Посвящение в физики
методическая разработка (7 класс)

Хомушку Шораана Мергеновна

Посвящение в физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Посвящение в физики187 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

"Посвящение в юные физики"

                                                     Выполнила: Хомушку Ш.М.

Кызыл-Мажалык

2018

Посвящение в юные физики

Цель: Совершенствовать  у учащихся навыки решения качественных, экспериментальных задач, расширить кругозор учащихся

Задачи:

Образовательная:

- Научить учащихся применять знания в новой ситуации, а также расширить кругозор учащихся.

Развивающая:

- развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;

 -  Повысить интерес к предмету, развить устную речь учащихся, а также развивать коммуникативные способности учащихся при проведении игры.

Воспитательная:

- Воспитывать культуру поведения.

План – график

  1. Организационный момент – 1мин.

А) приветствие – 1мин;

  1. Объяснение правила игры – 5 мин.                                          
  2. Групповая работа учеников – 2 мин.

А) разделить учащихся на 6 групп – 1мин;

Б) ознакомление системой оценивания – 1 мин;        

  1. Ответы групп на вопросы –  36 мин;

                      I тур – 5мин;

                       II тур – 5мин;

                       III тур – 5 мин;

                       IV тур – 2 мин;

                       V тур – 15 мин;

                     VI тур – 4 мин.

  1. Итог урока и выставление оценок – 3 мин.

Подготовительный этап

  1. Класс разбивается на команды по пять человек. Назначаются капитаны из более сильных учеников.
  2. Оформление класса, медали “юным физикам”, как отличительный знак и как памятный символ об уроке.
  3. В отдельном конверте собраны задания этапа “Сообразилки”, круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики (по количеству команд), ромашка для 6 этапа.

Оборудование: ИКТ, фломастеры (4 цвета), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы (4 шт), шарики пластмассовые, “Ум”-ы..

Образец “Ум”-а.

Ход урока

Урок начинается с представления и приветствия команд.

Учитель. Сегодня наш урок мы назвали “Посвящение в юные физики”.

(Слайд 1).

Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!…
Знание физики жить помогает,
Она как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику узнает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Звание “физики” носить Вы хотите?
Эй, мудрецы, скорее вы их посвятите…

1 этап. “Узнай явление”

По картинкам узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) – 5 мин.

В перерывах между демонстрациями заслушиваются ответы каждой команды и по количеству заработанных баллов получают “Ум”-ы – денежный эквивалент.

(Слайд 2).

2 этап. “Веришь – не веришь” (за правильный ответ – 1 балл) – 5 мин.

Учитель зачитывает утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего. Помощники следят за ответами и раздают “Ум”-ы.

  1. Динамометр – прибор для измерения силы.
  2. Миллиметр – сотая часть метра.
  3. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
  4. Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
  5. Линейка – прибор для измерения объема жидкости.
  6. Измерительный цилиндр называется мензуркой.
  7. Единица измерения плотности – м3.
  8. Роса – вид осадков, приводящих к потеплению.
  9. Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма.
  10. Прибор для измерения атмосферного давления – Барометр
  11. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.
  12. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением
  13. Газ – вещество, сохраняющее и форму, и объем.
  14. М.В. Ломоносов – впервые разработал атомно-молекулярное учение.
  15. Конденсация – процесс перехода из парообразного состояния в жидкое
  16. Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах
  17. Солнце – источник жизни на Земле.
  18. Первый человек, вышедший в открытый космос. – Ю.А. Гагарин
  19. Самое твердое вещество. – Алмаз. 
  20. Сила тяжести – причина уменьшения скорости тела.

3 этап. Найди правильную дорогу (5 мин).

Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием. (5 баллов).

(Слайд 3.)

S

Н/кг

Сила

V

м

Скорость

S

с

Высота

t

Н

Путь

U

м3

Масса

F

кг

Время

m

м/с

Объем

h

м2

Сила, с которой Земля притягивает тело массой 1 кг

g

м

Площадь

4 этап. “Найди общее” (2 мин.)

На столе предметы сложены в две кучки. Найдите общий признак для каждой кучки. (2 балла)

  1. Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные
  2. Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.
  1. Измерительные приборы, 2. Вещество – стекло).

5 этап. Экспериментальные задания “Сообразилки” (15 мин.)

Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение даются “Ум”-ы, оговоренные в условии задачи.

  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
    Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.
  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.
  4. В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла.
    Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.

Варианты решения

1.

  • Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.

2. Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.

3.

  • Шарик “зачерпывают” резким движением, держа стакан за дно.
  • Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.

4. Насыпьте в сосуд соль. Выталкивающая сила, действующая на картофелину, увеличится.

Если осталось время, то каждой команде дается право вытянуть вопрос из “ромашки”. Вопросы взяты из книги “нешкольные задачи по физике” Бориса Заходера.

6 этап. “Нешкольные задачи по физике” (3 мин.)

  1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
  2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
  3. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
  4. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
  5. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
  6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?
  8. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
  9. Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответы

  1. Конечно, физик!
  2. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
  3. Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  4. Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
  5. Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
  6. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
  7. Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем – пузырьки зубов не боятся.
  8. Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
  9. Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

Подведение итогов (5 мин.)

Учитель. Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать магистрами как мы. Вы достойны звания “Юных физиков”.

(Слайд 4.)

Клятва юных физиков

Клянусь я Галилеем и Ньютоном
Всегда урок по физике учить
И быть в учении упорным.
Клянусь!
Клянусь законом Бойля-Мариотта,
С азартом сложные вопросы раскрывать
И буду свой велосипед изобретать.
Клянусь!
Клянусь я гравитацией земною
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!

Всем членам команды, получившей наибольшее количество “Ум”-ов, а также активные учащиеся, получившие “наибольшую симпатию” магистров, в журнал выставляются пятерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посвящение в физики" 7класс

В работе представлен конспект мероприятия "Посвящение в физики". Также к конспекту прилагается в качестве наглядного материала презентация....

Посвящение в ФИЗИКИ.

Посвящение в ФИЗИКИ....

Разработка вечера КВН для 7 класса « Посвящение в Физики »

В данной методической разработке представлен материал для проведения внеклассного мерроприятия по физике. Цель: Развить интерес к предмету "Физика", расширить кругозор учеников через умение приме...

Игра "Посвящение в физики"

Самым ярким примером внеклассной работы является организация интеллектуальных игр по физике, которые повышают интерес к предмету, развивают творческие способности ребенка. Особенно такие игры важны на...

Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса «Посвящение в физики»

Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса "Посвящение в физики"....

Посвящение в физики

Данное мероприятие нацелено на знакомство с физикой в 7 классе....

Внеклассное мероприятие в 7 классе "Посвящение в физики"

Внеклассное мероприятие в 7 классе "Посвящение в физики"...