Методическая разработка "Память огненных лет"
методическая разработка

Третьякова Евгения Валерьевна

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_ognennyh_let_-_kopiya.docx998.93 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                           2-4

ЧАСТЬ I. ПАМЯТЬ ОГНЕННЫХ ЛЕТ

  1. Подвиг Ленинграда                                                                              5-21
  2. Память огненных лет                                                                         22-27
  3. Герои Отечества                                                                                 28-34
  4. Вглядись в лицо войны                                                                     35-39
  5. Славься, мой Сталинград                                                                  40-44

Список литературы                                                                                          45

Введение

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

 Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

 -создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

- функционирует система дополнительного образования;

- разработана система традиционных общешкольных мероприятий  и творческих проектов;

- развивается музейная работа;

- развивается школьное ученическое самоуправление;

- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

     Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  1. Тематические классные часы;
  2. Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  3. Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  4. Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
  5. Проведение общешкольных мероприятий;
  6. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  7. Военно - спортивная игра «Зарница»;
  8. Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.                                          

Целью, прежде всего, является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимает, и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

В составлении методической разработки использованы внеклассные мероприятия разработанные коллективом школы-интерната №18 ОАО «РЖД»: Кузнецовой С.А., Некрасовой С.В., Краевой С.Н., Найверт Е.А., Ануфриевой О.В., Солнцевой О.П., Манасыповой А.С.

Составитель: Третьякова Е.В.

ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА

Цель: способствовать формированию потребности знать и помнить исторические события, связанные с Великой Отечественной войной, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.

Задачи: 1. Помочь ребятам оценить вклад прошлых поколений в сохранение исторической памяти народа.

2. Развивать наблюдательность, учить детей размышлять, делать выводы.

3. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к теме Великой Отечественной войны и войны в целом. 

Ход мероприятия:

Под звуки песни «Священная война»

Ведущий: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Звучит голос Левитана о начале войны.

Ведущий: На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Но сегодня мы поговорим ещё об одном городе-герое, жители которого ценой нечеловеческих усилий выстояли в той страшной войне. ЛЕНИНГРАД.

Ученик 1: Город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из крупнейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли, великолепно сочетающиеся с четкой планировкой проспектов, площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город – герой».

Ученик 2:

                Июнь! Клонился к вечеру закат. 

         И белой ночью разливалось море.

         И раздавался звонкий смех ребят.

         НЕ знающих, не ведающих горя.

                Июнь! Тогда еще не знали мы.

         Со школьных вечеров к Неве шагая.

         Что завтра будет первый день войны,

         А кончится лишь в 45-ом в мае.

                И песня над рекой лилась Невой,

         Мы шли на встречу  утру и смеялись,

         НЕ знали мы еще тогда с тобой.

         Что с детством мы и с юностью прощались.

Воспитатель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Ученик 3: Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали военные эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Ученик 4: Жил мальчик на хуторе Мшинском.

                    За дальним кордоном лесным.    

                     Когда появились фашисты,

                Он стал партизаном связным.

                     Ходил он как нищий по селам

                     С холщовой сумой на плече.

                     В отцовских ботинках тяжелых,

                     И в мамином рваном плаще.

                     То в окна стучался немые,

                     То брел к старикам на покос,

                     И танк подрывался на мине

                     И поезд летел под откос…

                     Забылось негромкое имя,

                     Осталась лишь кличка – связной.

                     Он пережил осень и зиму

                     Его расстреляли весной…

Ученик 1: Но, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

Ученик 2:

                   Весь Ленинград как на ладони

                   С горы Вороньей виден был.

                   И немец бил с горы Вороньей,

                   Из дальнобойной «берты» бил.

                   Прислуга в землю «берту» врыла

                   Между корней, между камней.

                   И поворачивая рыло,

                   Отсюда «берта» била, била.

                   Все 900 блокадных дней.

                   Без перерыва, в голод, в горе,

                   В ребячий выкрик, в хлеб и соль,

                   В последний свет, в последнем взоре,

                   В его отчаянье и боль, в его последнее решенье,

                   В его «умрем, но не сдадим!» 

                   И над открытою мишенью

                   Ревел огонь, клубился дым.

Воспитатель: В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает:

Звучит стук метронома.

Ученик 3: На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город – крепость. В нем построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны.

Ученик 4: 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт…»

        Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

        Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

        Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами.

Ученик 1: Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Один из них Вова Ивашов писал: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись 2 зажигательные бомбы. Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил еще 3 бомбы, а остальные стал забрасывать песком. Справились. Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни мало, ни много – 12 зажигательных бомб».

Ученик 2:

                      В далеком тревожном военном году

                   Под гром батарей, у Земли на виду

                   Стояли со взрослыми рядом

                   Мальчишки у стен Ленинграда.

                   На парте осталась раскрытой тетрадь –

                   Не выпало им дописать, дочитать. 

                   Когда навалились на город

                   Фугасные бомбы и голод.

