"Дорогами сказок"
план-конспект на тему

Королева Елена Эмильевна

Материал для классного часа "Дорогами сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogami_skazki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогами сказки

Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети их с упоением слушают? «Так ведь это же интересно – слушать сказки!» - ответят все, не задумываясь. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», - вспомнят пушкинские строки те, кто начитан. Но в древние времена сказка входила ещё и в магический обряд «посвящения во взрослые». Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мёртвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки и благополучно возвращались обратно. Так что сказка – это не только занимательно, но ещё и очень серьёзно.

Но «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  Конечно, можно накупить кассет и смотреть сказки по видеомагнитофону.  Но разве это посвящение в мир взрослых?

Сегодня мы увидим сказку глазами художников. Нас будут ожидать испытания ума, воображения, смекалки, памяти. Вы сможете пофантазировать, выбрать свой вариант решения в трудной сказочной ситуации - не всё же за вас должны решать взрослые!

На картине Василия Максимова «Бабушкины сказки» деревенская детвора, слушая рассказ старой сказительницы, замирает от восторга и страха. Даже седой бородатый старик и мать, кормящая младенца, забыв обо всём, прислушиваются к её напевной речи. Взрослые до сих пор любят сказки, только не всегда признаются в этом…

Но достаточно слов! Сказка зовёт в дорогу. Иван Царевич на картине Виктора Васнецова уже несётся на ковре-самолёте с Жар-птицей. Сказочное время не ждёт! На мгновение оно словно застыло на обложке книги «Сказка о царе Салтане», оформленной Иваном Билибиным. Его кот учёный уже заждался. Неспешный ритм его шагов и движения хвоста похожи на узор «бурливых» волн лукоморья.

Окно в мир сказки распахнуто художником! Пора вам приниматься за дело и отвечать на вопросы:

  1. Вспомни «У лукоморья дуб зелёный…» Что кот учёный делает:

А) «песнь заводит»

Б) «сказку говорит»

        2. Каких персонажей спрятал художник в кроне дуба?

Как рождается сказка?

Были вы когда-нибудь в настоящей «избушке на курьих ножках»? Если нет, посмотрите, как она выглядит. Не правда ли, вовсе не такая уж древняя! Ей немногим больше 100 лет. Стоит она в густых лесах подмосковной усадьбы Абрамцево. Сюда к радушному хозяину, купцу и покровителю творческих людей, Савве Мамонтову, приезжал и художник Виктор Васнецов.

Природа здесь полна таинственной прелести, поэтому сказочная беседка, которую он задумал, была названа именно так – «Избушка на курьих ножках». Сравните фотографию беседки с картиной Васнецова с таким же названием. Кажется, весь лес на полотне затаился в ожидании встречи с нечистой силой. Избушка в сказках всегда была «входом» в потусторонний мир.

Но сюжеты сказочных картин дарила художникам и сама жизнь. Давайте посмотрим на картину «Алёнушка». Можно признать, что девочка мало похожа на сказочную героиню.

Когда-то Васнецов встретил около того же Абрамцева босоногую деревенскую девчонку. Она поразила его не красотой, а выражением «тоски, одиночества и чисто русской печали» на лице. «Поколдовав» над образом в этюдах, он поселил девочку в картине, наделив её какой-то притягательной тайной. Алёнушка уже выплакала все свои горести-печали, поделилась ими с трепетной осинкой, и с острой осокой. Посмотрите: она уже не плачет, а тихо шепчет или поёт.

Вслушайтесь в слова старинной русской песни:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То моё, моё сердечко стонет.

Как осенний лист дрожит.

В стародавние времена гусляры сказки так и рассказывали – нараспев. Сказители старались донести до слушателей не только её сюжет, но и завораживающую музыку.

3. Как вы думаете, если Алёнушке будет грозить опасность кто (или что) её предостережёт? Можете пофантазировать.

