Урок по теме "Скажем коррупции: нет!"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Попова Галина Федоровна

Содержание урока способствует становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazhem_korruptsii_net.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

  «СКАЖЕМ  КОРРУПЦИИ:  НЕТ!»   / 9-11 классы /

ЦЕЛЬ:

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

ЗАДАЧИ:
                       1. Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;
                      2.
Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
                      3.
Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи

ХОД  УРОКА

Вступительное слово учителя: 

-  По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 г.

Документ обязывает подписавшие  его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция – первый документ такого рода. Более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, поставили подписи под Конвенцией. Россия в числе первых подписала Конвенцию

В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

Коррупция – это негативное явление. Сегодня мы будем говорить на эту актуальную тему. Тема нашего урока «Скажем коррупции:  нет!»  урок проводим в форме устного журнала.

I. СТРАНИЦА  ПЕРВАЯ – ИНФОРМАЦИОННАЯ

 Учитель:  Я вам предлагаю блиц- вопросы.

1). Что такое взятка?

(Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения)

2). Что такое подлог?

(Подлог — в обширном смысле есть материализованное (обществленное) искажение истины, т. е. ложь, нашедшая свое выражение во внешних предметах.)

3). Кто такой авторитет?

(Авторитет — в общем смысле: власть, влияние; в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели.)

4). Что такое хищение?

(Хищение — это совершённое с корыстной целью; противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.)

5). Что такое фаворитизм?

(Фаворити́зм — социокультурное явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских, царских) дворах, главным образом, в Европе эпохи абсолютизма и имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту.

6). Что такое коррупция?

В Толковом словаре русского языка под редакцией С. Ожегова

коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

В Большом словаре иностранных слов под редакцией А. Булыки приводится еще одно значение

Коррупция – «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица».

II. СТРАНИЦА ВТОРАЯ – ИСТОРИЧЕСКАЯ

Ученик:   Коррупция – сложное явление социальной жизни, которое проникло во многие сферы жизни: экономическую, политическую, духовную и др. В последние десятилетия внимание тысяч ученых, политиков, государственных деятелей привлечено к этой проблеме. Изучаются проблемы стран, где коррупционная практика глубоко укоренилась, опыт стран, где коррупцию удалось обуздать. Для России проблема коррупции – одна из самых трудноразрешимых: Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (147-е место из 180)

 Термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом: разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи.

Коррупция в России, так же как и в других странах, имеет свои давние корни и специфику. В России коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий (мздоимство), или незаконных действий (лихоимство).

Становление российской государственности происходило в очень сложных условиях. Нашествие монголо-татар, а затем установление их ига над северо-восточными и северо-западными землями привело к тому, что произошел прорыв, некая дискретность естественноисторического пути развития русских земель. Сложилась качественно новая ситуация: демократические вечевые традиции уходили в прошлое, теперь русские князья должны были считаться не с мнением народного собрания (вече), а с мнением золотоордынских ханов и их наместников в русских землях – баскаков. От их расположения зависело, получит ли русский князь ярлык (грамоту) на свое княжение или нет. За ярлыком надо было ехать в Сарай – столицу Золотой Орды, ехать туда без подарков хану, его чиновникам, было нельзя. Фактически эти подарки были взятками, и такая практика стала нормой. Все хорошо понимали, что, чем дороже и больше подарков привезет князь в Орду, тем больше шанс, что его просьба будет решена положительно, особенно, если речь шла о получении ярлыка на Великое княжение Владимирское. Большую роль при решении вопроса о получении ярлыка играло и то, сколько денег (ордынский выход) обещал платить Орде претендент. Таким образом, возникла ситуация, при которой для получения властных полномочий надо было платить, и это отрицательно сказывалось на менталитете элиты складывающегося русского государства. Князь и его окружение, вынужденные постоянно возить подарки в Орду, стали воспринимать это как норму, а, как правило, люди, вынужденные делать подарки, сами не возражают против того, чтобы их получать. Система подношения дорогих подарков тем, кто был обличен властными полномочиями, превратилась в обязательное правило, и воспринималось уже не как вид взятки, а как своего рода проявление знака уважения.

27 августа 1760 года Елизавета Петровна издала указ, запрещающий государственным служащим брать взятки. «Ненасытная жажда корысти, дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам», — укоряла чиновников императрица.

История взяточничества не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Своими корнями мздоимство уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют библейские изречения: «Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою…»; «Горе тем; которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

Взяточничество упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение мздоимства принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году ввел «Судную грамоту», которая устанавливала

санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Она гласила: «А учнут излюбленные судьи судити не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тем людям, кто на них донесет».

