Интеллектуально-развивающая шахматная викторина "Своя игра"
презентация к уроку

Ондар Дусия Денеевна

Внеклассное мероприятие  «Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра» составлено для детей, обучающихся по программе первого и второго года обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально-развлекательная шахматная викторина «Своя игра» Учитель Ондар Д.Д.

Слайд 2

Образовательные цели: 1. Расширение кругозора, углубление знаний по правилам игры в шахматы, по теории и истории шахмат; 2. Активизация мыслительной деятельности; 3. Повышение шахматной грамотности по нотации и теории шахмат. Развивающие цели: 1. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь обучающихся детей; 2. Учить детей ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы; 3. Углубление знаний по приёмам тактики и стратегии; Воспитательные цели: 1. Прививать интерес и любовь к шахматной игре; 2. Дать почувствовать красоту и очарование шахмат; 3. Учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности; 4. Учить детей этике шахматиста, правилам поведения за игрой;

Слайд 3

Своя игра Чемпионы мира Правила игры Шахматные фигуры Из истории шахмат Тактика и стратегия Шахматная нотация Ценность шахматных фигур 2 0 1 0 2 0 1 0 5 0 40 3 0 5 0 4 0 3 0 2 0 2 0 1 0 1 0 5 0 40 3 0 2 0 1 0 3 0 4 0 5 0 5 0 4 0 3 0 2 0 1 0 2 0 3 0 4 0 50 3 0 4 0 10 50

Слайд 4

10 очков В опрос: Первый официальный чемпион ТАР (Тувинской Народной Республики ) Владимир Сат (1936)

Слайд 5

20 очков вопрос: Первый чемпион мира по шахматам ? Вильгем Стейниц (Польша)

Слайд 6

14-й чемпион мира по шахматам? 30 очков Вопрос Владимир Крамник (Россия)

Слайд 7

40 очков Вопрос: Нынешний чемпион мира по шахматам ? Мангус Карлсон (16-й чемпион мира 22.11.2013г.Из Норвегии)

Слайд 8

50 очков В опрос Первый русский чемпион мира ? А.А.Алёхин (1927-1935, 1937-1946г.г.)

Слайд 9

10 очков Вопрос: Когда невозможна рокировка ? Ответ: 1. Когда король или ладья ходили. 2. Когда между королем и ладьёй стоят фигуры.

Слайд 10

20 очков. Вопрос Тактический прием, который парализует фигуры, то есть делает фигуры неподвижными ? Ответ: Связка

Слайд 11

30 очков Вопрос: Ход, который делают одновременно двумя фигурами ? Ответ: Рокировка

Слайд 12

30 очков вопрос: Ход, который делают одновременно двумя фигурами ? Ответ: Рокировка

Слайд 13

40 очков Вопрос: 3 способа защиты от шаха? Ответ: 1.Уйти. 2. Побить. 3.Закрыться

Слайд 14

50 очков Вопрос: Расположите названия стадий шахматной игры в порядке их наступления: Миттельшпиль. Эндшпиль. Дебют. Ответ: 1.Дебют 2. Миттельшпиль 3. Эндшпиль

Слайд 15

10 очков Вопрос Какая шахматная фигура может резко возрасти в своём звании? Пешка

Слайд 16

20 очков Вопрос Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? Конь

Слайд 17

30 очков Вопрос: Шахматная фигура, которая соединяет свойства слона и ладьи? Ферзь

Слайд 18

40 очков Вопрос: Пешка, достигнув последней горизонтали может превратиться в любую фигуру, кроме…? Короля

Слайд 19

50 очков Вопрос: Название какой фигуры с персидского языка дословно переводится как «полководец»? Ферзь

Слайд 20

10 очков В опрос: Какая страна Родина шахмат? Ответ: Индия

Слайд 21

20 очков Вопрос: В каком веке появились шахматы? В 5 веке

Слайд 22

30 очков Вопрос: Как назывались древние шахматы? Чатуранга

Слайд 23

40 очков Вопрос: Как называются шахматы по-тувински ? Шыдыраа

Слайд 24

50 очков Вопрос Что означает с персидского «шах» и «мат» ? Ответ: «Шах» – король, «Мат » – умер.