Добро и Зло

В сказке Добро всегда борется со Злом. Когда наступают сумерки, кажется, что начинают править силы Зла. Некоторые из нас до сих пор верят, что именно тогда в природе пробуждается нечистая сила. Её предвестниками в русских сказках считались чёрные вороны. Как устрашающи их мрачные силуэты на картине Николая Рериха! Чудится, что они ждут: сейчас погаснут последние лучи солнца и тогда зловещим карканьем они призовут на землю страшных вершителей Зла. Серые валуны в лучах заката обретают сходство с громадными черепами.

В картине Виктора Васнецова «Баба Яга» восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несётся в ступе ведьма. Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания её развевающегося одеяния. Белое пятно рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто взывает о помощи. Неужели его крика никто не услышит?

Иногда Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как юная царевна в картине «Кощей Бессмертный». В подземелье своего дворца кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой. Пряди волос и бороды царя змеятся по его груди, а зубцы короны извиваются как пиявки. Носы туфель зловеще загнуты, они похожи на когти, а лезвие окровавленного меча изгибается в его руках. Но на лице красавицы нет испуга. Она бледна, но тверда и непреклонна. Кажется, что именно от её кораллового с золотом одеяния, а не от сверкающих монет в сундуках Кощея в подземелье становится светлее. Отвратительный и безжалостный дух Зла бессилен перед чистотой, перед светом красоты.

Но иногда, Зло предстаёт грозным и неодолимым, и цена победы над ним – потоки крови и страшные раны, как на полотне Васнецова «Бой Ивана Царевича с трёхглавым змеем».

4. Найди на картине В. Васнецова «Баба Яга» крылатую вестницу, которая может помочь Иванушке, растрезвонив о его беде на весь лес.

Нечисть

Верные приспешники Зла – лешие, домовые, русалки, водяные… Правда в сказках мелкая нечисть не только вредит героям, но и помогает им. Надо только отнестись к нечисти «по-человечески». Васнецов был тем редким художником, который смог её «приручить». На художественных открытках, выпущенных в начале XX века целой серией, он изобразил нечисть по-домашнему уютной и незловредной. Домовой – хлопотлив и домовит. А дедушка Водяной – обаятельнейший  проказник. Кажется, вытащи он руку из воды – в ней обязательно окажется какой-нибудь смешной сюрприз.

Герой картины – фантазии Михаила Врубеля «Пан» меньше всего похож на древнегреческого Пана – бога лесов, полей и стад. Мифологический бог не только удивить людей странным обличьем – мохнатыми козлиными ногами и кудлатой головой с рожками. В гневе он был способен нагонять на людей беспричинный ПАНический страх, и тогда они поддавались ПАНике.

Но врубелевский Пан удивительно похож на лешего из русской сказки. Позолоченный рожок месяца освещает его морщинистое лицо, и на нём неожиданно загораются прозрачные и чистые глаза. Это существо, обладающее сверхъестественной силой, смотрит по-детски простодушно, кажется, что он просит сочувствия и вот-вот расскажет грустную историю своей безответной любви к прекрасной нимфе Сиринге. Из страха перед Паном она отвергла  его любовь и превратилась в тростник, из которого безутешный Пан сделал свирель.

Происхождение русалок тоже связывали с историями о несчастной любви. В старину верили, что русалками становились обманутые своими возлюбленными молодые девушки, утонувшие в реке. Покой и прохлада подводного царства хранят теперь их обиды и проклятия. Вглядитесь в прозрачную зелень речной заводи на картине Серова «Русалка» и вы увидите лицо такой зачарованной девы.

Иногда наступает такое время, когда не только пробуждается нечисть, но и происходят разные волшебные превращения. Самое загадочное полотно Михаила Врубеля «К ночи» - на первый взгляд просто картина из крестьянской жизни: пастух пригнал в ночное коней. Но вот загораются в ночи фиолетовым пламенем цветы чертополоха, и фигура пастуха обретает сходство с нечистью: на голове его вырастают изогнутые рога. Это уже не простодушный Пан – Леший: глаза нечестивца  угрожающе поблёскивают. Если всмотреться в бледные очертания луны, можно обнаружить, что за происходящим кто-то наблюдает.