Учитель: Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и более 100 тыс. зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осажденный город со станцией. 8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

                       На Ленинград обхватом с 3 сторон  

                    Шел Гитлер силой 40 дивизий

                    Бомбил. Он артиллерию приблизил,

                    Но не поколебал ни на микрон, 

                    Не приостановил ни на мгновенье

                    Он сердца ленинградского биенье.

                    И видя это разъяренный враг,

                    Предполагавший город взять с разбега,

                    Казалось, испытанных стратегов

                    Призвал на помощь: мороз и мрак,

                    И те пришли, готовые к победам,

                    А третий, голод, шел за ними следом.

Ученик 3: На 6 сентября в городе имелось: 

  1. Муки – на 14 дней; крупы – на 23 дня;
  2. Мяса и мясопродуктов – на 19 дней;
  3. Жиров – на 21 день;
  4. Кондитерских изделий – на 48 дней.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Наступила зима 1941-42года – самая тяжёлая за время блокады! В городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Ученик 4:

                       А город был в дремучий убран иней.

                   Уездные сугробы. Тишина…

                   Не отыскать в снегах трамвайных линий,

                   Одних полозьев жалобы слышны.

                   Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

                   На детских санках узеньких, смешных

                   В кастрюлях воду голубую возят,

                   Дрова и скарб, умерших и больных.

                   Вот женщина везет куда-то мужа.

                   Серая полумаска на лице.

                   В руках бидончик – это суп и ужин.

                   Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

                   Товарищи мы в огневом кольце…

                   А девушка с лицом заиндевелым,

                   Упрямо стиснув почерневший рот,

                   Завернутое в одеяло тело

                   На охтинское кладбище везет.

                   Везет, качаясь, к вечеру добраться б …

                   Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

                   Скинь шапку, гражданин!

                      Провозят Ленинградца,

                      Погибшего на боевом посту.

                      Скрипят полозья в городе, скрипят…

                      Как много нам уже не досчитать!

                      Но мы не плачем: правду говорят,

                      Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Воспитатель: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

Ученик 1:

                          Девчонка с ведерком пустым

                      Чуть движется … А за Невою

                 Клубится пожарища дым.

                      А там меж сугробов горбатых,

                      Где трудно и взрослым шагать,

                      На саночках узких ребята

                      Везут свою мертвую мать.

Звучит стук метронома.

Ученик 2:

                     На развороченном пути

                     Стоит мальчишка лет пяти,

                     В глазах расширенных истома,

                     И щеки белые как мел.

                     Где твоя мама, мальчик?

                     - Дома.

                     - А где твой дом, сынок?

                     - Сгорел.

                     Он сел. Его снежком заносит.

                     В его глазах мутится свет.

                     Он даже хлеба не попросит,

                     Он тоже знает, хлеба нет!

Звучит стук метронома.

Воспитатель: Многие знают печальную историю11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. 

 Ученик 3:           «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. Утра 1941 года»

           «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 года»

           «Лека умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 года»

           «Дядя Вася умер в 2 ч. Ночи 14 апреля 1942 года»

           «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. Дня 1942 года»

           «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. Утра 1942 года»

           «Савичевы умерли»

           «Умерли все»

           «Осталась одна Таня»

Ученик 4: Этот дневник на процессе Нюрнбергском

                   Был документом страшным и веским,

                   Плакали люди, строчки читая.

                   Плакали люди, фашизм проклиная.

                   Танин дневник – это боль Ленинграда,

                   Но прочитать его каждому надо.

                   Словно кричит за страницей страница.

                   «Вновь не должно это все повториться».

        При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и 1 июля 1944 года она умерла. 19 мая 1972 г на могиле Тани был поставлен памятник.

        В школе № 35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Воспитатель: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ученик 1: В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, несмотря ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

        В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

        Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

Ученик 2:    Девчонка руки протянула

                      И головой –

                      На край стола.

                      Сначала думали –

                      Уснула,

                      А оказалось –

                      Умерла…

                      Никто

                      Не обронил ни слова,

                      Лишь хрипло,

                      Сквозь метельный стон,

                      Учитель, выдавил, что снова

                      Уроки –

                      После похорон.

Стук метронома.

Воспитатель: А. Фадеев писал, что «навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя…». Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову – вспоминает О. Н. Тюлева: «Было ей уже за 60. в это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас – школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!» своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком».

Ученик 3: Огромным событием в те годы стало исполнение 7 симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, которую он посвятил Ленинграду. Он и создал её почти всю в родном, блокадном городе. Первые три части были написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда). Послушайте выступление  Д. Д. Шостоковича, прозвучавшее в 1941 г в Ленинграде по радио:

Звучит выступление Шостоковича Д.Д.

        Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.

Ученик 4: 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Начинает звучать 1 часть Симфонии.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиа удары в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист, вспоминал: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Ученик 1: Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Ученик 2: Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Галина Лелюхина, флейтист: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый».

Ученик 3: Но город жил! «Все для фронта! Все для победы!» - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

        Подростки – рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Ученик 4: Однажды на завод «Полигравмаш» где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов – автор серии рисунков «Ленинград в дни блокады». Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени – отчеству.

        Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: «Для фронта Василий Васильевич».

Воспитатель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. 30 августа 1941 года принято решение об организации перевозок через Ладожское озеро.

