программа внеурочной деятельности "Познай себя"
рабочая программа (8 класс)
Программа внеурочной деятельности социального направления
«Познай себя» составлена в соответствии с основными положениями ФГОС на основе авторской программы под общей редакцией В.И.Колупаева «Мой выбор» и рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_poznay_sebya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности социального направления
«Познай себя» составлена в соответствии с основными положениями ФГОС на основе авторской программы под общей редакцией В.И.Колупаева «Мой выбор» и рассчитана на 34 часа.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка - это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.
Данный курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
Программа предназначена для учащихся 8 классов и построена с учетом особенностей взросления.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа составлена на основе следующих принципов:
- принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
- аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
- принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
- принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
- принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
- принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Цель: формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.
Задачи:
1.знакомство с основами технологии выбора,
2.анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за своё решение.
3.приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи,
4.развитие способностей к самоопределению и самореализации.
Для оценки планируемых результатов освоения программы « Познай себя» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Форма организации | Вид деятельности |
Человек свободного общества. Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Ответственность и гражданская позиция. | 2 | групповое обсуждение проблемы, дискуссия | ||
Я выбираю. Опыт выбора в конкретных жизненных ситуациях. Предмет выбора. Факторы выбора. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора. | 5 | фронтальное обсуждение проблемы выбора работа в парах, по цепочке, беседа | ||
Я среди людей. Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. | 5 | «Игра без правил» нарисуй здание», работа в группах, моделирование ситуации | ||
Моя семья Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и для человека. | 3 | «мозговой штурм», коллективное обсуждение | ||
Мой выбор – моя малая родина. Любовь к Родине и к малой родине. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности. | 3 | проектная деятельность, ролевые игры | ||
Моё здоровье. Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека. | 4 | исследовательская работа учащихся, работа с документами | ||
Я и политика. Роль политики в жизни каждого человека. Моя гражданская позиция. | 3 | организованная дискуссия | ||
Я и средства массовой информации. Роль информации в современном обществе. | 3 | игра «Испорченный телефон» | ||
Я и закон. Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон | 3 | решение кроссворда, игровое расследование | ||
Свобода и ответственность – выбор ХХ1 века. На пороге моего выбора… | 3 | сочинение-эссе «На пороге выбора» |
Ресурсное обеспечение
1 В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа.: в 2-х т.-М.,1976
2.Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс.-М.:НПО»Школа»,1996
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. _М.: »Русский язык».-1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Сам себе режиссёр"
Настоящая образовательная программа направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры учащихся 5 классов.Особенностью программы является её практико-ориентирован...
Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Программа внеурочной деятельности "В добрый путь к самому себе!"
Программа предназначена для учащихся 1-3 классов. Имеет просветительскую направленность...
Программа внеурочной деятельности "Познаю себя" (5-6 классы)
Данная программа направлена на решение вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться уп...
Рабочая программа внеурочной деятельности Познай себя (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя"
Рабочая программа внеурочной деятельности для детей в возрасте 10-11лет...