Чары

5. Вспомните, что сделала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найдите ответ среди деталей картины.

Загадку картины Васнецова «Спящая царевна» ты давно уже разгадал. Известную европейскую сказку художник переложил на русский лад. Через раму картины вы словно заглядываете в зачарованное спящее царство. Необычайно яркие краски кажутся застывшими, словно художник заколдовал их, и они тоже погрузились в сон. Вместе с челядью уснувшей царевны, многочисленными зверями и птицами спит и Девочка Семилеточка. Перед тем, как её сковал волшебный сон, она читала таинственную Голубиную книгу – легендарное повествование о прошлом и будущем славян. Но вы и сами знаете, какое будущее уготовано спящей красавице, кто разрушит злые чары, чтобы её царство вновь наполнилось пением птиц, звуками голосов и музыкой.

Признайтесь, иногда вам хочется, чтобы ваши желания исполнялись благодаря волшебным заклинаниям. Сказочному Емеле повезло: сделал доброе дело – и «по-щучьему велению, по Емелиному хотению» его желания  и капризы исполнились. Изображение на шкатулке, расписанной мастерами из старинного русского села Холуй, рассказывает о том, как ленивый Емеля на царевне женился да полцарства в придачу отхватил. Вьётся сюжет сказки, как тропинка: слева направо, сверху вниз и заканчивается в центре. Конец – всему делу венец.

Похищение счастья

Почти в каждой волшебной сказке героя ожидает награда, в чём-то похожая на Емелино счастье, - любовь девицы-красавицы и богатство. Но счастье надо заслужить или завоевать.

Каким счастьем и умиротворением веет от картины Васнецова «Ковёр-самолёт»! По небу, среди мягких ласковых облаков летят на ковре-самолёте Иван Царевич  и Елена Прекрасная. Совет им да любовь! Ковёр-самолёт парит в розовеющем небе над рекой. Молочный туман опустился на реку, получились молочные берега. Туман будто продолжает реку в сказочном небесном «некотором царстве». Рассмотрим другие картины художника. Начнём с картины «Иван Царевич на Сером Волке».

Мчится сквозь тёмный, страшный лес Серый Волк, спасает от погони Ивана Царевича и Елену Прекрасную. Её золотистые волосы развеваются по ветру. Скорость, с которой несёт их волк, огромна, даже меч-кладенец Ивана Царевича взвивается по воздуху. Елена Прекрасная, словно в полусне. Её узорчатый халат из голубого шёлка, кажется, не может согреть её. Но царевич ласково держит её в своих объятиях.

В картине Васнецова «Сивка-Бурка» звучит задорный призыв: «Хочешь быть счастливым – не страшись, испытывай судьбу!»

Возмечтал Иван-дурак жениться на царёвой дочке. Потеха, да и только! До этого он нечёсаным на печи сидел. И вдруг… «В правое ухо Сивке-Бурке залез – оделся, выскочил в левое – молодцом сделался». И поскакал судьбу пытать! Народ возле терема дивится: откуда такой красавец удалец выискался. Взвился его конь златогривый и допрыгнул до окошка царевны. Успеет её поцеловать Иванушка, отдаст ему царь дочку в жёны. Но сомнений уже нет – полёт добра молодца должен закончиться свадьбой.

6. В кого бы вы превратили героев, если бы потребовалось их спасти? Кем могла бы стать Елена Прекрасная? А Иван Царевич?

Превращения

Чтобы спасти героинь следующей картины Васнецова «Три царевны подземного царства» понадобятся знания и смекалка. Рождалось это полотно, как сказочная аллегория. Зловещие силуэты странных птиц маячат возле скал. Царевнам пора прятаться от них в подземном царстве. Тем более что дневной свет губителен для них.