        Тогда по льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

              «Дорогой жизни шел к нам хлеб, 

               Дорогой жизни многих к многим.

               Еще не знают на земле

               Страшней и радостней дороги».

«Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями».

Ученик:

                     И было так на всем ходу

                   Машина задняя осела.

                   Шофер вскочил, шофер на льду.

                   Ну, так и есть, мотор заело.

                   Ремонт на 5 минут – пустяк,

                   Поломка эта – не угроза

                   Да рук не разомкнуть ни как.

                   Их на руле свело морозом.

                   Чуть разогнешь – опять сведет.

                   Стоять? А хлеб? Других дождаться?

                    А хлеб 2? тонны он спасет

                    16 тысяч ленинградцев.      

             И вот в бензине руки он

                    Смочил, поджег их от мотора,

                    И быстро двинулся ремонт.

                    В пылающих руках шофера.

                    Вперед! Как ноют волдыри,

                    Примерзли к варежкам ладони,

                    Но он доставит хлеб, пригонит

                    К хлебопекарне до зари.

                    16 тысяч матерей

                    Пайки получат на заре –

                    125 блокадных грамм

                    С огнем и кровью пополам.

                    О, мы познали в декабре:

                    Не зря «священным даром» назван

                    Обычный хлеб и тяжкий грех

                    Хотя бы крошку бросить наземь.

Ученик 1:  Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Дорогу тоже бомбили. Но её защищали любой ценой. Ладожскую коммуникацию и её базы прикрывало 150 зенитных орудий среднего калибра, 40 орудий малого калибра, более 70 пулемётов, 65 прожекторных станций.

Скольких людей спасла эта дорога!

Ученик 2: Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен – еще одна победа Ленинграда.

Ученик 3: В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Ученик 4: Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Воспитатель: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявшие город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 

        Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и 14 летний Юра Воронов, в будущем известный поэт и журналист. В его книге «Блокада» есть такие стихи:

                          В блокадных днях

                          Мы так и не узнали

                          Меж юностью и детством:

                          Где черта?

                          Нам в 43-ем

                          Выдали медали

                          И только в 45-ом –

                          Паспорта.

Ученик 1: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане 13 января 1943 года встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорный.

Ученик 2: Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского фронта и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

 В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик 3: Такого дня не видел Ленинград!

                   Нет, радости подобной не бывало,

                   Казалось, что все небо грохотало,

                   Приветствуя великое начало. Весны,

                   Уже не знающей преград.

                   Гремел неумолкаемо салют

                   Из боевых прославленных оружий,

                   Смеялись, пели, обнимались люди…

Ученик 4:    Гремит салют.

                      Ракеты в воздухе горячем

                      Цветами пестрыми цветут.

                      А ленинградцы тихо плачут

                      Ни успокаивать пока, 

                      Ни утишать людей не надо.

                      Их радость слишком велика –

                      Гремит салют над Ленинградом!

                      Их радость слишком велика –

                      Но боль

                      Заговорила и прорвалось.

                      Рыдают люди, и поют,

                      И лиц заплаканных не прячут.

                      Сегодня в городе салют!

                      Сегодня Ленинградцы

                      Плачут…

Ученик 1: 

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Воспитатель: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Ученик  3:

Люди,

                     Покуда сердца  

                                              Стучат, -

                     Помните!

                     Какою ценою

                                            Завоевано счастье,

                     Пожалуйста, помните!

Ученик 2: О тех,

                              Кто уже никогда не споет,

                     Помните!

                     Детям своим расскажите о них,

                                    Чтобы запомнили.

Ученик 3:  Детям детей

                                     Расскажите о них,

                     Чтобы тоже

                                     Запомнили!

                     Во все времена

                                     Бессмертной земли!

                     Помните!

Ученик 4:   Люди Земли!

                     Мечту пронесите

                                     Через года

                     И жизнью наполните!

                     Но тех

                                  Кто уже не придет

                                                                  Никогда,

                     Заклинаю: Помните!

Звучит «Гимн городу-герою Ленинграду».

«ПАМЯТЬ ОГНЕННЫХ ЛЕТ»

Цель: формирование нравственной позиции  учащихся,  уважительного отношения к старшему поколению, собственной позиции учащихся  к памяти о прошедшей войне.

Задачи: 1. Углубить и систематизировать знания учащихся о долге перед Отечеством.

2. Развить умения делать выбор, принимать решение и нести ответственность, умения анализировать и контролировать свою деятельность.

3. Воспитывать личность, помнящую и уважающую подвиги  во имя родной страны.  

Ход мероприятия.

Музыка звучит

Вступительное слово: Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится победа нашего народа в ВОВ.

С каждым годом всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была самым страшным испытанием, которое с честью выдержала наша страна. Но не могут забыть те страшные дни и ночи седоволосые ветераны. Память живёт в их душах. Именно о памяти ветеранов стихи А.Василенко.

Нам говорят: опять вы о войне!

Да, о войне. Не можем мы иначе.

Ведь до сих пор все клетки наши плачут

И не хотят привыкнуть к тишине.

