Модель интеллектуально-развивающей среды по формированию исследовательской компетентности учащихся
тест по биологии

Бойчук Елена Борисовна

Формирование исследовательских компетентностей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель интеллектуально-развивающей среды по формированию исследовательской компетентности учащихся

Бойчук Елена Борисовна,

учитель биологии, МБОУ СОШ № 7, г.Оха,  Сахалинская область

Биологическое образование занимает особое место в системе  естественнонаучных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, что является основой гуманитарного мировоззрения.

Современному обществу необходима креативная, социально-активная личность,  обладающая  такими компетенциями, как умение оперативно и  рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения проблем. Всему этому может научить школьника проектно-исследовательская деятельность.

Именно в ходе исследовательской деятельности возможен выход ребенка в пространство личностного и культурного самоопределения.

        Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире всегда рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Однако традиционное образование не использует этот важнейший ресурс детской психики. Ребенок хочет знать одно, а взрослые хотят обучать его совсем другому[3]

Ключевая идея исследовательского обучения – обеспечение активной позиции ученика в педагогическом процессе, создание условий не столько для усвоения им большого объема информации, сколько для активного познания мира, использования и преобразования субъектного опыта, организации диалога, самостоятельного ответа на вопросы [1].

Это предполагает переход от традиционного изучения естественных наук в школе к «живому, заинтересованному решению проблем» [2].

Модель  интеллектуально-развивающей среды по формированию исследовательской компетентности учащихся включает такие компоненты как цель, педагогические условия, формы организации, технологический и содержательный аспекты, прогнозируемый результат, которые во взаимодействии и взаимосвязи обеспечивают образовательную деятельность по развитию исследовательских умений учащихся.  

Формирование исследовательских компетентностей наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования. Но чтобы сформировать их у учащихся, педагогу необходимо обладать определенной квалификацией, иметь теоретическую базу и практический опыт. Он должен знать основы методики, принципы и сущность проектного и исследовательского обучения, быть носителем культуры научного исследования.

Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности.

Первоначальным этапом данной  деятельности является формирование у обучающихся стремления  к поисковой активности, выявление высокомотивированных учащихся, а затем вовлечение их в активную работу по развитию способностей и интересов. Обязательно учитываются  возрастные особенности школьников, ведь мыслительные умения и навыки,  связанные с культурой устной и письменной речи, умение и навыки работы с книгой и другими источниками информации у пятиклассника и старшеклассника существенно отличаются. Важно, что в исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности.

Внедрить исследование в учебный процесс довольно сложно. Учителю трудно в рамках традиционного образования перестроить процесс обучения с репродуктивного на деятельностный. Сказывается и недостаточность времени, и большой объем материал, и недостаточная разработанность методики проведения таких уроков. Задача учителя – усилить учебный процесс исследовательской функцией, когда учащиеся ставятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания.

В урочной деятельности использую такие формы организации как:

  • урок-исследование
  • урок-лаборатория
  • урок-презентация
  • урок-экспертиза

  1. Ведущим  мотивом, побуждающим учащихся к поисковой деятельности при изучении биологии является осознание  практической значимости биологических знаний и их роли в  повседневной жизни каждого человека. Для того чтобы сформировать у каждого учащегося личные учебно-познавательные мотивы, целесообразно ставить вопрос не «что», а «для чего» необходимо изучать тот или иной материал.
  2. ФГОС ОО вводит новое понятие – учебная ситуация – это особая единица учебного процесса в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и тд. Педагог должен создавать ситуацию нехватки знаний! Создавать ситуацию постановки проблемы.
  3. Актуальным для развития интеллектуально-развивающей среды является внедрение в предметное обучение компетентносто-ориентированных заданий (КОЗ). Использование КОЗ  активизирует учебную деятельность, изменяя характер работы педагога и учащегося: позиция и характер деятельности учителя как консультанта и тьютора; работу учащихся по решению проблем, формированию и развитию компетенций.
  4. Особое значение для развития исследовательских умений имеет применение на уроках учебно-исследовательских задач и организация самостоятельной деятельности учащихся для их решения.