Слайд 25

10 очков вопрос Положение в партии, при котором при своей очереди хода одна из сторон не может ходить, а король не находится под шахом? Ответ: Пат

Слайд 26

20 очков вопрос Название партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура ? Ответ: Гамбит

Слайд 27

30 очков вопрос Положение в партии, при котором одна из сторон проигрывает из-за своего хода ? Ответ: Цугцванг

Слайд 28

40 очков вопрос: Кто является составителем шахматных задач и этюдов ? Ответ: Композитор

Слайд 29

50 очков вопрос: Поставьте следующие спортивные звания в шахматах в последовательности их присвоения: Гроссмейстер, Мастер спорта, Кандидат в мастера спорта, 1 разряд Ответ: 1 разряд Кандидат в мастера спорта Мастер спорта Гроссмейстер

Слайд 30

10 очков вопрос: Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «мат» ? Ответ: Х

Слайд 31

20 очков вопрос: Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «шах»? Ответ: +

Слайд 32

30 очков вопрос: Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «взятие» ? Ответ: :

Слайд 33

40 очков вопрос: Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «ход»? Ответ: -

Слайд 34

50 очков Вопрос: Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «хороший ход» ? Ответ: !

Слайд 35

10 очков В опрос: Самая главная фигура в шахматной игре? Ответ: Король

Слайд 36

20 очков В опрос Самая сильная фигура в шахматных войсках ? Ответ:Ферзь

Слайд 37

30 очков В опрос: Ценность ладьи в пешках? Ответ: 5 пешек

Слайд 38

40 очков Вопрос Ценность ферзя в пешках? Ответ: 9 пешек

Слайд 39

50 очков Вопрос Равносильные фигуры в шахматном войске ? Ответ: Конь и слон



Предварительный просмотр:

Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра»

Ондар Дусия Денеевна

учитель дополнительного образования

МБОУ СОШ №3 г Кызыла

Пояснительная записка

         Игра в шахматы занимает большое место в педагогическом процессе. Она учит детей логически мыслить, запоминать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает      память и    способность детей действовать «в уме», которая интенсивно развивается в младшем возрасте и шахматы являются тем оптимальным средством, которые позволяют развить эту способность.

           С начала 2013-2014 учебного года, как и во всех школах нашей республики, начались занятия по шахматам и в школе №3  . Обучение шахматам в школах – новое введение. И поэтому, конечно, было трудно и учителям, которые взялись за этот предмет. Занятия  ведутся по курсу «Шахматы- школе», разработанному  ученым, профессором И.Г.Сухиным. К курсу разработана программа, написан  учебник и рабочая тетрадь.  Методика обучения шахматам в школах не существовала и азы преподавания шахматной игры учителя школ, в том числе и я, получили из обучающего семинара автора учебника по шахматам  И.Г.Сухина.

         Как восприняли новый предмет в школах? Я могу сказать, с большим интересом. Цепкая память и удивительная любознательность детей позволяет увлечь их игрой в шахматы. Шахматное увлечение охватило всех учащихся, которые посещают эти занятия.

          Я стараюсь построить уроки увлекательными, чтобы ребята на уроке могли получить новые теоретические знания, а также решаем интересные логические задания, отгадываем загадки на шахматную тему и  конечно же, оставляем время для любимой игры. На занятиях расширяем словарный запас шахматными  терминами, учимся думать и составлять план действий, расширяем кругозор знаний из истории шахмат, из сегодняшней  жизни шахмат.

   Шахматная игра дарит детям радость творчества и обогащает их духовный мир. И введение шахмат в сеть расписаний школьных занятий только приветствуется.

 Внеклассное мероприятие  «Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра» составлено для детей, обучающихся по программе первого и второго года обучения. Задания и вопросы составлены с учетом имеющихся знаний, умений, полученных детьми на занятиях  внеурочной деятельности. В основном, направлено на закрепление и углубление изученных тем по программе И.Г. Сухина «Шахматы—школе». Интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, позволяет учащимся проявить эрудицию, интеллектуальные способности, развивает познавательную активность, учит диалогическому общению, развивает волевые качества.

Правила  игры: Внеклассное мероприятие составлено по форме телевизионной передачи «Своя игра». Игра состоит из 7 тем: «Чемпионы мира», «Правила игры», «Шахматные фигуры»,  «Из истории шахмат», «Тактика и стратегия», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур». Сражаются команды двух параллельных классов. Команды по очереди выбирают тему и количество очков, которое они хотят заработать. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дети отвечают на поставленный вопрос. Если ответ верный, то команда получает эти очки, а если ответ неверный, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти очки. Для подготовки ответа на вопрос командам дается 1 минута. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Образовательные цели:

  1. Расширение кругозора, углубление знаний по правилам игры в шахматы, по теории и истории шахмат;
  2. Активизация мыслительной деятельности;
  3. Повышение шахматной грамотности по нотации и теории шахмат.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь обучающихся детей;
  2. Учить детей ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы;
  3. Углубление знаний по приёмам тактики и стратегии.

Воспитательные цели:

  1. Прививать интерес и любовь к шахматной игре;
  2. Дать почувствовать красоту и очарование шахмат;
  3. Учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности.
  4. Учить детей этике шахматиста.

Используемые методы и приемы:

объяснение, пример,  соревнование, поощрение, анализ результатов деятельности, создание ситуации успеха, создание эмоционального настроя, использование дидактического материала.