Вина ли наша в том, что и во сне

Бесшумными и плавными столбами

Разрывы чёрные вздымаются над нами

И отбирают жизнь, как на войне.

Пусть небо голубеет в вышине,

Пускай  десятки, сотни лет проходят,

Пусть изменились время, ритмы, моды,-

Мы вновь и вновь расскажем о войне!

Воспитатель: Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Мы не знаем войны, не слышали враждебную речь в своём доме, не слышали взрывов.  Почему же  мы вновь вспоминаем о ней?  (ответы детей)

Памяти о войне и будет посвящён наш классный час «Память огненных лет». Сегодня каждый из вас попытается ответить на вопрос «Зачем помнить о войне и надо ли о ней помнить нам, родившимся спустя несколько десятилетий после её окончания?»

Нет в нашей стране семьи, которую бы не коснулась ВОВ. У каждой семьи своя память о ней. Но есть и одна для всех страшная дата – 22 июня 1941 года.

(Кадры: бомбёжка; «Священная война»; на фоне читаются стихи)

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна.

И на фронт уходила поротно.

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Начиная агрессию, Гитлер провозгласил: «Речь идет о войне на уничтожение, на Востоке жестокость – это благо для будущего». 30 миллионов представителей разных народов подлежали ликвидации.   В «Памятной записке» от 15 мая 1940 года рейхсфюрер СС Гиммлер писал: «Население Востока будет находиться в нашем распоряжении как народ рабов и ежегодно поставлять Германии рабочую силу для особых работ».

Воспитатель: Чтобы захватить Европу, Гитлеру потребовалось менее 2-х лет.  Однако реализовать свои планы в Советском Союзе Гитлеру не удалось.

Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Несмотря на сложное положение в стране в начале войны, главным фактором будущей победы стало мужество советских людей на фронте и в тылу, патриотизм, вера в победу. В едином порыве весь советский народ поднялся на защиту своей Родины. Мужчины, женщины, дети – все «от мала до велика» ковали победу.

На войне нет ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из памяти. Каждый день был подвигом для миллионов.

Как вы понимаете слово «подвиг»? 

Героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души

человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной

жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает

ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-

фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков,

самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было

быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой

нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

Ради чего люди готовы были отдать свою жизнь?

Чем объяснить массовый героизм советского народа? (любовь к родине, партии, стремление защиты семьи, дома)

Массовый героизм объясняется, прежде всего, любовью к Родине, стремлением отстоять ее независимость. Все это входит в понятие «патриотизм».

Патриотизм - Любовь к Родине

Сейчас мы называем этих людей поколением героев.

А как вы думаете, на фронт они уходили какими-то особенными, богатырями или это были обыкновенные люди?

Что дало силы им выстоять?   (ответы детей)

Воспитатель: Да, они были обыкновенными людьми, но они были героями, Они не спрятались, не взяли бронь, а плечом к плечу стояли насмерть. Они были мужественными.

А что такое мужество? Что вы понимаете под этим словом? /слайд «Мужество»/

Это когда невыносимо трудно, а ты продолжаешь путь. Это принять правду, какой бы она не была; тяжёлая кладь, которую нужно нести, чего бы это ни стоило.  Храбрость, присутствие духа в опасности. Немецкие генералы, на личном опыте испытавшие силу советских солдат и офицеров, признавали, что «солдатские качества русского воина, особенно его дисциплина, способность действовать, не обращая внимания на огонь противника и собственные потери, его стойкость в перенесении лишений и тягот войны, были, вне всякого сомнения, очень высокими»/ (Генерал-майор фон Бутлар в книге «Мировая война». Изд-во иностранной литературы. М., 1957, стр. 153) 

Учитель: Почему война 1941-1945 годов называлась Великой Отечественной? Да потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошёл сквозь ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества.

         Люди всегда старались как-то выделить и отличить героя. Награда – это свидетельство мужества, храбрости  награждённого.

(Далее демонстрируются награды, ордена и медали, времён Великой Отечественной войны)

Воспитатель: 9 мая 1945 года. Этот день знает весь мир. Как долго шли наши деды и прадеды к этому дню. Победа ковалась и в тылу, и на фронте, и генералами, и солдатами, и женщинами, и детьми.

Звучит  музыка. «День Победы».

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным  вечно небо,

А травы будут зеленей!

Воспитатель: 1418 долгих дней и ночей шла война. Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 38 лет …

Прошло так много лет, но помнят ветераны

Путь пройденный и каждый час войны,

За все страдания, и кровь, и раны,

Их в памяти мы сохранить должны.

Это слова Захарова Леонида Михайловича, ветерана ВОВ, нашего друга, друга нашего класса.  У меня в руках его книга стихов.

Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и  какой ценой достигается свобода.  

Вывод: Итак, почему же сегодня не забывают о тех днях? Почему тревожит память о войне даже тех, кто на той войне никогда не был? Почему вам, детям 21 века, никогда не видевшим войны, надо помнить о войне и о победе? Почему мы должны хранить память о ВОВ и память, о великой Победе?

