Что такое взятка?!
классный час (5 класс)

Бондарева Галюза Явдатовна

Классный час для 5-7 лкасов по формированию негативного отношения к коррупции. Групповая работа, обсуждение  басни "Лисица и Сурок", использование пословиц и поговорк,связанных со взяточничеством, на основе системно-деятельностного подходав, игровой форме  школьники раскрывают смысл содержания "коррупция", антинравственность, уголовно-наказуемость, осуждаемость такого социально - экономического  явления , как коррупция и его  отрицательные последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsiya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по антикоррупционному воспитанию школьников

Тема: Что такое взятка?

Автор: Бондарева Галюза Явдатовна  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Менделеевского муниципального района РТ

Тема: Что такое взятка?

Форма: классный час, с применением кейс – технологии;

Класс- 5-7 классы

Цель: формирование основ антикоррупционной нравственно – правовой культуры воспитанников;

Задачи: формирование негативного отношения к коррупции, формирование умения выражать, отстаивать, защищать гражданскую позицию в вопросах преодоления коррупции;

Организационно – психологический момент: мобилизация воспитанников  на учебную деятельность.

Учитель:У меня в руках газета «Аргументы и факты» №5 за 2016год, Статья «Взятки дорожают» - «экс-глава  (бывший) Коми  В. Гайзер  украл 1,1 млрд рублей, экс-губернатор Сахалина –А.Хорошавин – 5,6 млн долларов –они ждут решения суда!

-Объявление темы классного часа.

Вопросы: Вам интересна эта тема? Как вы думаете,  она важна для России? Для Татарстана?  Для нас?

- Именно об этом мы сегодня с вами будем думать, размышлять, обсуждать.

Проблемная ситуация: Как вы понимаете выражение: «Рыльце у тебя в пуху?»

- школьники дают ответы, которые классный руководитель  записывает на доске;

Учитель: внимание, а сейчас   инсценировка  басни «Лисица и Сурок»:

- два обучающихся разыгрывает ситуацию -  сценку из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько».

«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

- Для продуктивности классного часа: класс делится на 3-4 группы, внутри которых начинается обсуждение:

 1 группа изучает следующий текст (отрывок из басни):

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;

 2 группа получает следующий  текст (отрывок из басни):

 «…А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько».

«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху»»

3 группа получает следующий текст (отрывок из басни):

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

II.  Обсуждение:

- В чем смысл 1 части басни? – дает ответ 1 группа, с объяснениями;

-В чем смысл 2 части басни? – отвечает 2 группа, дают свои пояснения по тексту;

-В чем смысл 3 части басни? – делится своими размышлениями 3 группа,

- Можно ли верить лисе?

-Кого подразумевает под образом «Лиса» И.А.Крылов?

Задание: обсудите в группах:

- Что такое взятка?

-приведите примеры из современной жизни;

- разыграйте жизненные ситуации, связанные с взятками;

-  воспитанники  моделируют жизненные ситуации, связанные с дачей взяток.  

-   обсуждение аналогичных ситуационных моделей:  «На приеме у врача», «Трудоустройство»,  «Сдача экзаменов» и другие;

- Учитель: Как вы думаете, а взяточничество давно существует?

-Задание: каждая группа должна составить из предложенных слов – пословицу о взятках:

  • С нас взятки гладки.
  • Сами взяток не берем, и другим не даем.
  • Не подмажешь — не поедешь.

-Вопрос: А как вы понимаете смысл этих поговорок?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: взятки существовали давно, и продолжают существовать и сегодня!

-Как сегодня называется слово взятка? Какой термин используется?

-КОРРУПЦИЯ!

 Учитель:

- В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

-Вопрос: Коррупция наносит вред нашему обществу? Нам? Государству?

- Вы за или против коррупции?

  • Задание: Какая пословица подходит вам больше?
  •  Нарисуйте плакат , используя данную пословицу: «Сами взяток не берем, и другим не даем»

III. Заключительная часть

-подведение итогов, рефлексия.

Приложение 1.

Нормативно –правовая база антикоррупционного воспитания

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ  "О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 20.03.2007) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
  •  Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 "О мерах по противодействию коррупции»
  •  "Национальный план противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568)
  • Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»
  • Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов«
  • Указ Президента РФ от 22.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции»

.

Приложение 2

Учебно-методическая основа антикоррупционного воспитания:

  • К.Ф. Амиров. Антикоррупционное и правовое воспитание: учебное пособие для учащихся 10-11 классов;
  • Р.Р. Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова. Формирование антикоррупционной культуры  у школьников: учебное пособие для учащихся 10-11 классов;
  • И.В. Сафронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры у школьников: методическое пособие;
  • Л.Е. Кириллова, А.Е. Кириллов. Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...