Тренировка памяти.
план-конспект на тему

Дорофеева Татьяна Николаевна

Познакомить детей с понятием память, научить детей тренировать память и умение запоминать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия

«Тренировка памяти».

Цель: Познакомить детей с понятием память, научить детей тренировать память и умение запоминать.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, как можно развивать её, тем самым улучшить работу во время уроков и на внеклассных занятиях.

Итак, перед тем как начать развивать память, необходимо выяснить, что это такое и как она работает. Ведь без понимания сути и смысла памяти, вы не поймете и смысл тех упражнений, необходимых для ее развития, которыми я собираюсь с вами поделиться.

Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки, опыт, впечатления.

Как устроена память

Память состоит из следующих основных компонентов:

Запоминание. С помощью этого процесса происходит восприятие новой информации и ее последующая запись в систему мышления. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей между отдельными частями информации. Это результат работы нашего мышления и интеллекта, которое стремится все со всем логически увязать. Работая над содержимым запоминаемого материала, наше мышление старается сформировать полную картину происходящего, сопоставляя новую информацию с уже известной, чтобы лучше ее понять, а затем найти этому материалу место в нашей целостной модели мира. Иначе говоря, чем понятнее для нас запоминаемый материал, тем легче нам его сначала принять, а затем и запомнить.

Хранение. Этот процесс отвечает за системное накопление информации в нашей памяти. Он помогает нам переработать и усвоить получаемую информацию, связав ее по смыслу, как уже было сказано выше, с нашей моделью мира. Именно от этого процесса зависят такие наши способности, как мышление, речь, умение что-то делать. Если бы информация не могла сохраняться в памяти, человек просто не смог бы ничему научиться, а значит, не смог бы и развить свое мышление и навыки.

Воспроизведение. Благодаря этому процессу происходит узнавание и воспроизведение хранимой в памяти информации. Воспроизведение информации может быть произвольным и непроизвольным, то есть, специальным, осознанным и импульсивным, рефлекторным. Произвольное воспроизведение информации является управляемым, тогда как непроизвольное хаотичным, стихийным.

Забывание. Этот процесс памяти часто называют проблемой ее развития, хотя в действительности это не так. Вернее, не совсем так. Дело в том, что идеальная память – это не норма, а патология. Человеческий мозг не предназначен для того, чтобы помнить все, что в него поступает – он очень избирательный, поэтому забывание информации является для него естественным процессом. Проблема здесь не в том, что человек забывает информацию, проблема в том, что он может быть недостаточно хорошо обучен умению ее грамотно фильтровать, отбрасывая все малозначимое и второстепенное, а затем воспроизводить ее в нужное время с требуемой точностью, да еще и в уместном и правильном виде. Но это уже не проблема памяти, а проблема понимания человеком того, что он запоминает. Ниже мы поговорим об этом более подробно.

А теперь давайте проведем несколько упражнений:

 «Запомни пару слов». 

Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок.  Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

«Угадай, что в мешочке».

 Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус».

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Нарисуй и запомни. 

Приготовьте листок бумаги, простой  карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались. В заключение давайте вспомним, что же такое память, и можно ли её тренировать?

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировка памяти

Существует немало препятствий, которые мешают нам учиться. Одна из причин низкого уровня усвоения материала - наша память. Существует немало способов развития и тренировки памяти....

Память, виды и методы тренировки памяти

Доклад для изучения развития памяти...

Упражнения для тренировки памяти

Данный материал предназначен для тренировки памяти, увеличения ее объема, способности к непосредственному запоминанию....

Мастер-класс «Тренировка памяти на уроках химии»

Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний...

Мастер-класс "Тренировка памяти"

Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что под...

«Тренировка памяти»

 Память – это такой процесс, который направлен на запоминание.  Каждый человек должен запоминать те или иные предметы, слова, события. Сегодня мы с вами столкнемся с таким понят...

Тренировка памяти

В данном классном часе мы попытаемся раскрыть сущность и важность одного из психических процессов человека - памяти; показать различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития памя...