На листочках напишите, пожалуйста, свои предложения.

Листочки с предложениями собираются.  Из написанного составляется текст листовки.

Звучит музыка. «Поклонимся великим тем годам».

Затем зачитывается листовка: « О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны  помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было этих страшных событий. Наш народ отстоял свободу своей Родины».

Мы в неоплатном долгу перед солдатами ВОВ. Годы идут, и уходят из жизни герои. А лет через 20уже сами будете рассказывать своим детям об этом тяжёлом и страшном времени и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших мир от коричневой чумы. Память будет жива!

Клип «Память»

 «ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»

Цели: Формирование гражданско-патриотических чувств воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества.

Задачи: 1. Дать представление о понятиях «герой», «подвиг гражданский», «подвиг материнский», «подвиг профессиональный», «подвиг мученический» на примерах истории и современной жизни;

  1. Развивать умение поискового метода;
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к защитникам Отечества и народу.

Форма проведения:

Ход мероприятия

Вступительное слово: Добрый день, ребята.

Сегодня мы поговорим о мужестве тех, кто защищал нашу землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца остался и остается верен воинскому  и гражданскому долгу – о тех, кого мы называем героями Отечества.

9 декабря наша страна будет  отмечать свой новый праздник – День Героев Отечества. Праздник, уходящий своими корнями к историческим глубинам - к Илье Муромцу, Пересвету и другим героям, отдавшим свою жизнь за Отечество.

Понятие «долг», «честь», «патриотизм», неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти понятия все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершать добрые дела.

Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые  условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии?  На все эти вопросы мы и постараемся  ответить сегодня.

Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем? (высказывания детей)

Посмотрите,  как трактует данное понятие  толковый словарь С.И.Ожегова:

 Герой  - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения детей)

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Слово «подвиг» означает «жертвенность»,  на благо своей земли, своей Родины.

Человек, совершает подвиг, невзирая на опасность, без страха, проявляя благородство, хладнокровие, силу, мудрость  на благо своей земли, своей Родины,  народа. Такой подвиг можно назвать «воинский»  (на доске схему вывешивать).

                                           

подвиг

воинский

Как вы думаете, как должен выглядеть герой?

Сколько лет, должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком – то особом месте?

Вывод: конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек.

«Героями не рождаются, героями становятся»

Каких героев вы знаете из фильмов, книг?

(показ слайдов России)

Россия, наша любимая, необъятная Родина. Наши предки, деды, отцы собирали по крупицам, строили наше государство. А случалось в смутные времена нашествие иноземцев, когда Отечество стояло на краю гибели, вставали на защиту родной Земли.

Что же давало им силы? Что делало из обычных людей – героев?

Любовь, безграничная любовь к матушке – родине, к родному краю, к людям родным, обычаям, преданиям, сказкам, всему тому, что вмещает в себя огромное, всепоглощающее слово – Родина, вдохновляло их на подвиги.

В минуты опасности являла всему миру русская душа непреодолимую, непостижимую способность в минуты опасности к самопожертвованию и сплоченности.  И это  не зависит  ни от национальности, ни от вероисповедания, ни от возраста, ни от профессии, а лишь от чувства к Родине.

Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами.

С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг русского народа.

Наше Отечество богато героями. Кому еще на земле выпали столь суровые испытания? Кто еще пролил столько крови за свою свободу?

Былинные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости.

Не менее знаменит в борьбе с иноземцами   русский герой – князь Александр Невский.

В 12 веке Русь была великим государством, и много врагов стремилось вторгнуться в ее владения, завладеть ее богатствами.

С запада на русскую землю рвались немцы и шведы, а с востока – монголы-татары.

Среди тех, кто защищал Русскую землю в те тяжелые годы, наибольшую славу у современников и потомков снискал князь Александр Ярославович, названный Невским.

Александр Невский:

Стонала Русь под иноземным игом.

С Ордой сражаться не хватало сил.

И шведы, немцы ждали только мига,

Чтоб я с Ордой копье свое скрестил. 

Я знал, что рано с ханами сражаться,

Что надо прежде  Русь объединить,

Когда в кулак единый всем собраться,

Тогда и плечи можно распрямить.

Мы на Неве разбили гордых шведов,

Н Чудском озере топили крестоносцев,

Дух поднимали славные победы!

Русь начинала путь победоносный!

За всю свою недолгую жизнь Александр Невский участвовал в 12 сражениях.

В знаменитом сражение 5 апреля 1242 году,  получившем название «Ледовое побоище», Александр Невский показал себя как великий полководец, сумевший поднять боевой дух русских воинов. Сражение происходило на Чудском озере.

Перед боем Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. Весенний лед не выдержал тяжести отступающих и, проломившись, обрек на гибель немецкие войска.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

бросая копья и щиты,

с коней валились немцы наземь,

воздев железные кресты.

   

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись.

Трусливо шпоря лошадей…

 

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед…                                   К.Симонов. Ледовое побоище.

Александр Невский: «Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости, но без меча. Но если кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля»

           Уже в 1280 годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.

В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих  частей.

