Программа внеурочной деятельности "Кадетский хор"
рабочая программа

Агеева Людмила Александровна

Программа «Кадетский хор» является программой дополнительного образования детей. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца и модифицированной (адаптированной).  Составлена  на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kadetskiy_hor.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 7

________Т.А.Наливайкина

«____»___________ 2018 г.

Программа по хоровому пению

«Кадетский хор»

Составитель: учитель музыки

Агеева Л.А.

I-квалификационная категория

2018-2019 учебный год

г.Когалым


Пояснительная записка

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Гёте.

    Направленность программы. 

           В наше время остро стоит проблема развития духовной культуры общества, мировых и национальных традиций, общечеловеческой памяти. Культура народа и человечества открывает уровень духовности личности. Музыка – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования её развития. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкально-хоровое образование наиболее доступное для всех обучающихся, так как влияет на развитие познавательной активности, способствует воспитанию нравственности, национального самосознания, делает богаче духовный мир, влияет на психику, оказывает влияние на здоровье человека. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия хором занимают одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания в кадетском классе. Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадетов. Чувство патриотизма формируется через эмоциональное переживание, где объектами идентификации являются герои песен и музыкальных произведений. В рамках патриотического воспитания, добровольной подготовки к военной службе воспитанников, программой предусмотрено изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах. Значение эмоционального воздействия музыки и строевых песен в воинских ритуалах очень велико. Музыка выполняет в военных ритуалах воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.

Программа «Кадетский хор» является программой дополнительного образования детей. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца и модифицированной (адаптированной).  Составлена  на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ таких как:

  • Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;
  • Программа «Развитие музыкальных способностей детей»  М.А. Михайлова;
  • «Музыкально-певческое образование детей в общеобразовательной школе»

Д. Е. Огороднов;  

  • Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре, Стулова Г.П;
  • « Детский академический хор» Никифорова Ю.С;
  • « Постановка певческого голоса» М.И. Белоусенко и другие.

 Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы,  другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств.

     Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на один год обучения. Занятия два раза в неделю по 1 (академическому) часу. Всего в год – 70 занятий, 70 часов. Это позволяет педагогу  правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Количественный  состав участников хора не более 26 человек, возраст от 10 до 14 лет.

         Условиями отбора детей в хоровой коллектив являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

          Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми кадетами.

        Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: конкурсы патриотической песни, встречи с интересными людьми, посещение концертов, музыкальные композиции на военно-патриотическую тему; совместную работу педагога, родителей и детей.

Особенность  программы «Кадетский хор» заключается в следующем.

В МАОУ СОШ №7 созданы кадетские классы, дополнительное образование которых включает в себя занятия хорового пения. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа музыкально-патриотического воспитания, это механизм, который определяет содержание обучения пению в кадетском хоре, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы музыкального воспитания кадетов.

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий. При правильной вокальной работе и грамотной постановке голоса у детей не только развивается музыкальный слух и голос, но и улучшается здоровье, развиваются органы дыхания, излечиваются некоторые болезни дыхательных органов. С целью естественного оздоровления организма в программу включены элементы из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и  речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами).

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины через музыкальные занятия хоровым пением.

Патриотизм, согласно С. И. Ожегову, — это преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Формирование чувств, в данном случае патриотических, осуществляется, во-первых, через воздействие на личность ученика и, во-вторых, через специальное воздействие на сферу его чувств. Воздействие на сферу чувств учащихся происходит при восприятии художественных, в том числе музыкальных, произведений, пение патриотических песен, участие в школьных и поселковых мероприятиях этого направления.

Именно для того, чтобы учащиеся кадетских классов  могли  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве, разработана программа музыкально-патриотического воспитания,  направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Содержание  программы    может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Задачи укрепления здоровья учащихся в условиях Крайнего Севера предполагают поиски эффективных форм и методов профилактической работы. К таким формам относятся занятия в хоровом коллективе. Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.

        

 Целесообразность программы, в том, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для кадет, а это в основном мальчики, занятия в хоровом коллективе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).  Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы «Кадетский хор» - через активную музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к хоровому пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-хорового искусства.

Задачи программы:

  • Формировать устойчивый интерес к пению.
  • Обучать выразительному пению.
  • Обучать певческим навыкам.
  • Развивать слух и голос детей.
  • Формировать голосовой аппарат.
  • Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
  • Сохранять и укреплять психическое,  физическое здоровье детей.
  • Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.
  • Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.    Главная задача музыкального руководителя  — не только раскрыть духовный потенциал осваиваемого учащимися вокального репертуара, но и приобщить их к традиционным народным обычаям и праздникам, создание на занятии такой психологической ситуации, в процессе которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию чувства патриотизма.

Концептуальная  основа  программы  по хоровому пению «Кадетский хор» разработана и  составлена в соответствии  с ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273,  приказом Минобрнауки России от 29.08.2012 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях дополнительного образования детей». Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года. Концепция   базируется  на   идеях   личностно   ориентированного образования,   современных    подходах    к     формированию    творческой индивидуальности школьников, многообразии индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

Ведущие принципы и технологии.

     Развитие творческих вокальных способностей и  духовное  воспитание  личности  в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития голоса и воспитывать душу? Как помочь воспитанникам разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать учащимся, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали  ответы  многие  педагоги-вокалисты  и  мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;
  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения;
  • принцип успешности;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

В основу разработки программы музыкально-патриотического воспитания в кадетских классах положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностного и деятельностного подхода.

