Игра "Счастливый случай" по русскому языку и литературе для 9 класса
план-конспект занятия (9 класс)

Горлач Ирина Алексеевна

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе для 9 класса, игра  "Счастливый случай",  состоит из четырёх геймов.  Каждый этап требует от учащихся быстро находить верное решение, применять знания в новой ситуации, формирует речевые способности, лидерские качества, способствует воспитанию уважительного отношения друг к другу, а также развивает интерес к  учебным предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_schastl_sluchay_9kl.doc21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Горлач Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ  школа № 333

Невского района Санкт-Петербурга

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Игра  «Счастливый случай»

Цель:  расширить,  углубить, систематизировать знания по русскому языку, литературе

Предметные задачи, развитие УУД:

познавательные: развитие  интереса к предмету, умений применять знания в новой ситуации, быстро находить верное решение;

личностные: формирование речевых способностей, лидерских качеств; развитие памяти, культуры;

коммуникативные:  развитие  умения работать в команде,  с уважением относиться к мнению других, создание благоприятной атмосферы сотрудничества;

регулятивные: уметь контролировать время, эмоции, давать связные, правильные  ответы, держаться на сцене.

Оборудование: плакат «Счастливый случай», столы с табличками названий команд «РВС», «БСП»,  стол для жюри (ученики 10 класса),  стулья  для  команд.

ХОД  ИГРЫ

1 Представление команд: РВС – 9 А  класс;  БСП – 9 В класс

Игра состоит их 4 геймов

1 ГЕЙМ         Дальше… дальше….

Вопросы 1 команде РВС

1 Часть речи, обозначающая признак по действию   (причастие)

2 Правописание слова по какому-нибудь правилу  (орфограмма)

3 Буквы, не обозначающие звук  (Ъ,Ь знаки)

4 Основные единицы синтаксиса  (словосочетание, предложение)

5 Способы передачи прямой речи  (прямая, косвенная)

6 Что такое КБ?  (аббревиатура)

7 Гласная в слове трущоба?  (о)

8 Односоставное предложение со сказуемым, обозначающим состояние человека, природы    (безличное)

9 Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания   (пунктуация)

10 Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым?  (тире)

11 Литература Древней Греции   (античная)

12 Автор «Слова о полку Игореве»   (неизвестен)

13 Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге  (ямб)

14 Развитие событий в художественном произведении  (сюжет)

15Основная мысль произведения  (идея)

16 Сколько разрядов местоимений?  (девять)

17 Знак препинания в предложении со значением причины, пояснения  (двоеточие)

18 Род литературы, предназначенный для постановки на сцене   (драма)

19 Сколько гласных звуков?   (6)

20 К какой группе сочинительных союзов относятся союзы: либо, или, иль

     (разделительные)

Вопросы  2 команде БСП

1 Часть речи, обозначающая добавочное действие при основном   (деепричастие)

2 Предлоги, союзы, частицы – это что?  (служебные части речи)

3 Односоставное предложение со сказуемым в 3 лице   (неопределенно-личное)

4 Разговор двух или нескольких лиц   (диалог)

5 Назвать разряды прилагательных  (качественные, относительные, притяжательные)

6 Чему равно количество слогов в слове?  (количеству гласных)

7 Гласная в слове трещотка   (о)

8 Как пишутся слова: вышеперечисленный, дорогостоящий, быстрорастворимый?(слитно)

9 Буквы, расположенные в определенном порядке  (алфавит)

10 Основная единица фонетики   (звук)

11 Двусложный размер с ударением на первом слоге  (хорей)

12 Род литературы, содержащий повествование событий   (эпос)

13 Автор афоризма «Влюбленные часов не наблюдают»  (Грибоедов)

14 Построение частей художественного произведения со вставными эпизодами, лирическими отступлениями, эпилогом, прологом      (композиция)

15 Автор повести «Король Лир»  (И.С. Тургенев)

16 Знак препинания в предложении со значением  времени, условия, следствия  (тире )

17 Раздел науки о языке, изучающий  слова, их значение, употребление в речи  (лексика)

18 Сколько согласных звуков?   (36)