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

Но истинной проверкой силы и мощи, героизма и мужества нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Путь к Победе был долгий и трудный. Не было ни одного человека, который бы не стал на защиту своего Отечества.

О наших дедах, прадедах и прабабушках мы будем  всегда помнить. О тех, кто вставал на защиту  своей Родины, своей семьи, своего народа.

О героях ВОВ в своей семье расскажут ребята.

Не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики  стояли у станков по 16-18 часов, превозмогая усталость и голод, выпуская  снаряды и оружия. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки.  Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы. Что же это как не  гражданский подвиг?  

подвиг

                                           

воинский                                

                                   гражданский

Ребята, а в наше время есть герои?

Я хочу вам рассказать о  подвиге молодого человека Евгения Родионова.  13 февраля 1996 года Евгений вместе с тремя своими товарищами был захвачен в плен в Чечне, где они служили в погранвойсках.  Исполнив свой воинский долг, отягченный многими инструкциями скорее мирного, чем военного времени, они не пропустили набитую оружием и боевиками машину скорой помощи. Следы крови, рукопашной схватки на этом месте и плен свидетельствовали о неравном соотношении сил. С этого момента они вместе неразлучно несли свой Крест, - Крест унижения и побоев, пыток и надругательств.

Три с половиной месяца продолжались пытки и мучения. Вначале бандиты заставили одного пленного пытать другого. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызвало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть отречься от Христа. За твердый отказ сделать это,  он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в день своего рождения; в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

Фильм о Евгении Родионове.

4 воина – пограничника предпочли мученическую смерть предательству. Им было предложено принятие мусульманства в обмен на жизнь. Молодые ребята ушли в жизнь вечную, не предав ни веру православную, ни воинскую присягу, ни материнскую любовь.

Подвиг – солдат пограничников, пострадавших с Евгением Родионовым был отмечен государством награждением каждого из них орденом Мужества, подвиг исповеднический отмечен вниманием Церкви к возможности их прославления в лике святых воинов-мучеников по формуле: «воин – мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

Как можно назвать подвиг Евгения Родионова?

«Мученический» подвиг – не отречение от Бога в любой ситуации.

подвиг

                                           

                                           

воинский                                                              

                            гражданский                мученический

Ребята, только ли на войне есть место подвигу?

Кого мы можем назвать героями в мирное время?

Можем ли мы назвать маму героиней?

Матери-героини. Материнский подвиг и материнская доблесть остаются понятиями нравственной высшей категории.

Наиболее социально насыщенное и поэтически воспетое понятие, связанное с рождением и воспитанием ребёнка – это материнство.  Поэты говорят так: «Самая прекрасная на свете – женщина с ребёнком на руках»

Рассказ о своей бабушке Жумашева Айдара (слайды)

подвиг

                                           

                                           

                                           

воинский                                                                                                                      

        материнский

                            гражданский                мученический

В нашей стране есть место  подвигу не только на войне, но и в любой профессии.

Как мы  можем назвать такой подвиг?

подвиг        

                                           

                                                                                        профессиональный

                                           

                                                                                   

воинский                                                                                                                      

        материнский

                            гражданский                мученический

«Профессиональный» подвиг – подвиг человека, который достиг в своей профессии высоких показателей.

Вывод: Ребята ответьте на вопрос: Герой. Кто он?

Герой – это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.

Как сделать так, чтобы о подвигах наших предков не забывали?

Героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа – иметь перед глазами вдохновляющий пример.

И закончить наш классный час, хочется словами  Алексея Толстого:

«Родина наша – колыбель героев, огромной горы, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь, вечными как огонь». Или  «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»  - Гете.

ВГЛЯДИСЬ В ЛИЦО ВОЙНЫ

Цель: формирование патриотических чувств и гордости за своих соотечественников.

Задачи:

1.Познакомить детей с великим подвигом русского народа.

2.Развивать навыки бережного отношения к памятникам великим сынам России.

3.Воспитывать чувство гордости за подвиги своих соотечественников. 

Форма проведения: вечер памяти

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы празднуем великий день – День Победы советского народа над фашистской Германией! Дети, родившиеся после войны уже стали бабушками и дедушками…Война постепенно уходит в прошлое, становится лишь страницей истории. Но благодарная память потомков не должна угасать… По всей нашей огромной стране,   собираются люди, чтобы поклониться живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным. И тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-ого года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну! – добил врага там, откуда она началась – в поверженном Берлине!  
Вам, герои нашей страны, живым и павшим, известным и безымянным, посвящается…  


Звучит песня «Журавли».  На фоне музыки ведущий начинает говорить.

Ведущий: 22 июня 1941 год. Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский союз. Начало Великой Отечественной войны Советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

1-й чтец:  Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.


Ведущий: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.


Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война».

3-й чтец: На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога,
Ступала фрица - негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

4-й чтец:  Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите… Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Ведущий: Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года шла война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

5-й чтец:

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на вас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

6-й чтец:

В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен:
И в танковых боях, и в штыковых.

Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они,
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.

Ведущий: 27 миллионов своих сыновей и дочерей потеряла наша страна в той войне.  Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

7-й чтец: Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.  

