Музыкально-литературная гостиная для ветеранов ВОВ и тружеников тыла
методическая разработка

Макеева Наталья Михайловна

Перед праздником День Победы в нашей школе проводятся мероприятия, на которые приглашаются гости: труженики тыла, вдовы, женщины из совета ветеранов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Томского района.

«Музыкально-литературная встреча с тружениками тыла и вдовами ветеранов ВОВ нашего села»

Внеклассное мероприятие с участием учеников 5-11 классов.

Составила: Макеева Н.М.,

 учитель музыки.

2018 г.

Цель:   воспитание    чувства  патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей  на  примерах  песен  военных лет.

Задачи:

  • расширение  представления  обучающихся   об истории возникновения военных песен;
  • воспитание уважительного отношения к  старшему поколению, памятникам войны;
  • привитие  чувства  уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях;
  • знакомство с тружениками тыла и вдовами ветеранов ВОВ нашего села.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, микрофоны, презентация «Песни времён ВОВ», фонограммы песен: «Священная война»,  «В землянке», «Синий платочек», «Смуглянка», «Тёмная ночь», «Эх, дороги!», «Огонёк», «Случайный вальс», над Германией», «Ты живи, моя Россия» , запись голоса Левитана о победе над Германией.

Предварительная работа: песни ребята разучивают на уроках музыки, информацию об истории написания песен ученики ищут сами.

Все участники гостиной располагаются полукругом, сидя за столами.

В ходе гостиной все присутствующие вместе с вокалистами исполняют песни. Ведущие в гимнастёрках и пилотках.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.( Слайд 1)

70 лет прошло  с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Выстоял русский солдат в этой жестокой войне. Выстоял и победил.

Ведущий 2. 

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие, вспыхнув ярко, очень скоро умирают. И лишь немногие живут и не старятся. О таких песнях у нас и пойдёт речь. Русский человек не может без песни ни в радости, ни в горе.  

Ведущий 1. 

К сожалению, ветеранов Вов в нашем селе не осталось в живых, поэтому на нашу музыкально-литературную встречу,  мы пригласили вдов и тружениц тыла, которые вытерпели много тяжестей и горя во время войны.

Ведущий 2. (Слайд 3)

Муса Джалиль писал:

«Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

Ведущий 1. 

Сегодня мы вспомним с вами замечательные песни сурового времени, споём их вместе, проникнемся той духовной атмосферой, которая ковала Победу.

Звучит  начало песни “Священная война”. (Слайд 3) На фоне музыки.

Ученик. 

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Ведущий 1. 

Я бы с песни начал свой рассказ...

 Пусть узнают все в  двадцать первом веке,

Как в суровый предрассветный час

Песни взяли в руки автоматы.

С этой песни первой бомбы свист,

Наша сила, мужество и горе.

И неслось как лозунг, как призыв

Над страной в одном едином хоре.

Ведущий 2:  (Слайд 4)

Утром 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Владимира Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александр Васильевич  Александров написал к нему музыку.

Когда артисты Краснознамённого ансамбля появились в перроне Белорусского вокзала, на них почти никто не обратил внимание. Но вот они выстроились полукругом, руководитель ансамбля Александр Александров поднял руку и загремел набат незнакомой песни.

 Исполнение песни 1 куплет песни «Священная война» (Слайд 5)

Ведущий 1.

Песня, как воинская присяга, как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. Песня утихла, но люди требовали повторения.

Ведущий 2. 

Советское радио в 6 часов утра все годы войны начинало свои передачи первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывами воюющей страны.

Ведущий 1.  (Слайд 6)

В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Ученик.

Я бы с песни начал свой рассказ,

У которой трудное начало,

Сколько раз, холодных, зимних раз

Нас в землянке песня согревала.

Принесли комбата в медсанбат,

Врач сказал: «Не доживет до ночи».

«Мне бы песню, — прошептал солдат, —

Я до песен с давних пор охочий!»

Ведущий 1. (Слайд 7)

Песни военных лет. Они поражают пронзительным лиризмом. Звучит песня и уходит суровая усталость, и тает дым пороховой. Земли родной окопный запах вдыхается, как луговой настой.

Ученики 5 «А» класса (Слайд 8)

   Враг у стен столицы. Битва под Москвой- первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь  родилась песня « В землянке». Она была написана поэтом Александром  Сурковым своей жене.

  (Слайд 9)  Эти стихи действительно родились в белоснежных полях под Москвой.  Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Леонид Утёсов, Людмила Русланова- знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остаётся одной из самых дорогих и любимых.

Исполняется песня “В землянке” учениками 5 «А» класса. (Слайд 10)

Ведущий 1.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»,  написанное  Константином Симоновым в 1941 году. (Слайд 11)

Учащиеся 5 «Б» класса (Слайд 12)

Очень интересна история песни «Синий платочек». Музыка  к ней была написана Ежи Петерсбурским в 1940 году в Минске, а слова поэтом Яковом Галицким. Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. (Слайд 13)

Ведущий 2.  (Слайд 14)

В первые дни войны поэт Борис Ковынев сложил строчки на эту полюбившуюся мелодию:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началася война.

Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.

Я уезжаю,

Быть обещаю

Верным тебе до конца.

И ты смотри,

С чувством моим не шути!

Выйди, подруга,

К поезду друга,

Друга на фронт проводи.

Учащийся 5 «Б» класса (слайд 15)

 С началом войны многие популярные актеры выступали на фронтах перед бойцами. Молодая певица Клавдия Шульженко в феврале 1942 года была на Волховском фронте. После концерта она обратилась к  корреспонденту газеты «В решающий бой» Михаилу Максимову с просьбой  написать новый текст «Синего платочка».

Учащийся 5 «Б» класса

 «Песня популярна в народе, — сказала она, — у неё приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом». Михаил взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад.

Ведущий 2.

  Среди тотального ужаса войны появляются простые и доходчивые слова песенки-вальса, которые попали к людям, оказавшимся лицом к лицу со смертью. Песня стала символом живого слова, да и просто — жизни.

Ведущий 1. Давайте мы вместе её споём!

Исполнение песни-танца «Синий платочек» ученицами 5 «Б» класса.(Слайд 16)

Ведущий1. (Слайд 17)

Песня – это что-то вроде костра,
Золотому огню сестра.
Отогрели сердца, как руки,
И легко нам, и хорошо,
Пусть четыре года разлуки –
Мы, друзья, подождём ещё,
Ведущий 2. 

Пусть греметь на пути пожарам
И смертям не стихать… Пройдём!
Ведь поётся в песне недаром
О хорошей встрече потом…

Учащийся 6 класса (Слайд 18)

Песня «Смуглянка» была написана композитором  Анатолием Новиковым  и поэтом Яковом Шведовым ещё до войны в 1940 году. Во время войны впервые её услышали по радио в исполнении Краснознамённого ансамбля под руководством Александра Александрова.

Учащийся 6 класса

 Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии во время ВОВ.

Инсценировка  песни «Смуглянка» учениками 6 класса.

Ведущий 1. (Слайд 19)

Солдат на войне был уверен в победе, потому что думал о грядущей встрече с матерью, любимой женой, детьми.

Ученик 7 класса (Слайд 20)

Александр Прокофьев писал:

Как будто с тобою сижу и пою я,
Ведь так на войне повелось,
Что все мы, солдаты, живем и воюем,
Чтоб легче любимым жилось!

А ты не письмом, так открыткой обрадуй,
Хорошей любовью храня.
Живи, сероглазая, всем на отраду,
А больше всего – для меня!

Каким в ней приветом меня приголубишь,
Ты все — озари, озари.
Ты как меня помнишь, ты как меня любишь,
Еще и еще повтори!

Ведь если и здесь без тоски и кручины
Мне песню сложить довелось,
То только по старым и веским причинам
Чтоб легче любимой жилось!

Ученик 7 класса. (Слайд 21)

Песня  «Тёмная ночь» родилась неожиданно в 1942г. в далёком Ташкенте. Шли съёмки фильма «Два бойца», по ходу съёмок стало понятно, что без песни не обойтись. Михаил Богословский сразу, без остановки сыграл мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Бориса Агапова.

Исполняется песня «Тёмная ночь» учениками 7 класса. (Слайд 22)

Ученик 8 класса. (Слайд 23)

Евгений Винокуров писал:

Я эти песни написал не сразу.

Я с ними по осенней мерзлоте,

С неначатыми, по-пластунски лазил

Сквозь чёрные поля на животе.

Мне эти темы подсказали ноги,

Уставшие в походах от дорог.

Добытые с тяжёлым потом строки

Я, как себя, от смерти не берёг.

Их ритм простой мне был напет метелью,

Задувшею костёр, и в полночь ту

Я песни грел у сердца, под шинелью

Одной огромной верой в теплоту.

Они бывали в деле и меж делом,

Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.

Я эти песни выдумал всем телом,

Решившим все невзгоды побороть.

Ведущий 1.

Эта песня была написана уже после войны для театрализованной программы «Весна победная», осенью 1945 года. Тема песни была сформулирована скупо: «Под стук колес», (Слайд 24) а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».
Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Авторы песни Лев Ошанин и Анатолий Новиков.
(Слайд 25)  Маршал Жуков назвал её лучшей военной песней.

