Беседа "Нравственные основы выбора профессии"
классный час (9 класс)

Тулуш Елена Сарыгларовна

Нравственные основы выбора профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 

Всероссийский конкурс «Мастер-Класс Педагога» в номинации

«Современное воспитание молодого поколения»

Номинация: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Методическая разработка

беседы

 «Нравственные основы выбора профессии»

Конкурсная работа выполнена: Тулуш Елена Сарыгларовна учитель физики МБОУ Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского района Республики Тыва

Контактные данные:

Адрес: 668162. Республика Тыва

Сут-Хольский район

с.Бора-Тайга ул.Эрик,1.

                                                                                       Электронный адрес:                                                                    

                                                                                                  tulush_elena@mail.ru

Содержание

  1. Основная цель и план беседы
  2. Материалы к беседе
  3. Методические рекомендации к проведению беседы

Введение

Жизнь требует, чтобы каждый школьник был хорошо знаком с миром профессий, с их производственным содержанием, знал потребности общества в кадрах, умел соотносить личные и общественные интересы, определял свой жизненный путь в соответствии с призванием, склонностями и способностями, чтобы принести больше пользы обществу. Подростки далеко не всегда умеют правильно оценивать свои склонности к той или иной деятельности, так как жизненный и трудовой опыт их еще беден. Многие юноши и девушки по окончании девяти классов выбирают рабочую профессию случайно, не зная своих способностей, не сообразуя свой выбор с интересами местного производительного окружения. Воспитанию отношения к труду и общественной собственности, подготовке к сознательному выбору профессии служат цикл бесед, в которых классный руководитель знакомит учащихся с различными отраслями народного хозяйства и культуры, наиболее распространенными профессиями, рассказывает об их привлекательности, учит разбираться в своих интересах и стремлениях, правильно определять свои возможности, предостерегает от ошибок в выборе предстоящей трудовой деятельности.

Цель беседы состоит в том, чтобы показать значение правильного выбора профессии в жизни человека, углубить знания школьников о нравственных требованиях, предъявляемых к выбору профессии, помочь им наметить правильные подходы к определению своего жизненного пути.

План беседы:

  1. Значение правильного выбора профессии в жизни человека.
  2. Нравственные требования общества, предъявляемые к выбору профессии.
  3. Основные моральные факторы, способствующие правильному выбору профессии.

Материалы к беседе.

  1. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека  и важен для общества. Выбор профессии – это, по существу, выбор жизненного пути. Удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор жизненного пути – индивидуальная задача. Здесь нельзя списать у товарища и нельзя подглядеть в учебник. Отметку за решение будет ставить жизнь, а от нее страшно получать «двойки». Неверный выбор профессии наносит огромный ущерб государству, обществу и личности.
  2. Первое, что необходимо человеку, желающему сделать правильный выбор в жизни, - проанализировать «близлежащие» профессии с точки зрения того, что они могут ему дать и какие требования к нему предъявят. Необходимо выстроить пусть неполный, но объективный в основных чертах «портрет»  каждой профессии.

Самое общее разделение профессий можно произвести по группам взаимодействий, исходя из того, с чем преимущественно придется иметь дело работнику. Получается пять групп:

«Человек-человек» (например, продавец, стюардесса, учитель)

«Человек-техника» (например, шофер, токарь, радиомонтажник, ткачиха,  

                                      швея-мотористка)

«Человек-природа» (например, лесничий, птичница, садовод, доярка)

«Человек - знаковая система» (например, бухгалтер, счетовод,  

                                                       экономист)

«Человек - художественный образ» (например, художник, артист,  

                                                                    певица).

Разделение это вовсе не такое категоричное, как деление шахматной доски на черные и белые поля. Так, профессия оператора счетно-вычислительной машины требует работы и с техникой, и со знаковой системой. Работа шофера такси включает элементы взаимодействия и с машиной, и с людьми. Однако даже такое приблизительное деление профессий на разнородные группы позволяет вступающему в жизнь человеку проверить себя, проанализировать свои желания.

В выборе профессии большое значение имеет желание человека, его направленность, интересы, потребности и, наконец, его способности. Особенно важны для будущей профессии способности, которые носят многоплановый характер. Если у вас, ребята, есть твердое желание получить заинтересовавшую вас профессию, но какие-либо качества личности в данный момент не позволяют осуществить ваши намерения, то попробуйте их развить или компенсировать другими качествами. Медлительная девушка может стать ткачихой, сборщицей часов, радиоаппаратуры, если она разовьет в себе более экономичные движения, выбор кратчайшего пути от станка к станку, умение более рационально сращивать оборвавшую нить и.т.д.

