Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?»
план-конспект по теме

Карева Анна Александровна

Цель: - Способствовать формированию у подростков долгосрочной мотивации к учебной деятельности.

- Формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей.

 

Задачи:

1.Стимулировать детей к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых  каждому для того, чтобы стать образованным человеком.

2.Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели.

3.Создать условия для творческого самовыражения подростков.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?»  

Человек должен учиться, потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский.

Цель: - Способствовать формированию у подростков долгосрочной мотивации к учебной деятельности.

- Формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей.

Задачи:

1.Стимулировать детей к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых каждому для того, чтобы стать образованным человеком.

2.Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели.

3.Создать условия для творческого самовыражения подростков.


                                                           Ход занятия:


Вступительное слово социального педагога:

Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов. Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную тему - обсудить, зачем нужно образование, кто такой образованный человек.

Грамоте учиться – в жизни пригодится!» 
«За учёного двух неученых дают!» 
«Науки и знания – наше призвание!» 
«Кто любит науки, тот не знает скуки!» 
«Учись, учись и больше не ленись!»

 Обсуждение вопросов.

Прежде всего, давайте попробуем ответить на несколько вопросов:

Вопрос №1: «Нужно ли учиться?»

Вопрос №2: "Для чего нужно учиться?"

Примерные ответы: иметь хорошие оценки; так хотят родители; для продолжения учебы; быть образованным; стать более развитым.

Вопрос №3: "Чем отличается образованный человек от необразованного?»

Примерные ответы: с образованным человеком интереснее общаться; у образованного человека больше шансов найти интересную работу; образованный человек может больше дать своим детям; образованный человек больше знает.

 Вопрос №4: "Чего вы ждете от школы?"

Примерные ответы: хорошие знания; получить воспитание; чтобы научиться общаться. 

Вопрос №5 "Что для этого нужно?"

Примерные ответы: чтобы ученик посещал школу; чтобы учитель давал знания; чтобы родители контролировали своих детей. 

2. Чтение еврейской притчи «Зачем учиться».
Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил:
— Ты зачем пришёл?
— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек.
Нафтали захлопнул дверь и сказал:
— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание.
— Но почему же? — спросила Нафтали его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего.
— Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", — сказал Нафтали.
На другой день постучал другой человек. Нафтали открыл дверь и спросил:
— Почему ты здесь? Чего тебе надо?
— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот.
— Проваливай, — сказал Нафтали. — Ты ошибся дверью.
Жена была поражена:
— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное. Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему?
«— Тот, кто не знает сам себя», — сказал Нафтали, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье.
На третий день постучал ещё один человек. Нафтали открыл дверь и спросил: а тебе чего?
— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого?
Нафтали поцеловал его и сказал:
- Входи. Я жду тебя.
                                   
Обсуждение притчи. 
Вывод: Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему. Все наши знания нам пригодятся.


 3. Обсуждение пословиц про учение.

Я говорю начало, а вы продолжите.  (объяснить несколько пословиц)
1. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит. 
2. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 
3. Идти в науку – терпеть муку. 
4. Без муки – нет науки. 
5. Корень учения горек, да плод его сладок. 
6. Красна птица пером, а человек ученьем. 
7. Ученье свет, а неученье тьма. 
8. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает. 
9. Учиться всегда пригодится. 
10. Не учась, и лаптя не сплетешь. 
11. Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет – тогда поздно учить. 
12. К мягкому воску печать, а к юну ученье. 
13. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. 
14. Учиться никогда не поздно. 
15. Век живи, век учись. 
16. Недоученный и переученный хуже неученого. 
17. Азбука — наука, а ребятам — мука.

А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: "Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.

Чтобы знать. Чтобы работать. Чтобы быть образованным человеком. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела. Учитель здесь помощник и организатор процесса, а не источник знаний.

 4. А сейчас поиграем в игру «Незаконченные предложения»

 Я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне школа нравится, зато, что...

6. Я не люблю школу, зато, что...

7. Мне радостно, когда в школе...

8. Я боюсь, когда в школе...

9. Я хотел бы, чтобы в школе...

10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...

12. Если я невнимателен на уроке, я...

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...

16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...

17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...

18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...

19. Мне всегда интересно, когда на уроках...

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...

21. Если нам не задают домашнего задания, я...

22. Если я не знаю, как решить задачу, я...

23. Если я не знаю, как написать слово, я...

24. Я лучше понимаю, когда на уроке...

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

6.Заключительная часть.

Для чего нужно учиться? Чтобы знать.  Чтобы быть образованным человеком. Стать уважаемыми людьми, получить хорошую профессию. Принести пользу нашей стране. - Вот и подошло к концу наше занятие о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.

Можно провести с детьми следующую анкету:

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?
  2. Легко ли тебе учиться в 8 (9) классе?
  3. Какие учебные предметы даются тебе легко?
  4. Какие учебные предметы даются тебе с трудом?
  5. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
  6. Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?
  7. Кем ты видишь себя в будущем?
  8. Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?
  9. Твоя заветная мечта.
  10. Пожелай себе сам.

Социальный педагог:

Карева А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное коррекционное занятие "Зачем люди трудятся"

Это занятие помогает раскрыть значение труда в жизни человека. С его помощью формирую у детей с ОВЗ представление о трудовой деятельности человека, расширяю знания об орудиях труда,...

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...

Опыт работы по теме " Развитие активной учебно - познавательной деятельности школьников на уроках и дополнительных занятиях с целью повышения качества образования"

Данный опыт возник в условиях МБОУ "Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области". Для работы над опытом были взяты учащиеся 5-7 классов. Активизация познавате...

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности...

Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время

В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике....

Методы учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра

В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей....