Воспитательная программа по военно-патриотическому направлению
рабочая программа (5 класс)

Абульханова Татьяна Васильевна

Комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства любви и гордости к Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа

имени М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ

Программа

военно-патриотического воспитания

«Я – гражданин России»

Для учащихся средних классов

классного руководителя

Абульхановой Т.В.

«Классный руководитель года»

2019 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа патриотического воспитания учащихся

«МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ»

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Основной разработчик

программы

Классный руководитель учащихся 5 класса

Абульханова Татьяна Васильевна

Цель программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы

  • формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важных Законах нашей страны;
  • формировать представление об историческом прошлом России и ее героизме;
  • пробуждение интереса к малой Родине;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  • знание о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, Татарстана, района;
  • изучение прав и обязанностей гражданина России;
  • формировать знания о национальных традициях своего народа и уважение к ним, воспитание толерантности, культуры общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • умение отвечать за свои поступки.

Сроки реализации программы

2018-2019 и 2019-2020 уч. гг.

Исполнители

мероприятий программы

Обучающиеся 5–8-х классов, педагогический коллектив  школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.

Ожидаемые результаты

реализации программы

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
  • формирование гражданской грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • возрождение духовных ценностей школьников;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.
  • обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
  • развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
  • сформированность  у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.

Форма контроля над реализацией программы

Анализ работы, подведение итогов, внутришкольный контроль

«Мы должны строить своё  будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом,

прочным моральным основанием для нашей страны,

ничего другого всё равно не придумаем.

Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов,

нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту

сосуществования сотен народов и языков на территории России.

Нам необходимо в полной мере использовать

лучший опыт воспитания и просвещения,

который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

В.В. Путин

Пояснительная записка

Программа «Я – гражданин России» разработана на основе государственной программы «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» для несовершеннолетних, воспитательной программы МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ. Ориентирована для учащихся средних классов на 2018 – 2019 и 2019-2020 учебные годы и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Нормативно – правовые основы Программы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

2. Конвенция ООН о Правах Ребенка

3. Конституция Российской Федерации;

4. Федеральный Закон РФ и РТ «Об образовании»;

6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

7. Семейный Кодекс РФ

Актуальные проблемы патриотического воспитания

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, привели к потере традиционного российского патриотического сознания. В последнее время подростки всё более становятся криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений и правонарушений составляют обучающиеся общеобразовательных школ. Это молодые, социально незрелые люди, которые ещё не понимают, что за любые преступления или правонарушения обязательно наступает ответственность. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания среди несовершеннолетних. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней». Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство гордости и ответственности за ее могущество, постоянная готовность к её защите, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Исходя из вышеизложенного, мною, классным руководителем 5 класса МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ, разработана программа «Я – гражданин России». При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах. 

На мой взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.

Программа воспитания «Я – гражданин России» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.

Цель программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ценности: 

Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

  • формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важных Законах нашей страны;
  • формировать представление об историческом прошлом России и ее героизме;
  • пробуждение интереса к малой Родине;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  • знание о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, Татарстана, Кайбицкого района;
  • изучение прав и обязанностей гражданина России;
  • формировать знания о национальных традициях своего народа и уважение к ним, воспитание толерантности, культуры общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • умение отвечать за свои поступки;

Содержание программы «Я – гражданин России»

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

5. Направление Семья и семейные ценности, предполагающее:

  • организацию и совместное проведение досуга детей родителей;
  • организацию психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества.
  • Исторические даты

2. Участие в акциях:

  • «Солдатские письма»;
  • «Герои живут рядом»;
  • «От сердца к сердцу».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

  • легкоатлетический кросс «Золотая осень»;
  • «Лыжня России»
  • «А ну-ка, мальчики!»;
  • «Веселые старты»;
  • смотр строя и песни;
  • проведение спортивных секций;

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
  • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, конференций.

5. Изучение родного края:

  • экскурсии в музеи;
  • туристические поездки;
  • экскурсии по родному краю;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • благоустройство территории школы;

6. Организация конкурсов:

  • «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
  • конкурс чтецов;
  • конкурс патриотической песни;
  • конкурс рисунков «Защитники Отечества».

Мероприятия по реализации основных направлений Программы

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

Духовно-нравственное направление

«Что такое милосердие», занятие познай людей и самого себя

октябрь

Учитель обществознания

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы

В течение года

ЗДВР

Кл.рук-ль

 «Чем я отличаюсь от другого. Право выбора», «Я – человек. Я и окружающий мир», беседы

В течение года

Классный руководитель

Кл час «Что такое честь и порядочность?»

март

Кл. рук-ль

Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость

В течение года

Психолог

ЗДВР

Кл. рук-ль

Благотворительная акция «Доброе сердце»

декабрь

Кл. рук-ль

«А ну-ка, мальчики!»

февраль

ЗДВР

Кл. рук-ль

«А ну-ка, девочки!»

март

ЗДВР

Кл. рук-ль

Тимуровские рейды

В течение года

Кл. рук-ль

Кл. час «Я и мои поступки»

сентябрь

Кл. рук-ль

«Урок России»

декабрь

Учитель истории

Кл. рук-ль

Кл. час «Мои жизненные приоритеты и ценности»

март

Кл. рук-ль

Кл. час «Посмотрю на себя со стороны»

май

Кл. рук-ль

Культурно – историческое направление

Организация экскурсий в школьный краеведческий музей.

октябрь

Кл.рук-ль

Кл.час «История села в истории Кайбицкого района»

апрель

Кл.рук-ль

учитель истории

«История нашей школы»

ноябрь

Кл.рук-ль

Участие в днях экологической безопасности

Апрель-июнь

Зам. директора по ВР,

Кл. руководитель

Конкурс фотографий «Родные просторы»

Январь

Зам. директора по ВР

Празднование народных праздников

В течение года

ЗДВР

Кл. рук-ль

Фестиваль народного творчества «Кряшены»

декабрь

Зам. директора по ВР

Педагог-организатор

Организация походов, экскурсий по родному краю.

Май - июнь

Зам. директора по ВР

Кл. руководитель

Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения.

в течение года

Учитель географии, биологии, истории

«История России», исторический экскурс, занятие, викторина

март

Кл.рук-ль

Учитель истории

Кл. час «Год экологии – 2019 год в РФ»

март

Кл. рук-ль

Акция «Чистый двор», «Чистая улица»;

апрель

Администрация

Кл. рук-ль

Гражданско – правовое направление

Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, Республики Татарстан

В течение года

Учитель обществознания

кл. рук-ль

Проведение правовой декады

(конец ноября – начало декабря)

Учитель обществознания, классный руководитель

Беседа «Я - гражданин России

ноябрь

Кл. рук-ль

«А ну-ка, мальчики!»

февраль

ЗДВР

Кл. рук-ль

«А ну-ка, девочки!»

март

ЗДВР

Кл. рук-ль

«Отвечаю ли я за свои поступки», беседа

В течение года

социальный педагог

ЗДВР

Классный час

«День согласия и примирения»

ноябрь

Кл.рук-ль

«Урок России»

декабрь

Кл. час «Имею право»

апрель

Кл. рук-ль

Парламентский урок, посвященный государственным символам Российской Федерации и Республики Татарстан

апрель

Учитель обществознания

«Село, в котором мы живём», творческий проект

май

Кл. рук-ль

Военно – патриотическое направление

Проведение Уроков мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов

В течение года

Классный руководитель

ЗДВР

Учитель истории

Организация книжных выставок «Военная история России»

январь

Библиотекарь

 «История воинства Российского», историческая викторина

декабрь

Учитель истории

Организация и проведение выставок рисунка «Защитники Отечества»

февраль

Педагог-организатор

Торжественное проведение мероприятия, посвящённого Дню Победы

май

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

«Ленинградская трагедия» беседа

декабрь

Кл. рук-ль

«А ну-ка, мальчики!»

февраль

ЗДВР

Кл.рук-ль

«Песни военных лет», музыкальный вечер

февраль

ЗДВР

Кл. рук-ль

Беседа «Защитник Родины. Каким ему быть?»

январь

Кл.рук-ль

Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы

май

Заведующий музеем

Кл. час. «Полководцы Великой Отечественной Войны»

февраль

Учитель истории

Кл. рук-ль

Военно-спортивная игра «ЗАРНИЦА»

апрель

Учитель ОБЖ

ЗДВР

Кл. час «Подвиг народа в Великой Отечественной войне»

май

Кл. рук-ль

Возложение венка памятнику

8 мая

ЗДВР

Кл. рук-ль

Подготовка и проведение месячника патриотического воспитания

Февраль

Кл. рук-ль

Направление Семья и семейные ценности

1.

Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы)

В течение года

ЗДВР

Кл. рук-ль

Учителя-предметники

2.

Кл. час «Семья – мой дом родной»

ноябрь

Кл. рук-ль

4.

 «Моя семья», оформление фотоальбома о своей кровной семье

январь

Кл. рук-ль

5.

«Домашний труд, распределение обязанностей в семье», практические занятия;

апрель

Кл. рук-ль

Родители

6.

Совместный поход учащихся и родителей

май

Кл. рук-ль

Родители

7.

Празднование праздника «День Матери»

ноябрь

Кл. рук-ль

8.

«О браке, семье и детях», беседа за круглым столом;

декабрь

Кл. рук-ль

9.

Конкурс сочинений «Какой я вижу свою семью»

октябрь

Кл. рук-ль

10.

Беседа «Я берегу свою семью»

декабрь

Кл. рук-ль

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

В результате осуществления программы ожидается:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
  • формирование гражданской грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • возрождение духовных ценностей школьников;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.
  • обеспечение духовно-нравственного единства в классе и школе;
  • развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
  • сформированность  у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности  гражданина России.

Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
  2. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
  3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
  4. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
  5. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
  6. Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2011г.
  7. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва, 2008г.

Интернет-ресурсы

http://government.ru

https://infourok.ru/

http://nsportal.ru

http://gigabaza.ru

http://festival.1 september.ru

http://www.smolpedagog.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа патриотического воспитания «Я – гражданин России» Классного руководителя 5 класса МБОУ « С таротябердинская сош имени М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ Абульхановой Татьяны Васильевны

Слайд 2

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». В.В. Путин

Слайд 3

Патриотизм Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (толковый словарь Ожегова)

Слайд 4

Понятие патриотизма включает в себя: Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос Уважительное отношение к языку своего народа Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества) Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины

Слайд 5

Школа – это дом, где формируется и проектируется будущая личность, обладающая качествами гражданина и патриота своей страны

Слайд 6

« Я – гражданин России» Цель : воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу

Слайд 7

Направления программы: Духовно-нравственное Культурно-историческое Гражданско-правовое Военно-патриотическое Семья и семейные ценности

Слайд 8

Формы реализации программы: Проведение памятных дней Участие в акциях Проведение экскурсий Проведение спортивно-массовых мероприятий Организация конкурсов

Слайд 9

Духовно-нравственное направление

Слайд 10

Культурно-историческое направление

Слайд 11

Гражданско-правовое направление

Слайд 12

Военно-патриотическое направление

Слайд 13

Семья и семейные ценности

Слайд 14

Результат программы «Я – гражданин России»: активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности гражданина России

Слайд 15

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы военно-патриотического клуба "Арго"

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необход...

Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств  гражданина и патриота (мужество, ч...

Программа обучения военно-патриотических клубов «Альфа» и «Омега» на 2014-2015 учебный год

Программа обучения военно-патриотических клубов «Альфа» и «Омега» на 2014-2015 учебный год...

Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"

Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"...

Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт" на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт"...

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА по Военно-патриотическому воспитанию «Я-Гражданин»

Пояснительная записка  Программа необходима для создания условий для формирования профессионально-значимых знаний, у...

Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».

Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...