РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики
учебно-методический материал (5 класс)

Усенко Светлана Сергеевна

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»  по  модулю  «Основы мировых религиозных культур»  для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4);

- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

 - Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.)

- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.

 

В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 5-6 классах выделено 7о часов, 35 часов в пятом и 35 часов в 6 классе в год (1 час в неделю).

Программа составлена исходя из следующих целей обучения в курсе «Истории Донского края (XVII-XIX век)»:

- учащихся необходимо познакомить с условиями осуществления модернизации, формировании рыночной экономики, перехода к информационному обществу, развитию интеграционных процессов, становления политических институтов демократии;

- ознакомить с тем, как проходили перемены в духовной жизни крупнейших цивилизацинных общностей;

- учащиеся должны ознакомиться с историей мировых войн, «холодной войны», деколонизацией, важнейшими событиями жизни крупнейших народов и государств мира;

- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний с учетом новейших документов, материалов и умений использовать, работать с ними;

- развитие у учащихся исторического анализа, составление фактов и событий, раскрытие причинно-следственных связей и т.д., умение применять исторические знания при оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций, развитие гуманитарной культуры;

- воспитание уважения к истории, культуре, традициям других народов.

В курсе «Истории Донского края» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии  взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkise_5_a_5b_6_a.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Приказ от«31» _________20__г. № __

______________        /______________/

                                ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  Основам религиозных культур и светской этики

                                             

Уровень общего образования (класс)

Основное общее, 5

Количество часов 68 часов

Учитель Усенко Светлана Сергеевна

                                           

Программа разработана на основе примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные  Российской  академии  наук,  Российской  академии  образования,  Федерального института    развития  образования, Академии повышения  квалификации и  профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных  конфессий], на основе авторской программы Данилюка  А.Я.  ( Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.), и учебным планом МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты.

 

2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»  по  модулю  «Основы мировых религиозных культур»  для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4);

- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

 - Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.)

- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.

В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 5-6 классах выделено 7о часов, 35 часов в пятом и 35 часов в 6 классе в год (1 час в неделю).

Программа составлена исходя из следующих целей обучения в курсе «Истории Донского края (XVII-XIX век)»:

- учащихся необходимо познакомить с условиями осуществления модернизации, формировании рыночной экономики, перехода к информационному обществу, развитию интеграционных процессов, становления политических институтов демократии;

- ознакомить с тем, как проходили перемены в духовной жизни крупнейших цивилизацинных общностей;

- учащиеся должны ознакомиться с историей мировых войн, «холодной войны», деколонизацией, важнейшими событиями жизни крупнейших народов и государств мира;

- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний с учетом новейших документов, материалов и умений использовать, работать с ними;

- развитие у учащихся исторического анализа, составление фактов и событий, раскрытие причинно-следственных связей и т.д., умение применять исторические знания при оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций, развитие гуманитарной культуры;

- воспитание уважения к истории, культуре, традициям других народов.

В курсе «Истории Донского края» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии  взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса учащийся должен

знать\ понимать:

  • место и роль Донского края в контексте Отечественной и Всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
  • последовательность смены населения на Дону, взаимоотношение оседлых и кочевых племен;
  • даты и содержание важнейших событий истории края, в т.ч. связанных с формированием многонационального состава;
  • гипотезы происхождения донского казачества;
  • первые казачьи городки и столицы, физический облик, национальный и этнический состав, основные занятия и быт, первые письменные упоминания об этом;
  • причины формирования социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
  • основные факты участия Войска Донского в воинах России, военное искусство казаков;

уметь:

  • использовать знания и способы познавательной деятельности для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
  • анализировать историческую карту, показывать на карте: стоянки, поселения древнейших жителей края, известные города и крепости древности и средневековья, территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства, территорию Ростовской области, Южного Федерального округа;
  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
  • объяснять значение основных понятий;
  • приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
  • давать характеристики социально-экономического развития края;
  • определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
  • описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
  • оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны;
  • использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
  • соотносить историю своей семьи с региональной историей.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и  внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу.  Первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требования

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых исторических явлений;
  8. Понимание основных исторических взаимосвязей;

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное  значение в этом тексте.

Оценка "2" ставится, если основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


3. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ. Россия в начале 17в. ОБЗОР.

1

2

Донской край в 17в.

11

3

П.О. «Донской край в 17 веке».

2

4

Донской край в 18 веке.

10

5

П.О. «Донской край в 18 веке»

2

6

МОДУЛЬ: «Жизнь Знаменитых людей Тихого Дона».

3

7

МОДУЛЬ: «Основы православной культуры».

5

8

Повторение

1


Календарно-тематическое планирование 7 «А» класса

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности

Основные

понятия

Отслеживание результатов

обученности учащихся (формы контроля)

Д/з

1

Введение. Донской край в эпоху нового времени 17 19 вв.

1

Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории. Составлять схемы, решать познавательные задачи.

Династия; смута

Беседа «Путешествие по Донской земле.»

Стр.4-5      записи в тетради.

2

Отечественная война 1812г. Донцы в Бородинском сражении.