Минута молчанья.

8-й чтец:  

Возможно – память чистая страница –

В ней – эхо прожитых, тревожных лет…

История – она не повторится

Но нас зовёт вдали манящий свет…

Свои откроем имена и даты –

Но сердце будет бережно хранить -

Тот взгляд мальчишки – юного солдата –

Он всё отдал, чтобы могли мы жить…

Ведущий: И вот она – долгожданная Победа! Весь мир вздохнул с облегчением. Враг был разбит там, откуда он начал своё зверское порабощение народов Европы, - в Берлине, в своём собственном логове.

9-й чтец: С того рассвета в глубине России,

Где женщины одни и тишина,

Когда бежали в окна голосили, 

Стучали в двери: «Кончилась война!»

10-й чтец:  Вставало солнце под Берлином где-то,

Солдаты обнимались все в слезах,

Стреляли в небо, салютуя свету, 

Деревьям, травам и лугам в цветах.

11-й чтец: Он отгремел – далёкий 45-й…

Но в сердце каждый миг неповторим.

Отец и дед – они ушли в солдаты.

Вперёд стремились сквозь сражений дым…

Под гром орудий, всполохи заката

Хранили в сердце мирный уголок,

Где о смуглянке пел однополчанам

Весёлый, белокурый паренёк…

Нелёгкие дороги фронтовые –

Фрагменты, хроники –

И жизнь – всего одна…

Бесстрашные и вечно молодые –

Мы не забудем ваши имена…

12-й чтец:  Я не видел войны,

Я родился значительно позже.

Я её проходил

И читал про неё с детских лет. 

Сколько книг о войне.

Где, как будто всё очень похоже,

Есть и это, и то,

Только самого главного нет

Ведущий:  Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих.

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

Песня «День Победы»

«СЛАВЬСЯ, МОЙ СТАЛИНГРАД»

Цель: Привитие старшеклассникам любви к Родине.

Задачи:

1. Систематизировать знания о героическом прошлом и настоящем страны,

2.развивать коммуникативные навыки и умения работать в группе.

3. Воспитать чувство уважения к историческому прошлому и настоящему родной страны, чувство гордости за свою страну.

Форма проведения: урок мужества 

1Ведущий:   2 февраля – необычный день календаря.  Каждый год в этот день тысячи людей приходят к Мамаеву кургану, чтобы почтить память тех, кого уже нет с нами сегодня.

2Ведущий:   Гудками теплоходов встречая синеву,

        Стоит над Волгой город, в котором я живу.

        Я знаю: есть на Волге другие города…

        Над ним всегда сияет

        Солдатская звезда.  

        Над ним зимой и летом,

        И в ночь, и среди дня

        Горит, не гаснет пламя

        Солдатского огня.

                 

3Ведущий: Сталинград!

        Помнишь небо и окна в крестах,

        Страх и ненависть в детских глазах.

        Бой за каждую пядь, каждый шаг.

        Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,

        И не стало тогда на войне 

        Нам земли на другой стороне.

1Ведущий:  Сталинград! Не померкнет слава твоя в веках!

        Крепость на Волге.

        Город – герой.

        Город – легенда.  

        Здесь люди стояли, как скалы.

        Здесь жизнь победила смерть!          

2Ведущий: Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах.   Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе  делается, они  ответили:  «Все горит:  дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» - «Люди? Стоят насмерть!»

3Ведущий: Мой город свято помнит все –

      Дни грозные, кровавые.

      Он помнит  все – кем был спасен 

      И возрожден со славою.

1Ведущий: «Сегодня в бой», -  как будто век

       Храню письмо в конверте я.

       Мой город чтит и помнит тех,

       Кто прошагал в бессмертие.

     

2Ведущий:   «Дорогая мама! Я еще жив, хотя потерял  друзей.  Наша задача – отстоять Сталинград. Это наш священный дог перед Родиной, и мы его выполним, отстоим славный город, уничтожим врага под его стенами. Твой любящий сын».                    

3Ведущий:    «Дорогая моя семья: мама, братик и сестричка! У меня все хорошо. Родина призвала молодежь защищать ее.  Народ сказал нам: «Бейтесь до последней капли крови, но города не сдавайте».  И мы отвечаем нашей Родине,    нашему народу: «Есть не сдаваться».          

1Ведущий:  Гневом и местью пылают сердца, 

       И от соседа к соседу

       Клятва доходит – стоять до конца

       За Сталинград, за победу!

2Ведущий:   Да, все вместе они выстояли, не отдали врагу родной город. 2 февраля 1943 года прозвучал последний залп.  Закончилась великая Сталинградская битва полной победой нашего народа. Здесь, на Волге, люди поверили в свои силы; наша армия шла только вперед, одерживая победу за победой, освобождая города и поселки до полной, окончательной победы весной 1945 года.                                      

3Ведущий:    Мы никогда не забудем героев этой битвы: Михаил Паникаха, который поджег немецкие танки бутылками с горючей смесью.  Пуля  разбила бутылку, огонь охватил бойца.  Словно горящий факел   бросился он навстречу танку,  и огромное пламя поглотило героя вместе  с танком.

