И с ними встал в один бессмертный ряд

Четырежды Герой Советского Союза.

Георгий Жуков – маршал и солдат.

Учитель

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.

На экран проецируются фотографии природы России

3 чтец

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей грозою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называю

Одним широким словом Русь!

Учитель

Россия - уникальная страна с обширной территорией, которую населяют миллионы людей. Какие интересные факты вы нашли о нашей Родине?

Учащиеся выступают с мини-сообщениями

  • Россия - единственная в мире страна, омываемая 12 морями.
  • Озеро Байкал в Сибири - самое глубокое озеро на Земле. Чтобы заполнить бассейн озера Байкал водами всемирно известных рек (Волга, Дон, Днепр и Енисей, Урал и Обь, Ганг и Ориноко, Амазонка и Темза, Сена и Одер) необходим 1 год.
  • Ладожское озеро - самое большое в Европе. Его площадь достигает 400 кв.м.
  • Хибинские горы - самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.
  • Уральские горы, которые разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части - самые древние горы в мире.
  • Около 600 кв.км. на Алтае покрыты более 800 ледниками.
  • Знаменитый российский горнолыжный курорт Домбай известен своими горными маршрутами протяженностью около 20 км.
  • В России находится единственный горячий источник, богатый полезными свойствами минеральных вод в Ессентуках и известный своими гидросульфидными ваннами.
  • Более 40 фонтанов и 5 каскадов открыты для посетителей Петергофа, который находится в окрестностях Санкт-Петербурга.
  • Единственный в Москве фонтан с питьевой водой - «Александр и Натали» - находится на улице Арбат.
  • Города и поселки «Золотого Кольца России» называют выдающейся энциклопедией древней русской архитектуры.
  • Московское метро - самый быстрый вид транспорта, в час пик поезда следуют по расписанию каждые 90 секунд.

А теперь  блиц-опрос:

  • В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азии)
  • Какими океанами омывается? (Северным Ледовитом, Тихим и
  • Атлантическим).
  • 3.Как называют людей, которые живут в нашей стране? ( Россияне).
  • На каком языке говорят все россияне? ( На русском).
  • 5.Назовите столицу нашего государства? ( Москва).
  • 6. Назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)
  • 7. Что за птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
  • 8.Что изображено в самом центре герба России? ( Герб Москвы)
  • 9. Кто изображен на гербе Москвы? ( Георгий Победоносец, убивающий копьем змея)
  • 10. Что это олицетворяет? ( Победу добра над злом)

Учитель

И пусть всегда добро побеждает зло, пусть всегда над нами будет голубое небо, пусть ярко светит солнце нам и нашим детям. А каждый из нас будет защищать и беречь нашу Родину – нашу Россию.

4 чтец

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе...

Берегите Россию -

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

классный час на тему "Наше здоровье- в наших руках"

Материал содержит разработку для учащихся 5-7 классов на тему " Наше здоровье - в наших руках!" в форме личностно-ориентированного классного часа....

Разработка урока немецкого языка по теме “Наша малая Родина” “Unsere kleine Heimat!”

Представленный  дидактический материал может быть полезными для преподавателей, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции посредством проекта....

Урок немецкого языка по теме «Наша малая Родина»

АннотацияВ ходе работы над темой по самообразованию «Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка» (2011- 2013 гг.) был разработан и апробирован проект «Наша малая Родина» в 10- 11...

Разработка урока и презентация по теме "Наша малая Родина - Бирюч"

Данный материал был использован при изучении темы "Что мы называем нашей Родиной?" Конспект урока был составлен с использованием краеведческого материала....

Классный час по теме: "Наша малая родина - с.Краснофлотское"

Классный час содержит материал по истории возникновения с.Краснофлотское....

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...