1

Обсудить презентации , индивидуально творческие работы.

Отечественная война, Генеральное сражение

Просмотр  отрывка из фильма, презентации.

Презентация, реферат.

3

 Донские казаки в  событиях российской Смуты.

1

Выявлять причину участия донских казаков в событиях Смутного времени. Устанавливать  причино-следственные   связи ,строить схемы, заполнять таблицы.

Казачья вольница, смута

Устный опрос, беседа.

П.1. стр.7-8,вопросы, термины.

4

Казаки в движении И.Болотникова.  

1

Дать представление о казаках .Рассказать  о причинах, основных событиях и последствиях антиправительственного движения под предводительством И. Болотникова.

Гражданская война

Устный опрос , беседа, заполнение таблицы.

П.2. стр.8-9, дополнительный материал,вопросы.

5

Казаки и самозванцы.

1

Рассказать об участвии донских казаков в войске Лжедмитрия 1. Дать характеристику того времени, показать каковы были обстоятельства польско-шведской интервенции в период Смуты.

Холоп, антиправительственное движение, интервенция, «тушинский вор»              

Устный опрос.

П.1. стр.9,10 вопросы.

6

Казаки в народном ополчении 1611- 1612 гг.

1

Дать представление  где и против кого было создано первое ополчение. Рассказать  какие планы вынашивали зарубежные страны относительно России, а так же о Романовых.

Ополчение. Беспошлинная торговля.

Устный опрос, работа по карточкам.

П.1.стр.10,11 вопросы, дополнительный материал, стр. 12 кроссворд.

7

Обобщение тем: Донские казаки в событиях российской Смуты .

1

Дать возможность самостоятельно подвести  итоги российской Смуты.

Устный опрос, кроссворд, работа  по карточкам.

Стр.12 составить рассказ -фрагмент из жизни казака в 1615г.

8

Войско Донское и царская власть в первой половине 17в.  

1

Показать военное значение Войска Донского края России в 1 половине 17 века. Определить значимость Донских казаков для России в 1 пол. 17в.

Атаман, голытьба,  вольности, верхушка казачества.

Устный опрос, работа по группам.

П.2. стр. 13-16,вопросы.

9

Азовское осадное сидение.

1

Показать значение взятия Азова. Рассказать  об героических подвигах донских казаков в Азовском осадном сидении.

Зипун, О. Калуженин.

Устный опрос, работа по карточкам, дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных слайдов, иллюстраций.

П.2.стр.16-18, вопросы, дополнительный материал.

10

Политическая ситуация на Дону во второй половине 17в.

1

Вспомнить, в чем сущность церковного раскола, кто такие старообрядцы. Основные направления внутренней политики царя Алексея Михайловича. Дать представление о политической ситуации на Дону в сер. 17 в. Реформы Никона. Показать причины  этого похода и  итоги. Формирование картографических знаний и образов .Работа с картой.

« Поход за зипунами» ,    « старожилые  казаки», голытьба.

 « Поход за зипунами».

Устный опрос, работа по карточкам. Устанавливают причино - следственные связи.

П.3стр.20-21, вопросы.

11

Азовское осадное сидение.

1

Показать причины и требования движение разинцев. Установить итоги и значение крестьянской войны для Войска Донского. Сделать вывод  о характере народного движения в 1670-1671гг.

Крестьянская война, казачий круг.

Устный опрос, работа по карточкам. Работа с документами – делать выводы.

П.3. стр.22-23, вопросы, дополнительный материал.

12

Старообрядцы на Дону в конце 17 века

1

Установить причины, последствия и значения появления старообрядцев на Дону.  Рассказать о жизни.

Старообрядцы.

П.4, вопросы, дополнительный материал.

13

Культура Донских казаков

в 17 веке.                        

1

Познакомить с особенностями Донской культуры. Воспитание разносторонне развитой личности, духовно связанной с малой родиной, гражданина знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции,  ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни.

Струг, Айдан, Майдан, Бабайка, Утирка

Беседа.

Реферат, дополнительный материал.

14

Обобщающий урок по разделу №1 Викторина « Что, Где, Когда?»

1

Систематизация, обобщение, закрепление и проверка знаний, умений и навыков.

«Вопрос — ответ.»

Вопросы и задания по учебнику.

15

Войско Донское в эпоху петровских преобразований 18 века.

1

Дать представление  об эпохи. Показать важность петровской эпохи для истории России и ДК.

Галера, барка.

Устный опрос.

П.5, вопросы.

16

Казаки под Азовом. Завоевание Азова.

1

Рассказать о целях, ходе и значении завоевании Азова.

Галеры, казаки-некрасовцы, коллегии

Устный опрос.

П.5, стр. 40-42,стр.45, вопросы.

17

Восстание на Дону под предводительством Кондратия Булавина

1

Рассказать  о причинах  предпосылках и целях восстания. Научить систематизировать материал, строить графики и схемы хода восстаний для наиболее глубокого его понимания.

Восстание.

Устный опрос,  анализировать, делать выводы, решать познавательные задачи, строить графики, составлять схемы

П.5, стр.42-45, вопросы.