 Подготовительная работа.

  1. Формируются две команды обучающихся. (название и девиз команд)
  2. Выбираются капитаны команд.
  3. Выбирается жюри из гостей для подсчета очков.

 Ход игры

1 этап – вводная часть.
2 этап – основная часть.
3 этап – заключительная часть.

Оформление.

Игра проводится в кабинете шахмат, команды располагаются за отдельными столами.

В кабинете установлена проекционная система ( проектор, экран), компьютер, электронная презентация мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

Вступительное слово учителя:

Скучно было детворе

Ранним утром на дворе.

Знаю я одну игру,

Сказал ребятам Петя,

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король—

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры название угадать!

             Лена Сухина, 9 лет ( Учебник И.Г.Сухина «Шахматы» 1 год обучения, часть 1 с.3)

- Да, действительно, эту игру называют шахматами. 

        Есть такая увлекательная игра, в которую играют и старь и млад. И в нашей школе с осени прошлого учебного года тоже преподают шахматы. А вы полюбили шахматы, дети? Да, этот кружок стал одним из любимых кружков учащихся нашей школы. Этой игре готовы посвящать всё своё свободное время многие из вас. И сегодня вы собрались состязаться в своих знаниях по теории, истории и правилам этой древнейшей игры, в которую играют во всём мире на интеллектуально-- развивающей шахматной викторине «Своя игра». 

Вам сегодня на шахматной викторине «Своя игра» предлагаются 7 тем: «Чемпионы мира», «Правила игры», «Шахматные фигуры»,  «Из истории шахмат», «Тактика и стратегия», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур». Команды по очереди выбираете тему и количество очков, которое вы хотите заработать. Помните, что вопросы усложняются по мере возрастания очков. Если команда не справится с заданием, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти же очки. Для подготовки ответа на вопрос командам дается 1 минута .Побеждает команда, которая набрала большее количество очков.

Желаю вам успехов в игре!!!

Представление команд:

Первая команда  «Будущие чемпионы»

Под девизом:

«Чемпионом хочешь стать,

Надо много-много знать»

Капитан команды 3 «а» класса

 Седен Антон

Вторая команда  « Шахматисты»

Под девизом:

«Наш девиз—шах и мат!»

Капитан команды 3 «в» класса:

Норбужук Санчаа

На доске (на экране)  главное «меню» интеллектуально-развлекательной шахматной викторины «Своя игра».

Основная часть

H:\шахматы\i.jpg

Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра» (презентация)

Темы  вопросов

Очки на вопросы

Чемпионы мира

10

20

30

40

50

Правила игры

10

20

30

40

50

Шахматные фигуры

10

20

30

40

50

Из истории шахмат

10

20

30

40

50

Тактика и стратегия

10

20

30

40

50

Шахматная нотация

10

20

30

40

50

Ценность шахматных фигур

10

20

30

40

50

  1. Чемпионы мира

Очко

Вопросы

Ответы

10

Первый официальный чемпион ТАР (Тувинской Народной Республики) по шахматам?

 Владимир  Сат (1936г)

20

Первый чемпион мира по шахматам?

Вильгем Стейниц (Польша)

30

14-й чемпион мира по шахматам?

Владимир Крамник (Россия)

40

Нынешний чемпион мира по шахматам?

Мангус Карлсон (16-й чемпион мира 22.11.2013г.Из Норвегии)

50

Первый русский чемпион мира?

А.А.Алёхин (1927-1935, 1937-1946г.г.)

2 . Правила игры

Очко

Вопросы

Ответы

10

Когда невозможна рокировка?

  1. Когда король или ладья ходили.
  2. Когда между королем и ладьёй стоят фигуры.

20

Тактический прием, который парализует фигуры, то есть делает фигуры неподвижными?

Связка

30

Ход, который делают одновременно двумя фигурами?

Рокировка

40

3 способа защиты от шаха?

1.Уйти.

2. Побить.

3.Закрыться

50

Расположите названия стадий шахматной игры в порядке их наступления: Миттельшпиль. Эндшпиль. Дебют.

1.Дебют

2. Миттельшпиль

3. Эндшпиль

  1. Шахматные фигуры

Очко

Вопросы

Ответы

10

Какая шахматная фигура может резко возрасти в своём звании?

Пешка

20

Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры ?.

Конь

30

Шахматная фигура, которая соединяет свойства слона и ладьи?

Ферзь

40

Пешка, достигнув последней  горизонтали, может превратиться в любую фигуру, кроме…

Короля

50

Название,  какой фигуры с персидского языка дословно переводится как «полководец»?

Ферзь

  1. Из истории шахмат

Очко

Вопросы

Ответы

10

Какая страна Родина шахмат?