1Ведущий: Снайпер Василий Зайцев, поразивший своим прицельным огнем  около 300 фашистов,  в основном офицеров и генералов. Именно ему принадлежат крылатые слова: «За Волгой для нас земли нет!».

2Ведущий: Санинструктор Гуля Королева, которая погибла, спасая  раненого солдата. 

3Ведущий: Рубен Ибаррури, сын Испании, воевавший и погибший за Сталинград. И много-много других героев.

1Ведущий: И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира.  Не вернулись из боев под Сталинградом около миллиона наших солдат.  35 969 воинов, погибших за Сталинград, захоронены на Мамаевом кургане.

Мамаев курган – это не только памятник, это огромная братская могила.

 

2Ведущий: Давайте все минуту помолчим,

            Помянем с болью тех, кто не вернулся,

            Кто в полный рост о пулемет споткнулся,

            Идя в атаку сквозь огонь и дым.

                      (зажигает свечу)

3Ведущий:     Давайте все минуту помолчим,

           Пусть слезы навернуться на ресницы,

          Фронтовикам война доныне снится

           И тем, кого ничем не воскресим,

            Давайте все минуту помолчим.

                      (зажигает свечу)

1Ведущий:     Мы жизнью им обязаны на свете –

           И сами мы и даже наши дети.

           Их подвиг не забыт, неповторим.

            Давайте все минуту помолчим.

                          (зажигает свечу)

             

2Ведущий:   Объявляется минута молчания.

Минута молчания. 

Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах»

3Ведущий: Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи.  Парк Памяти   вырос у подножия Мамаева Кургана.

1Ведущий:  После войны курган называли мертвым – земля здесь была нашпигована железом, и на ней  ничего не росло.

Однажды по телевидению выступала  инженер тракторного завода.  Эта женщина была секретарем райкома комсомола в годы войны.  Все двести дней  Сталинградской битвы она провела в родном городе:  ходила в разведку, выносила и под огнем врага   переправляла за Волгу раненых солдат и детей.  Выступая по телевидению, она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие, посадил у Мамаева кургана по дереву.  

2Ведущий:  И за несколько дней на месте былых боев вырос парк. На каждом  деревце была прикреплена табличка с надписью, кто посадил и в память о ком.   В числе   других  там растет теперь уже не березка, а самая большая в этом парке береза, и перед ней табличка: «Смертью храбрых пали братья Рыковы: Иван, Степан, Василий».

3Ведущий: Это-то деревце – символ России – и вдохновило поэтессу Маргариту Агашину на создание песни «Растет в Волгограде березка»

Звучит песня    «Растет в Волгограде березка».

1Ведущий:  Я не видел войны, я родился значительно позже, 

        Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

        Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

        Есть и это, и то, только самого главного нет.

2Ведущий: Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,

      Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.

      Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,

      Может быть, оттого, что об этом в словах не дано. 

3Ведущий: Только, слышишь, звучит, проступает из стен Сталинграда,

       Тихо, тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

       Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

      Чтоб грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

                                         

Список литературы:

1.Педагогу-организатору : методические рекомендации / сост. Т. Е. Заводова. - Минск : Красико-принт, 2006. - 124 с.

2.Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя / С. И. Попова. - М.: Педагогический поиск, 2005. - 176 с.

3.Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / сост., ред., авт. предисл. Г. С. Семенов. - М. : Школьная Пресса, 2008. - 64 с.

4.Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе: практическое пособие / Е. П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 159 с.

5.Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / ред. И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательский сервис, 2005. - 478 с. - Мин-во образования и науки РФ.

6.Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 125 с.

7.Сценарии праздников в начальной и средней школе / сост. Н. Б. Шешко. - 2-е изд. - Минск : Современная школа, 2007. - 286 с.: ил.

8.Формы воспитательной работы классного руководителя / сост. Г. С. Семенов ; ред. Л. В. Кузнецова. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 110 с.

9.Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: методические рекомендации / Ф. П. Черноусова; ред. А. А. Рождественская. - М. : Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

10.Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики / Н. Е. Щуркова. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 218 с.

11.Щуркова Н. Е. Классное руководство (теория, методика, технология) / Н. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Разработка классного часа "Огненная вахта Алдара"

Светлой памяти героя России Алдара Цыденжапова посвящается....

Урок по литературе "Песни огненных лет"

На уроке ученики знакомятся  знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова...

Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"

Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...

Методическая разработка открытого занятия «Огненный конь»

В ходе занятия обучающиеся учатся превращать обычного коня в огненного в программе Adobe Photoshop CS5....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Образовательный квест дистанционное краеведческое ориентирование «ОГНЕННЫЕ РУБЕЖИ»

Информационная эпоха предполагает новые способы обработки и передачи информации. Информационно – компьютерные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Подростки, как ни...

Методическая разработка внеаудиторного исследовательского проекта "Огненный выпуск" (для преподавателей)

Методическая разработка содержит материалы для подготовки исследовательского студенческого  проекта. Его  финальным аккордом  является  сценическая  литературно-художественная...