В процессе учебной деятельности в соответствии с потребностями учебного процесса и своими интересами я использую следующие образовательные технологии и их элементы:

  1. Личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Якиманская и др)
  2. Системно-деятельностный подход (Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.Г.Петерсон и др)
  3. Компетентностный подход (А.В.Хуторской, И.А.Зимняя и др)
  4.  Парацентрическая технология (Н.Н.Суртаева)
  5. Технология развития критического мышления
  6. Технология проблемного диалога (Е.Л.Мельникова)
  7. Проектно-исследовательская методика (П.Г.Щедровицкий, А.И.Савенков, А.В.Леонтович и др)

Во внеурочной деятельности использую следующие организационные формы:

  • исследовательская экспедиция (летняя школа для одаренных уч-ся «Ариадна»)
  • научное общество учащихся
  • элективные курсы
  • конкурсы
  • научно-практические конференции
  • опытническая работа
  • Ресурсы информационной образовательной среды (ГлобалЛаб; платформа Moodle)

В содержательном аспекте образование должно быть направлено на освоение обучающимися  логики решения проблем, расширение представлений о сущности исследовательских процедур, овладение универсальными научными методами познания окружающей действительности, эффективное использование полученных знаний в качестве теоретической основы для решения практических задач, включения в творческую деятельность, расширение социального опыта, формирование опыта самостоятельного поиска [1].

Ожидаемый результат – сформированные исследовательские компетенции: это  умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы,  давать определение понятиям, классифицировать; умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения, умения и навыки структурирования материала, работы с текстом, умение доказывать и защищать свои  идеи.

При организации исследовательской деятельности встречаются некоторые сложности:

Сложность

Причина

Педагогические приемы по разрешению сложности

Выбор темы исследования

Школьники не обладают критическим мышлением. В традиционном образовании научный материал излагается в готовом виде в качестве достоверного абсолютного знания.

Методические приемы:

  • наводящие вопросы;
  • ситуации, способствующие определению проблем;
  • «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Проблемы с самоорганизацией

Неумение школьника планировать и осуществлять собственные действия. В традиционном школьном образовании ученик не планирует свою работу, а выполняет задания учителя.

  1. Составить план-график на весь период исследования (год)
  2. Запланировать несколько промежуточных мероприятий (защита темы, защита первой главы, предзащита и т.д.)
  3. Регулярные консультации

Динамика рабочей активности в течение длительного времени (например, года)

В начале наблюдается трудовой подъем, после чего идет плавный спад, оканчивающийся кризисом. И только перед выступлением на конференции опять наблюдается повышение активности.

В разгар кризиса организовать смыслообразующие формы деятельности – экскурсии, встречи со специалистами, просмотр видеофильма по теме исследования и тд.

Выводы по работе

Даже учащиеся старших классов испытывают трудности в этой части. И здесь педагогу  приходится оказывать серьезную помощь

Общие итоги работы:

  1. Какой теме, проблеме было посвящено исследование?
  2. Каковы были цели и задачи? Выполнены ли они?
  3. Какое новое знание было получено?[4]

Презентация результатов работы

Школьники подсознательно ждут значительного результата от своей работы. Между тем, в реальных исследованиях большая часть гипотез не подтверждается, большая часть экспериментов не дает статистически значимых результатов. Это норма для науки, но трудность для школьника, который хотел бы видеть отдачу от своей кропотливой длительной работы. Часто, у учащихся снижается мотивация и пропадает интерес.

Поэтому яркое выступление на научной конференции и может быть его триумфом. Пускай не будет научного открытия, но  умение убедительно, интересно, ярко рассказать о своей работе, это тоже очень важно.

Перед публичной защитой, практикую выступление перед учащимися класса. Одноклассники, в этом случае выступают экспертами, задающими вопросы по работе.

Во-первых, есть возможность, поднять авторитет ученика, показать его исключительность, что важно для самоутверждения

Во-вторых, есть возможность подготовиться к вопросам, которые могут прозвучать на конференции.

Задача педагога в этом случае создать деловую, психологически комфортную обстановку.

Таблица 1. Некоторые сложности при организации исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету «биология». Она реализует потребности человека в активности, в новых впечатлениях, в получении информации и выступает основой познания мира, других людей, самопознания, необходимых для личностного развития. 

Используемая литература:

  1. Гелясина Е.В. Формирование исследовательской культуры личности как целевой ориентир модернизации естественнонаучного образования // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал. - М.: Народное образование, 2013. № 1. С. 11- 15.
  2. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М..: Народное образование, 2001. 272с.
  3. А.И.Савенков. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Управление образованием: научно-методический журнал. - М.: Народное образование, 2011. № 5. С. 105-114.
  4. Материалы курса «Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов»: лекция 2. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2013. – С.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

.  Идея проекта и обоснование его  востребованности  и  актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...

Формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся на уроках физики

здесь даны рекомендации для учителя по формированию учебно-исследовательской компетентности учащися на уроках физики...

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".

В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готов...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.

В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...