Индия

20

В каком веке появились шахматы?

В 5 веке

30

Как назывались древние шахматы?

Чатуранга

40

Как называются шахматы по-тувински?

Шыдыраа

50

Что означает с персидского «шах» и «мат»?

«Шах»-король , «мат»-умер

  1. Тактика и стратегия

Очко

Вопросы

Ответы

10

Положение в партии, при котором при своей очереди одна из сторон не может ходить, а король не находится под шахом?

Пат

20

Название партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура ?

Гамбит

30

Положение в партии, при котором одна из сторон проигрывает из-за своего хода?

Цугцванг

40

Кто является составителем шахматных задач и этюдов?

Композитор

50

Поставьте следующие спортивные звания в шахматах в последовательности их присвоения:

Гроссмейстер

Мастер спорта

Кандидат в мастера спорта

1 разряд

  1. 1 разряд
  2. Кандидат в мастера спорта
  3. Мастер спорта
  4. Гроссмейстер

  1. Шахматная нотация

Очко

Вопросы

Ответы

10

Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «мат»

×

20

Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «шах»

+

30

Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «взятие»

:

40

Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «ход»

50

Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «хороший ход»

!

  1. Ценность шахматных фигур

Очко

Вопросы

Ответы

10

Самая главная фигура в шахматной игре

Король

20

Самая сильная фигура в шахматных войсках

Ферзь

30

Ценность ладьи в пешках

5 пешек

40

Ценность ферзя в пешках

9 пешек

50

Равносильные фигуры в шахматном войске

Конь и слон

Заключительная часть

Наша игра подходит к концу. Просим жюри подвести итоги.

Вручаем выигравшей команде «Будущие чемпионы»  приз и грамоту "Победитель интеллектуально – развивающей шахматной викторины "Своя игра".

Приз получает и команда «Шахматисты» за активное участие в игре и волю к победе.

Я хочу, чтобы каждый из вас стремился стать всесторонне развитым человеком, чтобы вы повышали свой уровень игры, шахматную грамотность.

Спасибо всем. До новых встреч!C:\Users\Позитроника\Desktop\фото0782.jpgC:\Users\Позитроника\Desktop\фото0781.jpg

C:\Users\Позитроника\Desktop\фото0772.jpg


Вывод:
C:\Users\Позитроника\Desktop\фото0789.jpg

Содержание мероприятия позволяет повышать интерес и любовь к шахматам.

На проведенном мероприятии дети  расширяют словарный запас шахматными понятиями,   повышают кругозор знаний из истории шахмат, из сегодняшней  жизни мира шахмат.

 Шахматная игра дарит детям радость творчества и обогащает их духовный мир.

Литература:

  1. И.Г. Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г  Обнинск «Духовное возрождение»;
  2. И.Г. Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г  Обнинск «Духовное возрождение»;
  3. А. Сокольский «Ваш Первый Ход» М., 1966г ;
  4. Н.П. Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл -1982г.

                             



Предварительный просмотр:

        

Министерство образования и науки Республики Тыва

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Шахматные фигуры »

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

г.Кызыла РТ                      

                                                                           

         

Тема занятия: Шахматные фигуры.

Цели занятия:

  • Закрепление пройденных тем: названия шахматных фигур, названия горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей;
  • На практике закрепляются названия фигур, их свойства;
  • Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре;
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения думать и составлять план действий, расширение кругозора учащихся;

Оборудование, дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная магнитная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы» 1 год обучения;
  • Дидактические игры «Чудесный мешочек», задания Шахматного Короля из «Шахматной шкатулки».
  • Фигура шахматного короля из плотного картона.

СЛОВАРЬ: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, белые и чёрные фигуры.

Введение в тему урока

–Сегодня на уроке мы закрепляем ранее пройденные темы, а также узнаем очень многое о шахматных фигурах, с которыми мы познакомились на предыдущем занятии.

  1. Повторение пройденного материала.

–Сегодня к нам на урок пришёл Шахматный король. Он принёс к вам на урок очень интересные задания, и тем, кто будет хорошо отвечать на уроке будет давать призы.

И первое его задание: что это? (Учитель показывает поле, затем шахматную доску). А что больше поле или шахматная доска?

 –А как показать пальчиками поле? (Дети показывают, соединив четыре пальца в виде квадрата).

–А теперь покажите горизонтали (вертикали и диагонали).

–А теперь покажите руками горизонталь (Дети имитируют самолёт,

размахнув руки в стороны)

–А теперь диагональ (Самолёт наклоняется, чтобы сделать поворот)

–А теперь покажите вертикаль (Дети поднимают руки вверх).

(Шахматный король поощряет хорошо отвечавших детей)

2)Работа над новым материалом.