18

Система управления Войском Донским в 18 веке

1

Показать, что вертикаль власти ВД в 18веке подчинялась царской  администрации. Рассказать о системе управления

Круг, атаман, есаул, войсковая канцелярия, сыскные начальства, станичные управления

Устный опрос, работа по карточкам, дискуссия.

П.5, стр.45-46, вопросы.

19

Казаки на службе Российской империи в 18 веке.

1

Дать представление об организации военной службы казачества в 18в. Рассказать об участии донцов в Семилетней войне.  Образно описать боевые приемы казачьей конницы. Дать понять, что участие казаков во внешней политики России сыграло огромную роль в ее исходе и повлияло на цепь исторических событий.

Атаманский полк, лава, вентерь.

Устный опрос.

П.6, вопросы.

20

Казаки в русско-турецких войнах.

1

Рассказать о русско -турецких  войнах 18 века, их причинах, итогах и последствиях.

Семилетняя война.

Устный опрос.

П.6, стр.50.

21

Участие казаков в продвижении России на Кавказ

1

Рассмотреть виды казачьих полков, особенности управления Войском  Донским

Форты, редуты.

Устный опрос.

П.6, стр.51

22

Восстание Донских казаков 1792-1794г

1

Рассказать о предпосылках, причинах, ходе и значении восстания под предводительством Е. Пугачева.  Обьяснить  особенности гражданской сознательности российского общества.

Устный опрос.

П.7, стр.54

23

Хозяйственные занятия  населения в 18веке.

1

Сравнить и проанализировать процесс закрепощения крестьян на Дону с общероссийским.  Хозяйственное освоение края.

Зипуны.

 Устный опрос.

П.7, стр54-56, вопросы.

24

Казачьи промыслы и торговля. Захваты земель и возникновение частного землевладения

1

Показать значение промыслов в хозяйственной  жизни края. Показать особенности торговых связей жителей ДК. Раскрыть причины захвата земель казачьими старшинами;  подвести к выводу: существовала ли у казаков частная собственность.

Хутор, батрак, старшина, казак- станичник.

Устный опрос, дать личную оценку историческим событиям.

П.7, стр.57, вопросы.

25

Динамика населения края. Становление крепостного права на Дону

1

Охарактеризовать  динамику и состав населения ДК в 18в. раскрыть  роль государства в освоении края. Раскрыть причины формирований  крепостничества на Дону.

Устный опрос, схематизировать материал

П.7,стр.57-60, вопросы. П.8, стр. 61-63, вопросы.

26

Основание Ростова-на-Дону и Ростовского уезда

1

Рассказать об основании Ростова-на- Дону и Ростовского уезда.  Значение смены статуса ДК в контексте характера взаимоотношений Российской империи и ДК.

Уезд, форштадты.

Устный опрос, работа с текстам, дополнительный материал.

П.8 стр.63-71, дополнительный материал.

27

Е. Пугачев – Донской казак.

1

Дать представление исторической личности.

Беседа.

Реферат, дополнительный материал, индивидуальное задание.

28

Герои Дона.  Деятели науки, культуры, политики.

1

Развитие кругозора учащихся; знакомство с историей Донского края через призму общественных отношений, литературных, художественных и музыкальных произведений. Воспитание разносторонне развитой личности, духовно связанной с малой родиной, гражданина знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные  традиции, ориентированного в системе ценностей  и потребностях современной жизни.

Устный опрос, дополнительный материал.

Беседа, обсуждение докладов.

Подготовить сообщение, реферат.

29

Греческое население Приазовья в 18 в. Боевые подвиги донских казаков в войнах России 18 в.

1

Описание одного из народов переселившихся на Дон в 18в. Составление хронологии.

Устный опрос, дополнительный материал.

Беседа. Обсуждение презентации.

Дополнительный  материал. Презентация.

30

Культура и религия Донского края.

1

Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры на Дону.

Устный опрос, дополнительный материал.

Беседа. Обсуждение презентации

лекция

31

Православное учение в человеке

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,

описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной

культуры.

Устный опрос, дополнительный материал.

Беседа. Обсуждение презентации

лекция

32

Чудо в жизни христианина.

1

Знакомство с религиозными понятиями , что такое Святая Троица, христианские добродетели и т.д.

Устный опрос, дополнительный материал.

Беседа. Обсуждение презентации

33

Христианская семья

1

Систематизация, обобщение, закрепление  знаний, умений и навыков .

Устный опрос, дополнительный материал.

Вопросы и задания по учебнику.  Работа в группах.

Дополнительный материл.

34

Защита Отечества.

1

Знакомство с понятием Отечество. Как правильно понять, когда война бывает справедливой.   Определить особенности донской культуры связанной с защитой Отечества.

Устный опрос, дополнительный материал.

Дополнительный материал. Работа в группах.

35

Итоговый урок по курсу Донской край 17-18 вв.

1

Систематизация, обобщение, закрепление и проверка знаний, умений и навыков учащихся по курсу.

Работа со словарем.

Вопросы и задания по учебнику



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...