19 К какой группе относятся  союзы: не только…, но и;, как … так и; тоже, также

     (соединительные)

20 Автор критической статьи «Мильон терзаний»  ( А.И. Гончаров)

2 гейм  «Заморочки из бочки» или из сундучка

(капитаны команд достают по  очереди)

А)  Счастливый случай -  СЛАДКИЙ  СЮПРИЗ   

Б)  ТЫ – мне, Я – тебе. (вопросы друг другу, по 2 вопроса)

В)  Ретро – вопрос (по одному вопросу каждой команде)

1 Издавна бытует выражение «Кричать во всю ивановскую» Откуда оно?                            (Во времена Ивана Грозного на Красной площади кричали указы, площадь называлась Ивановской)

2 Откуда пошло выражение «Работать засучив рукава», «Работать спустя рукава»

Г)  Вопросы по литературе

1 О каком произведении Григорий Потемкин сказал: « Умри, Денис, лучше не напишешь» (Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

2 О каком произведении русской литературы Пушкин отозвался так:                                     «О стихах я не говорю: половина – должна войти в пословицы» (Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

3 гейм «Темная лошадка»

1Эта учительница видит вас, а себя нет. Кто это? - Ведущая конкурса.

2 Ответьте на вопрос. Из скольких строк состоит онегинская строфа? Какая рифма встречается в ней?  В каких случаях А.С. Пушкин пренебрегает ею?                                             (В  основу  строфы был положен сонет — 14 - строчное стихотворение с определённой рифменной схемой.  Пушкин  упорядочил   систему рифмовки: в  первой строфе рифма  перекрёстная,  во второй — парная, в третьей — опоясывающая.  Песня  девушек, письма  Онегина и Татьяны.)

4 гейм  «Догони»

Какая же команда окажется впереди?  Начать с той команды, которая отстаёт.

1Устойчивое сочетание слов, близкое по значению к одному  (фразеологизм)

2 Склонение существительного путь (разносклоняемое)

3 Художественное преувеличение (гипербола)

4 Подпись, не соответствующая настоящей фамилии автора (псевдоним)

5 Отрывок произведения, помещающийся в конце произведения (эпилог)

6 Определите художественное направление, которому свойственна гражданская тематика, строгое соблюдение норм и правил (классицизм)

7 Какой это герой, созданный  НВ Гоголем: невинный враль или опасный скандалист (Ноздрев)

8  Что такое оксюморон? (сочетание несопоставимых понятий)                                  Живой труп, сладкие слёзы, горькая улыбка

9 Кому из героев принадлежат слова:  У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. (Печорин)

10    «Крылатые слова».  Откуда они и кто их автор?

                   Быть можно дельным человеком

                   И думать о красе ногтей.  ( А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Вопросы 2 – ой команде

1 Морфологический класс слов (часть речи)

2 К какому спряжению относится глагол бежать (разноспрягаемый)

3 Основоположник жанра басни в русской литературе (А.И. Крылов)

4 Отрывок произведения, помещающийся после заглавия произведения                           (пролог)

5 Определите художественное направление, которому свойственно сочувствие ближнему, восхищение нравственной чистотой простого человека  (сентиментализм)

6  Какой это герой, созданный  НВ Гоголем: «Кулак, да ещё бестия впридачу»   (Собакевич)

7 В каком слове имеется суффикс: нищий, колючий, заячий, горячий? (заячий)

8 Что неправильно во  фразе «Обоим девочкам мама купила по два килограмма апельсинов и яблок»? (обеим)

9  Кому из героев принадлежат слова:                                                                 Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

                             (Молчалин)                  

10   «Крылатые слова».

Откуда они и кто их автор?

                      Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, ВРУЧЕНИЕ МЕДАЛЕЙ, ПРИЗОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

игра "Кто хочет стать отличником" по русскому языку и литературе 5 класс

Здесь представлена игра "Кто хочет стать  отличником". Вопросы игры отражают только пройденную программу по русскому языку и литературе за 5 класс....

Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс

Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе 8 класс «Брейн-ринг»

Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературыЗадачи:·       способствовать формированию у ...

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...