 А) Задания Шахматного короля:

–Отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла»

–Конечно, Пешка! Именно она, смелая, храбрая Пешка.

–Что ещё можете сказать о пешках? Они стоят на переднем строю,

закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. И них приказ: «Только вперёд! Ни шагу назад!». И они же первыми вступают в бой и многие из них погибают в поле сражения. Но если с боем, с «синяками» и «шишками» прорвётся пешка до последней линии горизонтали шахматной доски, в награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Песня пешек:

Мы – шахматные пешки,

В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд,

Назад не знаем ход.

За нами «офицеры»,

За нами Короли,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки.

Наискосок: налево и направо

Мы «бить» имеем право.

А коль в конец доски придём, Фигуру новую берём.

 

Б) Игра «Чудесный мешочек»

–Король вам задаёт новую загадку «Стою на краю, откроют путь–

я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу» (Дети отгадывают)

–Это Ладья.

Учитель:

–Вы должны на ощупь достать из чудесного мешочка эту фигуру. (Дети достают).

–В каждом войске по две ладьи. Оценивается ладья в 5 очков, т.е. по силе приблизительно равна пяти пешкам. При записи обозначается буквой «Л». Где стоят ладьи до начала сражения? (Дети показывают: до начала шахматной битвы белые ладьи располагаются на полях а1 и h1, чёрные—на а8 и h8)

–Кто сильней, ладья или восемь пешек? (Восемь пешек). Король задаёт следующую загадку:

«Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит».

–Это слон, –отвечают дети.

Учитель: Теперь достаем из нашего чудесного мешочка на ощупь слонов. ( Дети показывают всем фигуры слонов).

Учитель:

Раньше слонов называли офицерами. Но сейчас их называют только слонами.

–А почему фигура называется слон, если нисколечки не похожа на него? –часто спрашивают дети.

–Шахматы возникли много столетий тому назад в древней стране –Индии. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде миниатюрного, маленького слоника. Но потом ее стали изображать по-иному. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось прежнее–слон.

При краткой записи эта фигура обозначается большой буквой «С» (эс). До начала игры слоны располагаются на 1-й и 8-й горизонталях, на следующих полях: белые–Сс1 и С f1, чёрные Сс8 и Cf 8. Есть чернопольные и белопольные слоны и перемещаются они по полям (диагоналям) своего цвета. Слон стоит 3 очка.

Учитель: Слушаем следующую загадку-вопрос:

«Какая самая могучая и сильная фигура в шахматах?» (Ферзь)

–В чем заключается сила ферзя?


–Он  может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Ферзь оценивается в 9 очков, т.к. он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.

Учитель:

–Слушаем следующую загадку Шахматного короля: «Какая фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?»

 –Конь, –отвечают дети.

–Да, слон и конь примерно равны по силе. Конь обозначается буквой

«К». Это очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы-наскоки весьма опасны для противника. Учитель:

–В шахматном войске есть самая главная фигура, кто это?

Дети:

–Это Король. Но как это понимать?

–Это значит, что ферзь хотя и сильная фигура, но без него игра может

продолжаться. А без короля ни в коем случае. Король руководит сражением и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телехранителей.

А теперь, давайте по порядку назовём всех шахматных фигур. А на следующем уроке мы научимся правильно расставлять фигуры в начале игры, т.е. в начальном положении.

3) ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вопросы из шахматной шкатулки:

–У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

–Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?

(Шахматное поле.)  

–Отгадываем эхо-загадки:

 Кто сидит у окошка? (Кошка)

 Что может пироги печь? (Печь)

 Кто побил виноград? (Град)

 Кто родился l-го июля? (Юлия)

Литература

1)Н.П.Шишигин  «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.

5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.

6) И.Г.Сухин  «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Ничья. Пат.»

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

г.Кызыла РТ                      

                                                                           

         

Тема занятия: Ничья. Пат.

Цели занятия:

  • Закрепление изученных тем:  «Мат», «Шах»;
  • Знакомство с понятиями «ничья», «пат»;
  • Решение дидактических заданий «Пат или не пат?»
  • Воспитание любви к шахматам;
  •  Расширение кругозора, развитие концентрации внимания, логического мышления, памяти, фантазии;
  • Развитие умения действовать «в уме», составлять план действий.
  • Обогащение словарного запаса новыми  словами, расширение знаний по теории шахмат;

Оборудование и дидактическое оснащение урока

        1.Демонстрационная доска, магнитные фигуры.

        2. Наборы шахматных фигур.

       3. Комплекты учебников И.Г. Сухина «Шахматы» 2 часть 1 год обучения.

  1. Дидактическая игра « Пат или не пат?».

Словарь: ничья, пат, детский мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос-викторина:

--Что такое шах? (Шах—это нападение на неприятельского короля)

--Какими фигурами можно объявит шах? (Ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой)

--Какими способами можно спастись от шаха?( 3 способами: 1.Король уходит из-под боя. 2. Берётся атакующая фигура. 3. Короля закрывает другая фигура. (Но при шахе конём или пешкой это невозможно)

--Что такое открытый шах? (Иногда ход делает одна фигура, а шах даёт другая, которая находится  как бы в засаде) Это открытый шах. Примеры из учебника с.38.

--Что такое двойной шах? (Это такое положение, когда делают ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры. Это двойной шах. Примеры из учебника с.38

--Что такое мат? (Это  шах,  от которого нет защиты. Мат королю—конец игре). Рассмотреть на демонстрационной доске с.44 –Белый ферзь с помощью белого короля  объявляет мат черному королю.

  1. Работа над новым материалом.

1.Введение в тему.

---Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «ничья», «пат».

--В шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнёров выигрывает (поставит мат неприятельскому королю, либо партнёры соглашаются на ничью). Раз ничья то в партии нет победителя и побеждённого.

--Есть 4 вида ничьей:

1. Ничья при обоюдном согласии партнёров.

2. Ничья при невозможности объявит мат. (Если на доске остались чёрный и белый короли, то как ни играй, мат не получится.  Учебник с.61)

3.Ничья вследствие вечного шаха (к примеру, у одного из противников остается шахматных сил намного меньше, чем у второго, но на его счастье, король противника плохо защищён своими фигурами, и удается его непрерывно шаховать. Позиция с. 61 уч. 2 часть.

4. Ничья из-за пата (пат –это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода.

Разобрать позицию на с.62 уч.2 часть.(Все позиции  поставить на магнитной доске и разбирать вместе сучащимися)

III.  Закреплениеизученного материала.

  1. Игра всеми фигурами на шахматных досках. Объявление шаха, мата. Случаи вечного шаха, мата, пата.
  2. Дидактические задания «Пат или не пат» с.63, 64  (Ответ: пат в позициях №1-3, №7-9.А в остальных позициях белые могут сделать ход).

IY. Итог урока.

--С какими новыми понятиями мы познакомились? Когда возможна ничья? Что такое пат?

Y. Домашнее задание

1.Играть дома с родителями, с друзьями.

2. Выполнить упр. На с.63-64  «Пат или не пат»

Литература

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя,  Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы»  «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

3. Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл . 19082г.;



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Шах. Двойной шах. Открытый шах.»

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

г.Кызыла РТ                      

                                                                           

         

Первый год обучения. (1 «а», 1 «г», 1 «б», 1 «в» классы).

Тема занятия: Шах. Двойной шах. Открытый шах.

Цели занятия:

  • Закрепление изученных тем: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении;
  • Король. Ход короля. Взятие;
  • Шах. 3 способа защиты от шаха;
  • Знакомство с открытым шахом и двойным шахом.
  • Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы;
  • Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.

          Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Комплекты учебников  И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть 1 год обучения;
  • Дидактические игры «Дай открытый шах»,  «Дай двойной шах»;
  • Таблицы с вопросами и вариантами ответов;
  • Загадки, задачи на шахматную тему;
  • Таблицы с шахматными терминами;

Словарь:

Шах, двойной шах, открытый шах.

1. Повторение  пройденного материала.

1) Ответы на вопросы викторины: (Вопросы оформлены в таблицах с вариантами ответов)

А) Какая страна Родина шахмат?

Б) Закончи выражение « ….  любит свой цвет».

В) Назови среди фигур  «тяжёлую» фигуру.

Г) Шахматная фигура, которая соединяет свойства ладьи и  слона.

Мы знаем, что все шахматные фигуры оцениваются в пешках.

Д) Покажите сравнительную силу коня (ладьи, слона)

2)Беседа- опрос. Чтение шахматных терминов с таблицы:

Шах. Мат. Ничья. Пат. Рокировка. Король. Ферзь.

Открытый (вскрытый)  шах.  Двойной шах.

Какие из этих терминов вам уже  знакомы? (Шах, король, ферзь). Чем похожи слова король и ферзь? (Оба  слова  обозначают шахматных фигур, оба  заканчиваются на мягкий  знак. А  буква  мягкий знак звука не обозначает). Чем особенны эти фигуры? (Ферзь- самая сильная фугура, а король –самая важная фигура. Без короля нет игры. Какой термин вам ещё знаком? (Шах).

-А что такое шах?

- Шах – это нападение на неприятельского короля. Какими фигурами можно объявить шах?

Учитель ставит на одно из  угловых полей белого ферзя, а на другое – чёрного короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзём, если ладья—это шах ладьёй, т.е. шах можно поставить  любой фигурой, кроме короля. Оставаться под шахом король не может.  Какими способами можно защититься от шаха? Спастись от шаха можно тремя способами: 1) Король уходит из-под шаха.

2) Берется атакующая фигура (Конечно, если это возможно). 3) Короля закрывает другая фигура (Это защита не годится при шахе конём и пешкой)

Рассмотрение всех трёх способов на доске и в учебниках с. 30:

  1. Король уходит из-под шаха.
  2. Взятие атакующей  фигуры.
  3. Короля закрывает другая фигура.

  1. Работа над новым материалом.

Сегодня мы научимся приёму – дать открытый шах, дать двойной шах.

( Чтение словарных слов с доски).  Открытый  (вскрытый) шах—один из хитрых приёмов шахматной партии. Игрок, который научится его применять при игре, имеет большие преимущества.

 

   Обычно шах объявляет фигура, которая делает ход. Но случается и такое положение, когда ход делает одна фигура, а шах дает другая фигура, которая находится как бы в засаде. Это открытый шах.

Демонстрация на магнитной доске случаев открытого шаха по с.38 учебника  И.Г.Сухин «Шахматы» 1 год, 2 часть.( дальше учебник)

Случается и такое положение, когда белые делают один ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры. Это двойной шах.

Демонстрация из учебника (с.38)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Выполнение дидактических заданий на с.39 «Дай открытый шах», позиции №1, №2, №3.
  2. Дидактическое задание «Дай двойной шах».
  3. Игра со всеми фигурами.

  1. Итог урока:

--Что нового узнали на уроке?

--Что значит дать открытый шах?

--Двойной шах?

Отгадайте эхо-загадки:

Кто сидит у окошка?  (Кошка)

Что может пироги печь?  (Печь)

Кто побил виноград?   (Град)

Кто  родился 1-го июля?  (Юля)

----У какого слона нет хобота? ( У шахматного)

---Что за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?

( Шахматное поле)

Литература

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя,  Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы»  «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

3. Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл . 19082г.;



Предварительный просмотр:

        

Министерство образования и науки Республики Тыва

Тестовые задания по шахматам

курса «Шахматы - школе»

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

г.Кызыла РТ    

                 

                                                                                     

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе»  за второй год обучения

I полугодие

Вариант 1

1. Какая страна родина шахмат?  

А) Россия;                                        В) Индия;

Б) Китай;                                          Г) Тува.

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 48;                                               В) 50;

Б) 64;                                                Г) 16.

3. Что такое диаграмма?              

А) Начальная позиция;                 В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры;         Г) Печатное изображение шахматной игры.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;                                         В) Ладья;

Б) Слон;                                         Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь;                                       В) Слон;

Б) Пешка;                                      Г) Ладья.

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А)  Король;                                   В) Пешка;

Б) Конь;                                         Г) Ферзь.

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон;                                       В) Пешка;

Б) Конь;                                        Г) Ферзь.

8. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль;                    В) Дебют;

Б) Эндшпиль;                            Г) Начальная позиция.

9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король;                                В) Конь;

Б) Ферзь;                                   Г) Слон.

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция;                                   В) Нотация;

Б) Дневник;                                   Г) Запись.

11. Нападение на короля называется:

А) Мат;                                          В) Пат;

Б) Ничья;                                       Г) Шах.

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;      В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие;                                     Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

А) Ничья;                                         В) Пат;

Б) Рокировка;                                  Г) Мат.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка;                                       В) Ладья;

Б) Ферзь;                                        Г) Конь.

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню;                          В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам;              Г) Пяти пешкам.

       

   

Тестовые  задания по программе «Шахматы-школе» . Второй год обучения  

(I полугодие)

   Вариант 2

1. Какая страна родина шахмат?  

А) Россия;                                        В) Индия;

Б) Китай;                                          Г) Монголия.

2. Сколько горизонталей на шахматной доске?

А) 16;                                               В) 8;

Б) 64;                                                Г) 32.

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?

А) Вертикали;                                 В) Диаграммы;

Б) Горизонтали;                              Г) Диагонали.

4.  Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;                                         В) Ладья;

Б) Слон;                                         Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь;                                       В) Слон;

Б) Пешка;                                      Г) Ладья.

6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?

А) Король;                                     В) Пешка;

Б) Конь;                                         Г) Ферзь.

7. Фигура, которая может прерватиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:

А) Конь;                                         В) Ладья;

Б) Слон;                                         Г) Пешка.

8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль;                      В) Дебют;

Б) Эндшпиль;                               Г) Начальная позиция.

9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:

А) Миттельшпиль;                     В) Дебют;

Б) Пешечный эндшпиль;           Г) Стратегия.

10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:

А) Рокировка;                                 В) Связка;

Б) Мат;                                            Г) Стратегия.

11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:

А) Мат;                                           В) Пат;

Б) Ничья;                                        Г) Вечный шах.

12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться:

А) Миттельшпиль;                      В) Дебют;

Б) Эндшпиль;                               Г) Начальное положение.

13. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка;                                       В) Вилка;

Б) Крышка;                                     Г) Тарелка.

14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?

А) Двойной шах;                            В) Открытый шах;

Б) Кованый шах;                             Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой,  для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура:

А) Стратегия;                                   В) Гамбит;

Б) Дебют;                                          Г) Комбинация.

16. Самая ценная фигура в шахматном войске:

А) Ферзь;                                         В) Король;

Б) Ладья;                                          Г) Пешка.

Литература

1) Н.П.Шишигин  «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: Просвещение 1991г.

Ответы на вопросы «Тестовые задания по программе «Шахматы-школе». Второй год обучения (I полугодие)

Вариант I                                                        

1) В

2) Б

3) Г

4) В

5) В

6) В

7) Б

8) Б

9) В

10) В

11) Г

12) А, В,Г

13) Г

14) А

15) Г

16) В

Критерии оценок:

15-16 баллов—«5»

14-12 баллов—«4»

11-8 баллов—«3»

7 и меньше—«2»

Вариант II

1)В

2)В

3)Г

4)В

5)В

6)А

7)Г

8)В

9)Б

10)В

11)В

12)Б

13)В

14)В

15)В

16)В

Критерии оценок:

15-16 баллов—«5»

14-12 баллов—«4»

11-8 баллов—«3»

7 и меньше—«2»

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе».  

Второй год обучения.(II-е  полугодие)

   1. Нынешний чемпион мира по шахматам:

а) Ананд Вишванатан                             б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен                                  г) Владимир Бузыкаев

  2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными:

         а) Жертва                                                      б) Отвлечение

         в) Атака                                                         г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

а) Ладья                           б) Слон

в) Пешка                            г) Конь

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника                       б) За ладью

в) За короля                             г) За голову

5.  Запись шахматной партии называется:

а) Запись                                         б) Нотация

в) Игра                                              в) Дневник

6.  Как оценивается  ценность шахматных фигур:

а) В рублях                                   б) В пешках

в) В долларах                                г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

а) Шах                                       б) Пат

в) Цугцванг                               в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый                            б) Линейный

в) Двойной                             г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат:

а) 1 июня                         б) 9 мая

в) 20 июля                        г) 1 сентября

10. Чемпион Республики Тыва  по шахматам среди женщин:

а) Монгуш Айлаана            б) Ондар Дусия

в) Манзырычы Херелмаа    г)Ойдуп Арсения

11. Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль                              б) Дебют

в) Миттельшпиль                        г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка                            б) Шах

в) Мат                                          г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит                                   б) Дебют

в) Эндшпиль                                г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски                   б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества     г) Отставание в развитии

15. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат                                                 б)  «Вечный шах»

в) Мат                                                 г) Ничья

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски                   б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества     г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии:

а) Слоном                            б) Конём

в) Ферзём                                г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов:

а) Тренер                               б) Судья

в) Композитор                        г) Претендент

Литература

1)Н.П.Шишигин  «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.

5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.

6) И.Г.Сухин  «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г.

Ответы на вопросы тестовых заданий по программе «Шахматы-школе»

Второй год обучения

1) А

2) Г

3) Г

4) В

5) Б

6) Б

7) В

8) Б

9) В

10) А

11) В

12) В

13) А

14) Б

15) Г

16) В

17) Б

18) В

Критерии оценок:

17-18 баллов—«5»

12-16 баллов—«4»

11-7 баллов—«3»

6 и меньше баллов—«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-развивающая игра "Остров ИНФОРКА"

Для внеклассного мероприятия. Возраст: ученики 3-4 классов, изучающие азы информатики.Цель игры: повышение познавательного интереса к информатике,  формирование культуры общения.Задачи: побу...

Интеллектуально-развивающая игра «За семью печатями» (область знаний – история)

Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников; создание условий для повышения мотивации, развития логического мышления; обобщение знаний...

Интеллектуально-развивающая игра "Рюхи"

Цель: развитие познавательной активности детей.Задачи:1.     сплотить учеников класса внутри команд на основе совместного интеллектуального творчества;2.     по...

СЦЕНАРИЙ интеллектуально-развивающей игры на английском языке DETECTIVES’ CONTEST («Соревнование детективов»)

Данная интеллектуальная игра рассчитана на учеников 5-6 классов и предназначена для развития коммуникативных навыков учащихся и повышения мотивации к изучению языка....

Интеллектуально-развивающая игра «Моя семья» на тему: «Что такое семейный бюджет?»

Пояснительная записка к выпускной работе по дополнительной профессиональной программе (повышения квалификации)  «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным ка...