ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Быкова Валентина Петровна

ПРОЕКТ

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

                       Актуальность проекта: Актуальность этой темы состоит в том, что

(слайд)           современных детей нет ценностного отношения к труду человека    

                       работающего  на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является

                       обыденным продуктом, который можно купить в магазине или в

                       супермаркете. Дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания

                       для русского человека. И чтобы его вырастить, необходимо приложить

                       много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое

                       внимание в нашей работе с детьми. Способствовать формированию у

                       детей чёткого понимания роли человеческого труда в современном

                       обществе и воспитывать  уважительное, бережное отношение к

                       результату его деятельности.

                       Образовательная область: Формирование знаний у детей о этапах

                       производства хлеба.

                       Вид проекта: Творческий, информационно-исследовательский,

                       групповой.

Возраст 13 – 14 лет. Долгосрочный: март – апрель.

Проблемный вопрос: «Хлеб в вашем доме почётный гость или привычка?»

Цель: Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды. Если человек будет знать сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, то будет бережнее отношение к нему.

Задачи: 

  1. Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба, как основного продукта питания русского человека.
  2. Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.
  3. Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба.
  4. Расширять словарный запас детей: жатва, комбайн, хлебороб, хлебопашец и другие.
  5. Способствовать созданию эмоционально-комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребёнка.
  6. Провести опрос среди школьников.
  7. Воспитывать бережное отношение среди учащихся нашей школы к хлебу.

Методы проекта: 

  1. Проблемные вопросы: «Что мы хотим узнать? Где можем найти информацию?»
  2. Самостоятельное чтение литературы о хлебе.
  3. Слушание музыки.
  4. Релаксация .
  5. Театральное представление.

Формы работы:

  1. Беседа : «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
  2. Познавательные занятия.
  3. Социологический  опрос «Знаете ли вы цену хлеба?»
  4. Практическое исследование (сколько хлеба мы едим, хлеб в нашем доме – много ли в остатке?).
  5. Загадки, пословицы, стихи, приметы.

Ресурсное обеспечение: Рассказы о хлебе, загадки, стихи, приметы, иллюстрации, картины. Рецепты, представляющие возможности применения чёрствого хлеба.

Сроки реализации проекта март – апрель.

Ожидаемый результат:

  1. Развитие  познавательной активности.
  2. Усвоение необходимых знаний по теме: «Хлеб всему голова».
  3. Приобретение детьми опыта продуктивного действия друг с другом, умение слушать товарища.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • определение уровня знаний детей о хлебе;
  • обсуждение с детьми темы проекта, задач;
  • создание условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта;
  • подбор необходимой литературы по данной теме (загадки, пословицы, приметы, рассказы).

II этап – основной :

  • планирование  по теме проекта;
  • непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка, разных образовательных областей, для реализации целей и задач по теме проекта.

III этап – заключительный:

  • защита проекта;
  • презентация проекта «Хлеб – всему  голова».

Подготовительный этап: март – 3 неделя.

  1. Определение уровня знаний детей о хлебе (выявление субъективного опыта).
  2. Что мы хотим узнать, где можем найти информацию?
  3. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  4. Разработка плана реализации проекта.
  5. Подборка иллюстративного материала: загадок, пословиц, примет, рассказов о хлебе.

II основной этап: 3 – 4 неделя март, 1 неделя апрель.

Планирование совместной образовательной деятельности:

  • легенды о происхождении хлеба;
  • исследование: «Хлеб в жизни человека» (история, вопросы);
  • социологический опрос: «Сколько хлеба мы едим?», «Знаете ли вы цену хлебу?»;
  • хлеб наш насущный (этапы выращивания и обработки хлеба нашими предками;
  • как сложно вырастить хлеб (путь хлеба с поля до стола. Беседа: «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»;
  • чтение рассказов: «Лисичкин хлеб» М. Пришвин,

                               «Рожь поёт» Я. Дягутите,

                               «Пшеница и рожь» Л. Кон;

  • слушание музыки: «Русское поле»;
  • приметы, пословицы, загадки, стихи.

