Гражданско-патриотическое воспитание
статья (6, 8, 9 класс)

В материале раскрыавются формы работы впо формированию гражданско-патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskogo_dvizheniya.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тинская основная общеобразовательная школа

Программа гражданско-патриотического воспитания

МКОУ Тинская ООШ

2017-2022

Пояснительная записка

Актуальность  ведения патриотического воспитания школьников

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » является основополагающей при организации патриотического воспитания школьников.

Концепция национальной  образовательной политики Российской Федерации, от  03.09.2006г. также указывает пути достижения целей воспитания патриотизма и принципы национальной политики такие как:

  1. признание исключительной роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов России, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного или языкового превосходства;
  3. единство и целостность Российской Федерации, сплочение многонационального народа России в единую политическою нацию в сопряжении с равноправием и самоопределением всех народов Российской Федерации.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения- сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проблема

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, но  в каждом образовательном учреждении есть своя специфика, которую необходимо учитывать. Наша  школа сельская, удалена от районного центра. Одна из особенностей нашей школы – это разнонациональный  состав учащихся. В школе обучаются русские и азербайджанцы. Специфика семейного уклада, традиций, накладывают определенный отпечаток на поведение и  взаимоотношение детей с окружающими. При организации системы воспитательной работы необходимо, учитывать интересы учащихся разных национальностей. Исходя из вышесказанного, мы создали такую модель гражданско-патриотического направления, которая позволит нам воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся  в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки к службе в Вооруженных силах РФ  и  защите Отечества.

Задачи:

-Обеспечить оптимальные условия  для формирования у каждого обучающегося верность отчизне, готовность приносить пользу обществу и государству через эффективную систему патриотического воспитания;

-Стимулировать творческую активность учащихся через потребность в познании культурно-исторических ценностей.

Принципы реализации Программы

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:

- воспитание через социально значимую деятельность;

- субъектная позиция учащихся;

- интеграция усилий всех заинтересованных организаций        

Основные направления реализации Программы

Исходя, из вышеописанной проблемы  педагогический коллектив совместно с учащимися, родителями и общественностью создали следующую модель гражданско-патриотического воспитания в школе:

 

Взаимодействие с партнерами (модель)

     

Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов управления на всех уровнях в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма, координации деятельности школы и органов местного самоуправления. Они осуществляют руководство процессом  патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

Условия для реализации программы

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

-  в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

-  функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;

 -  разработана система традиционных общешкольных мероприятий, творческих проектов и  акций;

-  активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;

-  используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

- развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации.

Этапы реализации Программы

Наименование этапа

Цели и задачи этапа

Содержание деятельности

Сроки

  1. Ориентировочный

Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи: 
1. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 
2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

Выявление перспективных направлений патриотического воспитания школы и моделирование её деятельности

2017

год

2. Основной

Цель: реализация программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи: 
1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

2. Осуществить реализацию программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Реализация основных проектов.Внесение корректив в программу.

2018-2021 годы

3. Обобщающий

Цель: анализ итогов реализации программы

Задачи: 
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

2002

год

Формы и методы реализации Программы

  1. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  2. Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий
  3. Вахта  памяти воинам, погибшим в годы ВОВ
  4. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
  5. Встречи с работниками правоохранительных органов
  6. Тематические классные часы, уроки
  7. Олимпиады по обществознанию
  8. Участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики 
  9. Изучение истории своей семьи, семейных традиций
  10. Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы
  11. Работа школьного кружка «Патриот»
  12. Проведение акций «Бессмертный полк», «Мы помним о вас» и др.
  13. Участие в конференциях, конкурсах, праздниках
  14. Участие в  реализации проекта «Диалог двух культур»

Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Государственная символика
  2. Интернет ресурсы
  3. Методическая и художественная литература
  4. Наглядные и дидактические пособия
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус, архивные документы

Обеспечение реализации Программы

  1. Нормативно-правовые условия: создание программы гражданско-патриотического воспитания и плана её реализации
  2. Информационные условия: создание и корректировка имеющихся стендов и информационных блоков по патриотическому воспитанию, размещение на сайте школы всей возможной информации по программе
  3. Организационные условия: создать необходимые материально-технические условия для работы, включить в планы школы и классов мероприятия программы.
                                 Содержание программы

                                         Направление 1

(Работа с архивными документами;

участие в конференциях исследовательских работ разного уровня)

Цель:  организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности

- укрепление связи поколений путем проведения исследовательской и проектной  работы;

- развитие интереса и потребности в сохранении достоверности исторического прошлого своего села, района, края.

- формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры.

Направление 2

(Участие в акциях,  мероприятиях патриотической направленности, забота о ветеране и тружениках тыла)

Цель:  апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, воспитания здорового образа жизни, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

 Задачи:

- формирование сплоченного деятельного коллектива;

- активизации участия учащихся в социально-значимых акциях и проектах;

- вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки ветеранам, труженикам тыла, пожилым людям;

- воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма .

Направление 3

(Подготовка к службе в ВС РФ; работа школьного клуба «Патриот»)

Цель: воспитывать у детей и подростков чувство патриотизма, формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите.

 Задачи:

- пробуждение у детей и подростков живого неподдельного патриотизма, воспитание истинных патриотов России;

- формирование уважения к боевому прошлому России; 

- воспитание основы гражданского сознания, гуманного отношение к окружающим людям. 

- воспитание мужества, стойкости, отваги у подрастающего поколения. 

Ожидаемые результаты

Положительными результатами реализации программы должны стать:

  1. Сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе; 
  2. Формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины; 
  3. Повышение интереса учащихся к спорту, развитию физических и волевых качеств; 
  4. Воспитание у школьников уважения к подвигу  дедов, отцов; 

В результате осуществления Программы ожидается:

  1. Повышение эффективности патриотической работы;
  2. Формирование гражданской грамотности учащихся;
  3. Развитие толерантности.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  1. Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
  2. Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»

АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...