Всего можно достичь, но только упорным трудом, многократными и систематическими упражнениями. Чтобы подготовиться к технической профессии, необходимо не только старательно учиться, но и участвовать в техническом творчестве, а кто мечтает о профессии учителя, должен уже в школьные годы учиться помогать другим учащимся, младшим братьям и сестрам в учебе, в организации игр, труда и общественной деятельности, любить детей, иметь желание заниматься с ними.

Таким образом, к избираемой профессии нужно готовиться, участвуя в тех видах деятельности, которые развивают человека в этом направлении. Именно в деятельности развиваются способности  человека. Нужно заниматься тем делом, к которому сильно стремишься, о котором мечтаешь. Значит, каждый из нас кузнец своего счастья, и его не ждут, а выковывают ежедневной учебой, творческими делами, активным участием в трудовой и общественной деятельности.

  1. Существуют три фактора, от которых зависит решение  каждого, кем ему быть. К ним относятся современные и перспективные потребности общества в кадрах, профессиональная  пригодность выпускника и, наконец, личное желание молодых людей.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего изучайте профессии. Существует более 30 тысяч профессий. Для ознакомления возьмите наиболее близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Вот примерная программа изучения профессии:

  1. Место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;
  2. Основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;
  3. Требования, которые предъявляет данная профессия к человеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;
  4. Что дает эта профессия для духовного и физического развития человека;
  5. Где и как овладеть этой профессией.

Спросите честно самого себя: «Чем привлекает меня данная профессия?».

Не разделяйте профессии на модные и немодные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии космонавта, кибернетика, врача, учителя, инженера. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки. Это предрассудок, и его надо преодолевать.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные.

Для  самовоспитания учащимся полезно рекомендовать следующее:

  1. Составьте перечень желательных для себя профессий.
  2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профессии.
  3. Самокритично изучайте свои способности и возможности и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.
  4. Овладейте некоторыми профессиональными умениями и навыками.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решений; во-вторых. Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с нижних ступеней. В любой сфере деятельности – практической, теоретической –происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем – кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, а фарватер, путь в океане профессий.

Методические рекомендации к проведению беседы

Беседу можно начать вступительным словом классного руководителя о значении правильного выбора профессии в жизни человека. Особое внимание следует обратить классному руководителю на то, насколько усвоили учащиеся нравственные требования общества, которые предъявляются к выбору профессии. Здесь можно предложить ребятам подумать над такими вопросами: почему при выборе профессии надо исходить из потребностей общества? Что значит сознательно подходить к выбору профессии? В чем выражается нравственная позиция человека при выборе профессии?

Анализируя ответы учащихся на эти вопросы, классному руководителю необходимо подчеркнуть следующее. К выбору  своего жизненного пути школьники должны относиться с чувством гражданского долга, сознательности и ответственности. Долг каждого юноши и девушки – выбрать профессию и трудиться, принося как можно больше пользы людям, своей Родине. Учащиеся должны хорошо знать потребности общества, республики, района, города, села в тех или иных кадрах, глубоко понимать потребности общественного производства, уметь найти свое место в труде на общую пользу.

Немаловажное значение в выборе профессии имеет и такое нравственное требование, как наличие у себя устойчивого интереса, склонности к избираемой области труда. Эту склонность можно определить путем самоанализа своей деятельности и выделения тех ее видов, которые больше нравятся, которыми занимаешься охотнее.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие положения:

  1. Выбирая профессию, следует хорошо изучить ее. Существует следующая программа изучения профессии: место и значение профессии в народном хозяйстве страны, района, потребность в людях этой профессии; основное содержание деятельности работников данной профессии; требования, которые предъявляет к человеку; где и как можно овладеть этой профессией.
  2. необходимо убедиться в том, что работа по избранной  специальности соответствует индивидуальным особенностям, здоровью и физическому развитию. Для этого нужно получить консультацию у врача.
  3. При выборе профессии необходимо учитывать свои интересы, способности и склонности и соотносить их с характером избираемой деятельности.
  4. При выборе профессии большая роль принадлежит профессиональному самовоспитанию, сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к избираемой профессии.
  5. Весьма полезно уже в школьные годы овладевать некоторыми умениями и навыками в области избираемой профессии.
  6. При выборе профессии следует избегать таких ошибок, как деление профессий на престижные и непрестижные, выбор профессии под влиянием окружающих, увлечение внешней стороной той или иной профессии, переоценка своих сил и возможностей.

В заключение беседы можно порекомендовать учащимся для самостоятельного чтения следующие книги: 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.

2. Константиновский И.Ищу себя.

3. Марьянин А.М. Работа есть работа.

4. Степаненков Н. К.Твое призвание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Основы выбора профессии"

Разработка родительского собрания....

Занятие «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» для учащихся 8 класса с ОВЗ

Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

"Основы выбора профессии"

Рабочая программа для учащихся 9 класса....

Основы выбора профессии

Основы выбора профессии для учащихся школы...

Программа «Нравственные основы выбора профессии»

В помощь классному руководителю...