III заключительный этап:

  1. занятие: «Плох обед, если хлеба нет».
  2. Организация выступления на защите проекта.
  3. Презентация проекта: «Хлеб – всему голова».

Литература:

  1. «Современные технологии воспитательной работы»  В.Н. Пташкина.
  2. «Введение в мир профессий» О.Е. Багрова, Н.Г. Федоркина.
  3. «Формирование здорового  образа жизни» М.А. Павлова.
  4. Хрестоматия для детей Р.И. Жуковская.
  5. Журнал: «Педсовет» № 12, 14.

Слайд № 1: «Как хлеб приходит на стол?»

Есть пословица в народе

Хлеб на стол, и стол расцвёл.

Ну, а всё же, как приходит

Этот хлеб тебе на стол?

Он рождается в бороздках

Посмотрите на поля

Ведь земля – земля не просто

А кормилица земля!

Зеленеют дружно всходы

Присмотрись – увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел – в  полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото – пшеница

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат

По цехам пройдёшь – порядок

Закрома полны муки

Зёрна смелют автоматы,

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

Хлеб на стол, и стол расцвёл

Хлеб не лёгкий путь проходит

Чтоб попасть тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного хлеба

Привкус  доброго труда.

Полезен ли хлеб для нашего организма.  Да, он играет важную роль, в нём много питательных веществ, которые необходимы для организма.

Пословицы:  «Каравай хлеба не свалится с неба»,

                        «У кого хлебушко – у того и счастье»,

                        «Хлеб всей жизни голова»,

                        «Хлеба в меру бери»,

                        «Хлеб драгоценность, им не сори».

Вед.: Хлеб и труженик, и солдат. Во время блокады  Ленинграда, дорогой жизни шёл он к нам, драгоценный хлеб.

Слайд (о блокаде Ленинграда)

Олег М. «Военный хлеб»

Я помню хлеб, военный, горький

Он весь почти из лебеды

В каждой крошке

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен круто

Нелёгкий хлеб, нелёгких дней

Но, как сладка была минута

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли

Приправлен  маминой слезой

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной

Как горе было частым гостем

(Им детства были дни полны)

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Все вместе: 12 блокадных граммов с огнём и кровью!

Вед.: Мы провели социологический опрос в школе. Опросили 30  детей. Из них без хлеба не могут все, 20 человек предпочитают белый хлеб, 10 человек – чёрный, 1 человек недоеденный хлеб выбрасывает, 16 человек делятся хлебом с животными и все любят сухарики из хлеба.

Помните:  Если каждый выбросит в день по пол ломтика хлеба, то за год наберётся

7 кг. или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все мы вместе выбросили хлеб, цена которому более 97 миллионов рублей. Вдумайтесь в эти слова!

К сожалению, обидно бывает порой, когда учащиеся в нашей школьной столовой не умеют бережно относиться к хлебу, а значит не умеют ценить труд хлебороба.

Результативность проекта:

  1. Подготовка и проведение общешкольного мероприятия;
  2. Обсуждение и принятие  Правил обращения с хлебом.

Правила обращения с хлебом:

  1. Береги хлеб, он дорого достаётся.
  2. Не оставляй недоеденных кусков.                        Можно использовать  слайд
  3. Никогда не бросай хлеб.
  4. Продли жизнь хлебу.
  5. Подними брошенный кусок, не втаптывай в грязь человеческий труд, отдай его птицам.

Узнав сколько труда было затрачено для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, мы переоценили своё отношение к хлебу. Теперь нам до конца понятен смысл пословицы: «Хлеб – всему голова».  Что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.

Вед.: Не напрасно народ с давних пор и поныне

          Хлеб насущный зовёт, самой первой святыней.

          Золотые слова забывать мы не в праве:

Все вместе  «Хлеб – всему голова, в поле, в доме, в державе!»

Придержимся русской традиции гостеприимства (угощение зрителей сухариками).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....