Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»
методическая разработка (5 класс) на тему

Хохлова Елена Михайловна

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhno_hodit_v_shkolu.rar568 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»

Цель

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник».

Задачи

Развивать  осознанное отношение к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.

Способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.  

Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.

Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята и гости!

- Мы приветствуем вас первом заседании дискуссионного клуба учеников 5 «Б» класса и подшефного 1 «А» класса..

- Ребята, знаете ли вы что означает слово ДИСКУССИЯ? (дать определение)

(Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументировано)

Правила работы в группе

  1. Слушай, что говорят другие. (Во время обсуждения старшие ребята должны прислушиваться к младшим и учитывать их мнение)
  2. Говори спокойно ясно, только по делу.
  3. Помогай товарищам, если они об этом просят.

- Знаете ли вы примеры телевизионных дискуссионных программ?

- Сегодня наши группы составлены необычным образом: за одним столом собраны ученики 1 и 5 классов во главе с классными руководителями: Е.М и Е.М.Ребята, познакомьтесь друг с другом.

Постановка проблемы

- Внимание на экран. (Отрывок сказки «Буратино)

-О чем сюжет? Как вы думаете, почему  Лисе и Коту удалось обмануть Буратино?

(Озвучиваем причины)

Формулировка темы

- Итак, сегодня предлагаем обсудить тему «Зачем нужно ходить в школу»? ……..

Актуализация знаний. Формирование новых знаний

- Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.

- Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время.

- А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут»

А какие пословицы об учении вы знаете? Соберите пословицы в группе.

  1. Ученье и труд рядом живут.
  2. Знание и мудрость украшают человека.
  3. Ученье свет, неученье – тьма.
  4. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
  5. Ученья корень горек, да плод сладок.
  6. Ученье лучше богатства.
  7. Рукой победишь одного, головой – тысячи.
  8. Учение и труд  всё перетрут.
  9. Учиться никогда не поздно.
  10. Тяжело в учение, легко в бою.
  11. Азбука к мудрости ступенька.
  12. Учёный водит, неучёный следом ходит.
  13. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  14. Красна птица опереньем, а человек – ученьем.
  15. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  16. Грамоте учиться вперёд пригодится.

- Почему мы сегодня говорим с вами о труде?

- Правильно. Потому что учеба –это и есть труд ученика.

- Какие причины заставляют человека ходить в школу?.......

Четыре фактора:

  1. «Хочу все знать!» - любознательность.
  2. «Надо» обязывают -  родители.
  3.  Для общения со сверстниками.
  4. «На людей посмотреть, себя посмотреть»

Практическая часть. Применение полученных знаний.

- Переходим к практической части нашего занятия.

       1. На ваших столах лежат шаблоны круговых диаграмм. Мы с вами выделили 4 основных фактора - причины,  почему мы ходим в школу.

- Мы предполагаем, что они в равной степени определяют наши потребности.

- А как думаете вы, может быть какой-то из них более значим, чем другие? (слайд сравнение)

- Ваша задача, обсудить в своих группах  и распределить всю площадь круга между этими 4 факторами.

- Возьмите  карандаш и разделите круг на 4 части, каждую часть подпишите соответственно .... (1-2 мин на обсуждение по группам )

- Готовы? (Каждая группа высказывает свою позицию)

Вернемся  к нашей теме.

       2. Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь?», давайте построим с вами лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. обсудите в группе этот вопрос и составьте общую лесенку. На работу вам отводится (5мин)

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

  1. Я учусь для того, чтобы все знать.
  2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
  3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
  4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
  5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
  6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
  7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
  8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

- Проверьте свои лесенки и представьте их нашему клубу. Выберите 2 докладчиков 1кл. 5 кл.

Каждая группа озвучивает свой порядок (фото).

 (Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Рефлексия (подведение итогов)

- Завершая нашу сегодняшнюю встречу,  поиграем в игру  «Незаконченные предложения». Мы  будем  зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.

  1. Больше всего я люблю, когда учитель...
  2. Больше всего я не люблю, когда учитель...
  3. Больше всего мне школа нравится зато, что...
  4. Я не люблю школу зато, что...
  5. Мне радостно, когда в школе...
  6. Я боюсь, когда в школе...
  7. Я хотел бы, чтобы в школе...
  8. Я не хотел бы, чтобы в школе...
  9. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
  10. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
  11. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 Формулировка выводов по итогам встречи:

- Как вы считаете, ребята, а почему для сегодняшнего обсуждения мы выбрали эту тему, почему она актуальна?

В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

http://festival.1september.ru/articles/313851/Image797.gif

- А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского  и постарайтесь подумать над  смыслом данного  изречения.

Человек должен учиться, потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по экономике 8 класс на тему "Зачем нужна биржа"

Урок - объяснение нового материала с использование ИКТ (презентации) На уроке дается обще вредставление о бирже и  их  видах....

Заседание дискуссионного клуба

На заседании дискуссионного клуба учащиеся рассматривают вопросы о безопасном использовании сетевых ресурсов...

Заседание дискуссионного клуба"А зачем мне физика?" (ток-шоу)

Материал по внеурочной работе по физике....

Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».

Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....

Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"

Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....

Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"

Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. ...

Заседание дискуссионного клуба по теме « Как стать успешным учеником?»

Формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих личностных качеств....