7. Во что превратятся царевны, когда окажутся под землёй?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо внимательно рассмотреть наряды красавиц. Одежда и головной убор одной из них кажутся отлитыми из золота. Такую ткань во времена Древней Руси называли «аксамит». Основу аксамита составляли золотые и серебряные нити, похожие на тонкую проволоку. Платье из такой ткани могло весить несколько килограммов. Драгоценный венец на второй красавице изукрашен самоцветами, как и весь её наряд. А поодаль, в тени горы, скромно стоит самая младшая царевна. Она охраняет в подземелье свои сокровища. Нет, это не драгоценности. Они матово поблёскивают на переднем плане картины. Знаменитый покровитель художников Савва Морозов заказал полотно Васнецову для своего кабинета, когда руководил строительством Донецкой железной дороги, по ней и перевозили эти сокровища.

В картине «Царевна-лягушка» силой заклинания обладает музыка, под которую пляшет героиня. В ритмический ряд складываются приплясывающие сапожки сидящих музыкантов, узоры на половицах и даже шеи летящих лебедей. Верхнее одеяние царевны с откинутыми рукавами кажется живым, а его зелёный волшебный цвет напоминает о её чудесном превращении из лягушки в царевну.

На страницах сказки «Василиса Прекрасная», проиллюстрированной художником Иваном Билибиным превращения происходят прямо перед взором читателя. В предрассветном лесу вдалеке появляется белый витязь – вестник Утра. Красный всадник на следующей странице скачет как бы прямо на зрителя – День разгорается. А на следующей странице юный читатель замирает от страха: прямо на него из глубины леса конь выносит чёрного всадника – наступает Ночь, таящая новые превращения.

«Смешинка» в сказке

Ох, лиха чернавушка! Огонь-девица! На иллюстрации,  сделанной художником Рябушинским сто лет назад, гоняет она почём зря мужичков новгородских. Да не мечом, не палицей, а коромыслом! Как говаривали в старину: «Зелье, а не девка!» Ухватистая! Ишь кулачища-то какие – в полголовы мужицкой. Понятно, что это своеобразный намёк на то, что перевелись на Руси мужчины-богатыри. Приходится чернавушкам-красавицам в богатырок превращаться. Но и на зверя сказочного, лютого можно посмотреть, как теперь говорят, нетрадиционно. Художница Елена Поленова так и сделала в картине с устрашающим названием «Зверь». На первый взгляд бедной девице грозит страшная опасность, а она о ней и не подозревает: в дивном саду её подстерегает мерзкое чудище. Но не тут-то было! Художница пускает в ход секретное сказочное оружие – тонкую иронию. Зверь-то похож на громадного червяка с непомерно большой головой. И на глазах у него не кровожадный блеск, а скорее растерянность. Пасть раскрыл, а оттуда один зуб торчит сиротливо. Похоже, зверь так обрадовался появлению красавицы ненаглядной, что готов сам подарить ей аленький цветочек, который спрятан в узорном сплетении веток деревьев чудо-сада.

Секретное оружие с ласковым названием «смешинка» способно творить чудеса. Хватит дрожать при упоминании одного только имени Бабы-Яги!

Иван Билибин отказывается даже имя её писать с большой буквы. Разве уважающая себя ведьма может показаться в общественном месте без ступы? А на его картине «Пляшущая Баба-Яга» у неё даже помела нет. Видно, шла по воду, да услышала весёлый наигрыш, бросила вёдра и давай плясать. Линии Билибинского рисунка здесь такие причудливые, что с трудом верится, что у этой весёлой старушки нога, как свидетельствует сказка… костяная!

Билибинский сказочный стиль

С самого раннего детства нам хорошо знакома обложка книги, оформленной замечательным художником Иваном Билибиным. Она как крышка волшебного ларца: откроешь её – и вот они, сказки!

