программа внеурочной деятельности "Познай себя"
рабочая программа (8 класс)

Программа внеурочной деятельности социального направления

«Познай себя» составлена в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы   под общей редакцией В.И.Колупаева «Мой выбор» и рассчитана на 34 часа.                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_poznay_sebya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности социального направления

«Познай себя» составлена в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы   под общей редакцией В.И.Колупаева «Мой выбор» и рассчитана на 34 часа.                                                       

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие.  Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой  важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка - это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.

Данный курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

 Программа предназначена для учащихся  8 классов и построена с учетом особенностей взросления.

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа составлена на основе  следующих принципов:

  • принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
  • аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
  • принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
  • принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение   школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
  • принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.  Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Цель: формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.

Задачи:

1.знакомство с основами технологии выбора,

2.анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за своё решение.

3.приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи,

4.развитие способностей к самоопределению и самореализации.

Для оценки планируемых результатов освоения программы « Познай себя» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в  школе: от действия к мысли».  

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У  учащихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

 Учащиеся получат возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  Научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Содержание программы

№п\п

тема

количество часов

1

Человек свободного общества.

Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Ответственность и гражданская позиция.

2

2

Я выбираю.

Опыт выбора в конкретных жизненных ситуациях. Предмет выбора. Факторы выбора. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.

5

3

Я среди людей.

Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения.

5

4

Моя семья

Семья как малая социальная группа .Значение семьи для общества и для человека.

3

5

Мой выбор – моя малая родина.

Любовь к Родине и к малой родине. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности.

3

6

Моё здоровье.

Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека.

4

7

Я и политика.

Роль политики в жизни каждого человека. Моя гражданская позиция.

3

8

Я и средства массовой информации.

Роль информации в современном обществе.

3

9

Я и закон.

Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон

3

10

Свобода и ответственность – выбор ХХ1 века. На пороге моего выбора…

3

 

             

               Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма организации

Вид деятельности

Человек свободного общества.

Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Ответственность и гражданская позиция.

2

групповое обсуждение проблемы, дискуссия

Я выбираю.

Опыт выбора в конкретных жизненных ситуациях. Предмет выбора. Факторы выбора. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.

5

фронтальное обсуждение проблемы выбора работа в парах, по цепочке, беседа

Я среди людей.

Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения.

5

«Игра без правил» нарисуй здание», работа в группах, моделирование ситуации

Моя семья

Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и для человека.

3

«мозговой штурм», коллективное обсуждение

Мой выбор – моя малая родина.

Любовь к Родине и к малой родине. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности.

3

проектная деятельность, ролевые игры

Моё здоровье.

Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека.

4

исследовательская работа учащихся, работа с документами

Я и политика.

Роль политики в жизни каждого человека. Моя гражданская позиция.

3

организованная дискуссия

Я и средства массовой информации.

Роль информации в современном обществе.

3

игра «Испорченный телефон»

Я и закон.

Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон

3

решение кроссворда, игровое расследование

Свобода и ответственность – выбор ХХ1 века. На пороге моего выбора…

3

сочинение-эссе «На пороге выбора»

Ресурсное обеспечение

1 В.И.Даль.  Пословицы и поговорки русского народа.: в 2-х т.-М.,1976

2.Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс.-М.:НПО»Школа»,1996

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. _М.: »Русский язык».-1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сам себе режиссёр"

Настоящая образовательная программа направлена на создание организационных условий формирования информационной культу­ры учащихся 5 классов.Особенностью программы является её практико-ориентирован...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Программа внеурочной деятельности "В добрый путь к самому себе!"

Программа предназначена для учащихся 1-3 классов. Имеет просветительскую направленность...

Программа внеурочной деятельности "Познаю себя" (5-6 классы)

Данная программа направлена на решение вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться уп...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя"

Рабочая программа внеурочной деятельности для детей в возрасте 10-11лет...