Ко времени Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антивзяточнической направленности. Он произошел в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей — хотя часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, следует отметить, что царем были отданы на растерзание толпе два министра – взяточника — глава Земского приказа Леонтий Плещеев и глава Пушкарского приказа Петр Траханиотов.

Вопросы уголовной ответственности за взяточничество нашли отражение в принятом в 1649 году «Соборном уложении». Статьи 5 и 7 предусматривали уголовную ответственность за получение взятки судебными чиновниками, а статья 6 расширяла круг субъектов, подлежащих ответственности: «Да и в городах воеводам и диаком и всяким приказным людям за такие неправды чинити тот же указ».

При Петре I расцвели и взяточничество, и жестокая борьба царя с ним. Петр старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы империи, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. Однако принимаемые им меры положительного эффекта не дали. В целях предупреждения взяточничества

и других корыстных злоупотреблений по службе он ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы данное должностное лицо продолжало исполнять свои

обязанности.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») — 12 тысяч.

Ужесточение и широкое применение карательных мер не привели к сокращению количества взяток, поэтому в царской России стали изыскивать новые подходы к борьбе с лихоимством.

(слайд 4 - 9)

III. СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ – ФОРМЫ И ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИИ

Ученик:   Можно выделить следующие признаки коррупции:

  • сознательное подчинение государственных интересов личным интересам;
  • секретность исполнения решений;
  • наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;
  • взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может повлиять на принятие такого решения;
  • стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;
  • выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Исследователи различают две основные формы коррупции:

  • низовую (мелкую, повседневную);
  • вершинную (крупную, элитарную).

 Первая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, фаворитизм всех видов и т.п.).

 Вторая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). 

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции:

  • коррупция в сфере государственного управления;
  • парламентская коррупция;
  • коррупция на предприятиях.

(слайд 10 - 13)

IV. СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – ПРАВОВАЯ

В российской действительности можно коррупционные действия классифицировать по критерию отражения их в уголовном законодательстве. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды коррупционных действий:

  • Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст.174);

(наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года)

  • Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285);

(наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет).

  • Получение и дача взятки (ст.290-291);

(наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.)

  • Служебный подлог (ст.292);

(наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.)

  • Халатность (ст.293).

(наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.                                                                                                          

   (слайд 14 - 15)

V. СТРАНИЦА  ПЯТАЯ – ПРАКТИЧЕСКАЯ

Учитель:    Задание 1: рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился с фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Задание 2: Благодаря мздоимству и лихоимству на Руси появилось великое множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Составьте пословицу и объясните ее смысл.

1). ПОДМАЖЕШЬ НЕ ПОЕДЕШЬ НЕ

(не подмажешь, не поедешь: так говорится, когда хотят подчеркнуть, что без взятки, подарка, услуги невозможно решение какой-либо проблемы, получение желаемого, когда пытаются оправдать свои действия.)

2). КРИВОЙ СУД, ДА ПРЯМОЙ СУДЬЯ

(суд прямой, да судья кривой: так говорят, когда хотят подчеркнуть нечистого на руки судью)

3). И ПОЛЕЗНО ТО, ЧТО В СУДЬЯМ ПОЛЕЗЛО КАРМАН

(Судьям то и полезно, что в карман полезло)

4). ГОРЯЧИЙ ПОДЬЯЧИЙ ВСЯК ЛЮБИТ КАЛАЧ

( Всяк подьячий любит калач горячий: так говорят , чтобы обеспечить непрерывность притока взяток, дьяки и подьячие довели до совершенства приказную волокиту. Она признана была лучшим средством воздействия на недогадливых истцов и ответчиков, пытавшихся по наивности одним хождением в приказы повернуть тяжбу в свою сторону)

(слайд 16 - 17)

Задание 3:  защита проекта в виде коллажа.

Вывод:   Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

     Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

    Таким образом,   создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Что могу сделать я?  

     Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:

  • не давайте и не берите взятки;
  • старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавайте гласности случаи коррупции.
  • Вы также можете:
  •  изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
  • Изучать данное явление
  • Знакомиться с антикоррупционными  мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

   Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией .

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

Урок - "Суд над коррупцией"

Урок-игра. Дано значение термина "коррупция", юридическое понятие согласно российскому законодательству, признаки, виды коррупции, коррупция в судебной системе, вред от коррупции, приведены приме...

Методическая разработка урока:"Суд над коррупцией"

Сюжетно-ролевая игра: "Суд над Коррупцией"разработана на основе методического пособия:"Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания", автор - Журавлева О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Проект урока обществознания. Скажи коррупции: «нет»!

Урок посвящен теме, которая затрагивает интересы каждого человека. Очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться....

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...