«Сказка-складка», - говорят в народе. Обложка выглядит как окно, украшенное узорчатыми наличниками. Недаром Билибин поездил по Руси, навидался сказочных росписей на народной утвари и потешных картинок-лубков. Из этих «кирпичиков» и сложился чудесный фасад его книжки: поверху золотые рыбки плывут, а невиданные звери охраняют само слово «Сказки». Нечисть в небе вьётся да в дремучем лесу обитает. Внизу мудрый филин думу думает, а напротив него сладкоголосая птица Сирин поёт.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Когда рассматриваешь линии Билибинского рисунка, не верится, что они проведены акварельной кисточкой, так они тонки и упруги. Рука художника не знала устали. Некоторые его иллюстрации схожи с ярко раскрашенными лубочными картинками.

Вершина книжной графики Билибина – иллюстрации к пушкинской «Сказке о золотом петушке». Смотрите, как застыл царь Дадон, увидев выходящую из шатра Шамаханскую царицу!  Осел грузным телом, пальцы растопырил, мёртвых сыновей, лежащих у его ног, и не видит,  того и гляди, сам свалится.  Смотрит на него художник – и диву даётся: вот так царь! А его насмешливая и мудрая кисть уже пишет концовку сказки. В размеренном ритме копий и склонённых шлемов воинов Дадона, Билибин спрятал удивительный символ – «недреманное око».

К царю Салтану у художника ироническое отношение. Художник остроумно выбрал для рисунка то, что осталось «за кадром» повествования. За светящимся окном избы мелькают тени. Настоящий сказочный месяц освещает двор, занесённый снегом и царя, застывшего в сугробе. Кругом тихо-тихо. Салтан прекрасно слышит всё, о чём говорят «три девицы под окном»: «во всё время разговора он стоял позадь забора».

О чём был этот разговор, вы, наверное, помните. Рядом с ним его верный друг, единственная охрана Салтана, он на всех иллюстрациях в этой сказке.

8. Найдите, кто охраняет царя Салтана, только учтите, это вовсе не «сватья баба Бабариха».

Художники, глазами которых мы увидели сказку, были очень разными. И по характеру и по творческой манере. Об этом нам рассказали их картины. Большинство из них жили в одно время: в конце XIX – начале XX века и даже были знакомы друг с другом. Именно тогда живописцы, словно заново, открыли для себя сказку: «Что за прелесть эти сказки!»

Ребята, я думаю, что и вы многое сегодня почерпнули для себя из нашей беседы. Любите сказки, перечитывайте старые, читайте новые, делайте зарисовки персонажей. Ведь каждый может их увидеть по-своему, но от этого они не перестанут быть сказочными.

 

Подготовила и провела Королёва Е. Э., преподаватель художественного отделения Издешковского отделения Сафоновской детской школы искусств №1.

«Дорогами сказок»

Классный час

для младших и средних школьников

художественного отделения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок для учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада

По дорогам сказокдля учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада...

Праздник "По дорогам сказок"

Праздник, посвященный Дню защиты детей с участием сказочных героев, роли которые исполнили родители....

Дорога сказок

«Германия и Россия: вместе строим будущее» - девиз Года Германии в России 2012/13. В течение целого года Германия, которую связывают с Россией давние прочные отношения, будет представлена в самых разн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "По дорогам сказок"

Воспитательное мероприятие для детей младшего школьного возраста, проводилось в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания....

Внеклассное мероприятие "По дорогам сказок"

Цель: обобщить знания детей по теме «Сказки», научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение. Задачи:Образовательные: учить учащихся показывать сказк...

Презентация "Дорогой сказок Братьев Гримм"

Презентация содержит материал о жизни и творчестве великих немецких писателей Братьев Гримм...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро» Коррекционно-образовательные цели:     •   вспомнить биографию и творчест...