Внеклассное мероприятие "Химия вокруг нас"
методическая разработка (9 класс) по теме

Дорохова Анастасия Николаевна

Активизация познавательной деятельности учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_vokrug_nas.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №35 г. Тамбов

Дорохова Анастасия Николаевна

учитель химии

Внеклассное мероприятие

по химии для учащихся 9 класса.

Урок – викторина «Химия вокруг нас».

«Химия везде, химия во всем:

Во всем, чем мы дышим,

Во всем, что мы пьем,

Во всем, что мы носим,

Во всем, что едим».

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по предмету;

2) способствовать повышению творческой активности учащихся;

3) продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Ход урока: Ученикам зачитываются вопросы. За каждый правильный ответ  выставляется соответствующее количество баллов. В результате игры будет выявлен самый умный, быстрый и сообразительный «химик».

Правила игры: Каждый вопрос в 6 раундах оценивается в соответствующее количество баллов от 10 до 60 в зависимости от сложности вопроса. Заветные баллы получает тот участник, который первым поднимет руку и ответит правильно на вопрос. Если участник ошибается, то право на ответ предоставляется другому игроку. Игру выигрывает участник, набравший наибольшее количество баллов.

1

2

3

4

5

6

Химия на кухне

10

20

30

40

50

60

Химия в медицине

10

20

30

40

50

60

Химия в парфюмерии

10

20

30

40

50

60

Химия в ювелирном производстве

10

20

30

40

50

60

Химия и человек

10

20

30

40

50

60

Химия в промышленности

10

20

30

40

50

60

Вступительное слово учителя: Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. Приготовление пищи это тоже химические процессы. Действительно, приготовление пищи на кухне иногда напоминает выполнение органического синтеза в лаборатории. Только вместо колб и реторт на кухне используют кастрюли и сковородки. Не стоит далее перечислять химические процессы, которые проводит человек в повседневной жизни. Просто заметим, что без продуктов химической промышленности современному человеку не обойтись.

I раунд. Химия на кухне.

1) Без этой кислоты не обойтись при консервации. (Уксусная кислота).

2) Скорлупа куриного яйца имеет ту же формулу, что и мел. Назовите ее формулу. (CaCO3).

3) Эту соль мы добавляем при приготовлении любого блюда. Назовите ее формулу. (NaCl).

4) Как иначе с точки зрения химии можно назвать сахар? (Глюкоза).

5) Эту кислоту можно использовать в пищевых целях и для удаления накипи в чайнике. (Лимонная кислота).

6) Какой газ начинает выделяться при действии пищевой соды на уксусную кислоту? (Углекислый газ CO2).

II раунд. Химия в медицине.

1) Название этого лекарственного препарата совпадает с названием химического элемента. (Йод).

2) Это единственный металл, который находится в жидком агрегатном состоянии при обычных условиях и находит свое применение в термометрах. (Ртуть).

3) Этот спирт используется в медицине как важнейшее дезинфицирующее средство. (Этиловый спирт).

4) Витами С в таблетках. (Аскорбиновая кислота).

5) Этот препарат используют, чтобы вывести больного из состояния обморока. (Нашатырный спирт).

6) Этот газ раньше использовали для анестезии. («Веселящий газ» N2O).

III раунд. Химия в парфюмерии.

1) Основной компонент жидкости для снятия лака? (Ацетон).

2) Лаки для волос, дезодоранты представляют собой дисперсные системы. Назовите этот вид дисперсной системы. (Аэрозоли).

3) С помощью какого раствора осуществляют осветление волос? (3% раствор перекиси водорода).

4) Что использовали жители Древнего Рима в качестве краски для век? (Уголь).

5) Все косметические кремы представляют собой дисперсные системы. Назовите этот вид дисперсной системы. (Эмульсия).

6) Все вещества данного класса обладают запахом и используются в парфюмерии для придания аромата духам, мылам, шампуням, кремам, гелям и т.д. Назовите этот класс соединений. (Эфиры).

IV раунд. Химия в ювелирном производстве.

1) Эти металлы чаще всего используют при изготовлении ювелирных изделий. (Золото и серебро).

2) Этот драгоценный камень является аллотропной модификацией углерода. (Алмаз).

3) Чему равна массовая доля золота в кольце 585 пробы? (58,5% или 0,585).

4) Этот металл используют в ювелирном деле в добавлении к золоту для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию. (Медь Cu).

5) Назовите соединение алюминия, из которого делают драгоценные камни, такие как рубин и сапфир. (Al2O3).

6) Какое соединение образуется на поверхности серебряного изделия в результате его потемнения? (Ag2S).

V раунд. Химия и человек.

1) Тело человека на 70% состоит из этого вещества. (Вода).

2) Этот элемент Периодической системы входит в состав гемоглобина и обеспечивает транспорт кислорода к клеткам, тканям и органам. (Железо Fe).

3) Эта нуклеиновая кислота присутствует в каждом организме и осуществляет хранение и передачу генетической информации из поколения в поколение. (Дезоксирибонуклеиновая кислота).

4) Какой элемент Периодической системы способствует укреплению зубной эмали? (Фтор F).

5) Как называются катализаторы, ускоряющие химические реакции в живых организмах? (Ферменты).

6) Скелет человека содержит 99% этого элемента. (Кальций Ca).

VI раунд.  Химия в промышленности.

1) Вещество, влияющее на скорость химической реакции. (Катализатор).

2) Сырье для получения металлов. (Руда).

3) Газ-основа для производства азотной кислоты и азотных удобрений. (Аммиак NH3).

4) Строительный материал, получаемый на основе соединения кремния. (Цемент).

5) Исходное вещество при получении серной кислоты. (Пирит FeS2).

6) Металл, сплавы которого отличаются одновременно легкостью и жаропрочностью. (Титан Ti).

Подведение итогов: в течение урока мы повторили и закрепили основные знания по химии, определили самого умного и быстрого знатока химии,  узнали о том, что химия окружает нас повсюду с самого рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Химия вокруг нас. Внеклассное занятие: "Ода обыкновенной спичке"

Занятие «Ода обыкновенной спичке» знакомит учащихся с основами технологи­ческих процессов, применяемых для изго­товления спичек; с различными видами и назначением получаемого продукта. В хо­де у...

Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне"

Материал с выставки по физике "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне" в рамках недели физики в школе. Материал взят из книги Дженис Ван Клиф "200 экспериментов" 1996 года издания...

Внеклассное мероприятие по информатике "Информация вокруг нас" (6 класс)

Внеклассное мероприятие по информатике "Информация вокруг нас" предназначена для учащихся 6 класса.Лучше всего проводить сразу после изучения темы "Системы счисления" (по учебнику Л.Л.Босова 6 класс)В...

Внеклассное мероприятие "Английский вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по английскому языку , можно проводит во время предметной недели в школе. Мероприятие помогает расширению кругозора учащихся по данному предмету; развивает навыков владени...

Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...

Разработка внеклассного мероприятия "Наука вокруг нас"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню науки, проводится на параллели 5х классов. Данное мероприятие можно с успехом провести и на других парраллелях средней ступени....