Исполняется песня «Эх, дороги!» учениками 8 класса. (Слайд 26)

Ученик 9 класса (Слайд 27)

Песням тех военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

 Пели в четырёх шагах от смерти

 О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели

 Как он был нелёгок и нескор…

Песни  вместе  с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор. 

Ученик 9 класса (Слайд 28)

Когда фашисты напали на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги.

Ученик 9 класса

И вдруг туда, где шли бои, прилетела песня «Огонёк» - про то, как уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой.

А человек, который написал стихи, жил тогда в эвакуации – на Каме, в городе Чистополе. Звали его Михаил Исаковский. (Слайд 29)

Ученик 9 класса. (Слайд 30)

И на фронте, и в тылу, гармонисты подбирали мотив: стихотворение легко поддавалось музыкальной импровизации. Появились буквально десятки музыкальных решений «Огонька» - самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.

И так песня «Огонёк» быстро обрела звание «народной».

Исполняется песня «Огонёк» учениками 9 класса (Слайд 31)

Ученик 10 класса. (Слайд 32)

Поэт Евгений Долматовский находился в войсках в районе Харькова и Белгорода. Он заметил, что никакая сложная обстановка, никакая смертельная опасность, разруха, беда не препятствуют всему тому, что всегда было свойственно лишь мирным и беззаботным временам. Как только останавливается колонна на ночёвку в прифронтовом селе или городке, так сразу возникают знакомства, разговоры, влюблённость. (Слайд 33)

 А на утро расставание, отъезд…Так появилось стихотворение «Танцы до утра».

Ученик 10 класса.

Написано оно было в Купянске в конце 1942г, а через год поэт встретился с композитором Марк Фрадкиным, который кочевал по войскам с бригадой артистов. Он прочитал ему «Танцы до утра» и вскоре появилась эта вальсовая мелодия.

Исполнение песни «Случайный вальс» учениками 10-11 класса. (Слайд 34)

Звучит запись: (Слайд 35)

«Говорит Москва!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО 

Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта под командованием Маршала Советского Союза ЖУКОВА, при содействии войск 1-го УКРАИНСКОГО фронта под командованием Маршала Советского Союза КОНЕВА, после упорных уличных боёв завершили разгром Берлинской группы немецких войск и сегодня, 2 мая, полностью овладели столицей Германии городом БЕРЛИН.

Ведущий 1 (Слайд 36)

Александр Твардовский писал:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память светлую о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки.

Ученик 5 класса.

Вечная слава героям.

Вечная слава!

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни

Повторяем: вечная слава героям!

И бессмертные гимны над бессонной

Планетой плывут величаво.

Пусть не все герои-те, кто погибли, -

Павшим,  вечная слава!

Ведущий 1.

Я предлагаю почтить память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны и в боевых действиях в наше время. Минута молчания. (Слайд 37)

На экране анимация Вечный Огонь, запись слов Левитана.

 Прошу всех сесть. (Слайд 38)

Ученик 1. Как хорошо влюбляться и смеяться.

Ученик 2.Как  хорошо порой грустить.

Ученик 3. Как хорошо встречаться и прощаться.

Ученик 4. Как просто хорошо на свете жить.

Ученик 5.Как хорошо проснуться на рассвете.

Ученик 6. Как хорошо, что ночью снятся сны.

Ученик 7. Как хорошо, что кружится планета.

Все. Как хорошо на свете без войны.

Ведущий 1. (Слайд 39)

Поэт Олег Милявский писал:

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Ведущий 2. Давайте исполним песню «Ты живи, моя Россия!» (Слайд 40)

Ведущий 1: Вот  и  подходит  к  концу  наша  встреча. (Слайд 41)

   Сегодня  мы  вспомнили  лишь  некоторые  песни  военных  лет,  узнали  историю  их  создания, послушали чудесные  мелодии  и  проникновенные  стихи.  Не забывайте  нашу  историю,  не  забывайте  нашу  Победу,  помните  о  героях-ветеранах! До новых  встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.

В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль гражданско-патриотического воспитани...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.  Проект предназначен для проведения внеаудиторных меро...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Открытка (приглашение) для ветеранов ВОв и тружеников тыла

Пусть не будет войны никогда!Пусть спокойные спят города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой. Ни один пусть не рвётся снаряд, Ни один не строчит автомат. Пусть оглашают наши лес...

Методическая разработка концертной программы для ветеранов и тружеников тыла.

Сценарий концертной программы для ветеранов и тружеников тыла....

Создание Книги Памяти «Памятная книга о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла села Зарубино»

Введение   Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а законч...