      Формы обучения:

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • Практические занятия, где дети, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, песни народов мира.
  • Занятие-постановка, репетиция, отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  • Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей.
  • Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.    

 Методы обучения:

  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • репродуктивный;

Прогнозируемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

К концу года обучения дети должны знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»
  • уметь:
  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • наличие интереса к хоровому пению и вокальным произведениям, вокально- творческое самовыражение (пение в ансамбле, хоре);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять песни различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а-капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

       

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД

• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей

социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• Наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

• Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

• Позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Коммуникативные УУД

• Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

•Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

• Участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

• Умение применять знания о музыке вне учебного процесса

Регулятивные УУД

• Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

• Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

• Умение формулировать собственное мнение и позицию.

• Умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

• Умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным  критериям.

• Умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

• Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

• Формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства

Общеучебные:

•Умение структурировать знания.

•Выделение и формулирование учебной цели.

•Поиск и выделение необходимой информации.

•Анализ объектов.

•Синтез, как составление целого из частей.

Формы и виды контроля

  №

Вид контроля

Сроки выполнения

1.

Входящий контроль. Прослушивание.

сентябрь

2.

Участие в литературно-музыкальной композиции.

декабрь

3.

Участие в месячнике военно-патриатического воспитания.

март

3.

Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня

в течение года

4.

Итоговый контроль. Прослушивание.

май

 

Основные принципы оценивания.


        В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
     

  На «отлично» оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу.Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения.

На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов  не справился с поставленной задачей.

На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

    Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

 1. Наличие специального кабинета.

 2. Наличие репетиционного зала (сцена).

 3. Фортепиано.

 4. Музыкальный центр, компьютер.

 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

 6. Электроаппаратура.

 7. Свирели на отработку дыхания.

 8. Шумовые инструменты (палочки,  барабан, маракасы).

 9. Нотный материал, подборка репертуара.

 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Учебно–тематический план и содержание

программы «Кадетский хор»

  1. Разделы, название темы

  1. Часы занятий

теория

практика

Общее кол-во

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Понятие о хоровом, ансамблевом пении.

1

-

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

1

2

3

Строение голосового аппарата.

1

1

2

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

5

Вокально-певческая установка.

1

3

4

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

4

5

2

Певческое дыхание.

1

4

5

3

Дикция и артикуляция.

1

5

6

4

Речевые игры и упражнения.

1

4

5

5

Вокальные упражнения.

3

4

7

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня.

1

2

3

2

Строевые песни.

1

7

8

4

Произведения современных отечественных композиторов.

1

7

8

5

Сольное пение(индивидуальная работа)

2

2

IV.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Путь к успеху.

1

1

2

2

Посещение концертов, просмотр видео: исполнение детских коллективов.

1

1

V.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

6

6

2

Выступления, концерты.

2

2

Итого

16

54

70

Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о хоровом и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами. Правила набора голосов в хоровой коллектив. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Пение  в унисон (одноголосном )и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хорового коллектива. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля  за ней. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Вокальные упражнения для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа со строевыми песнями. Для разработки технологии формирования навыков исполнения кадетами  строевых  песен, учитывалась последовательность  педагогических действий учителя. Это формирование навыков: певческая строевая стойка, отражение сильной  доли  метро ритма  песни  при  ее  исполнении,  удержание темпа движения  и  пения;совмещение непараллельного  движения  рук  и  ног  с исполнением песни в темпе при ощущении ее метроритма. Однако, в процессе работы над технологией исполнения песен строя формируются у кадет ощущения сильной  доли  в двухдольном и сильной и относительно сильной в четырехдольном размере, которыедолжны попадать на шаг левой ноги, а так же на координацию темпа пения и движения.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

         4.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор музыкального материала  для хорового коллектива «Кадетский хор».

Тема V. Концертная деятельность.

Выступление хорового коллектива. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Репертуар хора.

  • «Государственный гимн РФ» А. Александров
  • Гимн кадетов «Отчизны верные сыны»
  • « Кадетский марш» В.Забываев
  • «Мама» О.Газманов
  • «Корочка хлеба» Ю.Чичков
  • «Кадетский вальс» Т. Бухтуева,.С.Бухтуев
  • «Кадетский марш». Т. Бухтуева, сл.С.Бухтуев
  • «Моя Армия» И.Резник,
  • «День без выстрела на Земле» Д.Тухманов
  • «Сын Отечества» А. Пахмутова, Н.Добронравов
  • «Попури на военные темы»
  • «Великая страна – единая Россия» С.Дроздов
  • «Сын России» А.Пахмутова
  • «Потому что мы пилоты» В.Соловьев-Седой
  • «Офицеры» Р.Хозак
  • «Салют весне» О.Газманов
  • «День Победы» В.Тухманов
  • «Последний бой» М.Ножкин

Используемая литература:

1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое  воспитание  детей.»«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. «Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор» М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей.

8. Алборова М. Б. Система военно-патриотического воспитания кадет // Образование в современной школе. 2005. № 4.

9. Лугачев С. Кадетское образование // ОБЖ. 2002. № 112.

10. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации : автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2007.

11. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка : монография. Екатеринбург, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...