«Мастерская доброты» Анатолия Георгиевича Алексина.
методическая разработка (9 класс)

Скаринович Светлана Дмитриевна

Сценарий тематического мероприятия в рамках гуманитарной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_dobroty.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастерская доброты» Анатолия Георгиевича  Алексина.

Оформление: плакаты 

« Хотите научиться добру и справедливости – читайте книги     А. Алексина».  « Хотите задуматься над сложностью человеческих характеров и отношений - внимательно читайте книги А.Алексина».

 «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком»

                                                    (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость, плохие дети! От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.
                                                                                                             

                                                                                                  В.С. Сухомлинский

Ход мероприятия.

На фоне музыки. Разыгрывается сценка. Включено много света.

– Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? ( спросили философа афиняне).

 - Я ищу человека.

- Кого? Его? Меня?

- Я ищу  Человека. ( ответил мудрец).

Учитель: (обращается в зал)

- Как вы понимаете слова мудреца? Какого человека ищет  Диоген?

 (Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).

Учитель: 

- А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.

- Нравственным человек рождается или становится? 

- Чтобы помочь вам сориентироваться  и ответить на этот вопрос, мы решили поговорить с вами устами литературных  героев А. Алексина, в частности, познакомить вас с героями его  повести «Раздел имущества».


(гаснет свет, свет только на сцене,  голос за сценой: « Нравственность….+ слова Тарковского+ одновременно слайд презентации Анатолий Георгиевич Алексин «Раздел имущества»). Экран поднимается, начинается действие. На сцене стол, стулья, банер с изображением камина, у него стоит отец, рассматривает, картину, бабушка сидит за столом вяжет, мама стоит у зеркала прихорашивается и только Вера, отходит от окна,  передвигается и представляет всех, вступая с ними  в диалоги).

- Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с решения личности добровольно поступиться своими интересами в пользу другого человека.
                                   Я свеча, я сгорел на пиру,
                                   Соберите мой воск поутру,
                                   И подскажет вам эта страница,
                                   Как вам плакать и чем вам   гордиться.
                                                                                        (А. Тарковский)

Вера: (произносит слова глядя в окно. После них поворачивается к зрительному залу)

- «На улице угасающее лето, оно  никак не хочет  выглядеть осенью». Меня зовут Вера. Я основное действующее лицо в этой повести, потому что все происходит вокруг меня и со мной. Я учусь в одиннадцатом классе, отличница, хожу в обычную школу, хотя врачи когда-то и думать об этом не могли. Я могу бегать и прыгать, могу говорить, даже скороговорки « Карл у Клары украл кораллы». Мое выздоровление считают уникальным.
А это моя семья, и я хочу познакомить вас с ними.(показывает на членов своей семьи).  (Подходит к бабушке) Это моя бабушка ,или мама Ася, - так я ее называю. А почему - догадайтесь. Бабушка - мой главный лекарь. Это она вылечила меня, если бы не бабушка, никакая медицина мне бы не помогла.

( Берет за руку, или кладет руку на плечо, заглядывает в глаза, потом взгляд снова обращает  в зрительный зал и призносит).  «Мне очень нравятся ее спасительные для больного человека глаза: они не подавляют сочувствием», а просто убеждают, что «ничего страшного»!!! не происходит. «Умный, всегда загорелый лоб и абсолютно белые, без малейших оттенков волосы укрепляют веру в бабушкины диагнозы и предсказания. Бабушка понимала меня с полуслова. А часто и полслова не нужно было произносить».

^ Анисия Ивановна: (произносит глядя в зал, не прерывает свое занятие, что-то шьет)

-   Зовут меня Анисия Ивановна,я  бабушка Веры, мать ее папы.

Вера:

- «Говорят, что у каждого человека в жизни должна быть цель. У бабушки со дня моего рождения цель была только одна: поставить меня на ноги. По профессии бабушка была медсестрой». Муж ее, то есть мой дедушка, погиб на войне, когда ему было 19.

^ Анисия Ивановна, Вера и её  отец:

— Вот ты не веришь, что можешь научиться читать . — А я даже не спать научилась. И ничего страшного! Все ночи проводила у постели больных.

— Все ночи?!

— Почти. Помогала им как могла. Иногда удерживала, не отпускала.

— Куда?

— На тот свет... И заодно подрабатывала.

Вера:

- Зачем ей нужно было подрабатывать, бабушка не объяснила мне. Но отец однажды сказал:

Отец:

— Чтобы я был одет не хуже других в своем классе. И питался не хуже... Чтобы в театр ходил, в кино.!!!

Вера:

- Бабушка хотела, чтобы и я была «не хуже других». Это стало ее основным желанием. Она рассталась со своей больницей.

Мама:

— Это подвиг — оставить любимое дело!  (произносит реплику, собираясь на работу)

^ Анисия Ивановна:

- Родители ее жалели, волновались и страдали, а я общалась с ней как со здоровой. Всегда ей говорила: « Ничего страшного! — Даже имя твое говорит об этом. Вера!». «Всегда стремись к вершинам, которые издали кажутся недоступными. Не интересуйся холмами». (в это время Вера внимательно слушает бабушку, смотрит на неё с уважением, любовью)

Поэтому я  просила ее принести почту с нижнего этажа, заставляла больше двигаться. Вере с большим трудом давались слова, но я бесконечно просила ее говорить со мной. Внученька меня слушалась.
И постепенно всему научилась, она стала совершенно здорова. К такому выводу пришел консилиум врачей. После этого в доме мне стало жить трудно.

Вера:

- Моя мама - Софья Васильевна, говорит всегда твердым, не терпящим возражения голосом. Поэтому с ней говорить по душам не получается. Слишком ясно в ее тоне и голосе повелительные, жесткие ноты. Пока я была больна, она в бабушке души не чаяла, называла её « добрым ангелом». Во всех ее действиях видела только положительное. Но недавно я поняла, что бабушка стала ей не нужна. Неужели моя мама руководствуется принципом: «Нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен…Нужен, пока нужен»..? То, что раньше ставилось бабушке в заслугу, теперь вызывает укор. Но ведь так можно забыть о любом подвиге, сперва воспользовавшись его результатом? Разве не так? (произносятся слова не быстро, с паузами, т.к. их обдумывает не только Вера, но и сидящие в зале)

^ Софья Васильевна: ( произносит в действии, по-прежнему собираясь на работу: то присядет, то призадумается, реплики свои бросает в зал, как бы ищет поддержку среди зрителей)

- Я работаю в организации по борьбе с загрязнением окружающей среды. Между прочим, меня называют «крепким специалистом», так как не бросаю бездумно слов на ветер и никогда не меняю свои взгляды и убеждения. Люблю порядок во всем. Для меня главное - здоровье ребенка, «поэтому я добилась, чтобы Анисия Ивановна ушла с любимой работы. Пусть ухаживает за внучкой. А мне надо работать».

- Но теперь, когда наша девочка выздоровела, необходимость в Анисии Ивановне отпала. И у  меня  и появилась мысль о разделе. «Меня раздражало то, что Вера называла бабушку «мамой Асей». Раздражало то, что дочь делилась с ней своими секретами, что она поощряла отношения девочки с хулиганом Федькой». Но главное то, что соседи именно бабушку считали матерью Веры, а не меня. Анисия Ивановна заняла в ее жизни главное место. ( с тревогой в голосе, с обидой в голосе произносит эти слова) Вера и в сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» написала именно о ней. Это было последней каплей терпения. Я подала в суд на раздел имущества.(обращается с вопросами в зрительный зал, произносит их четко, уверенно) Разве я не права? Разве я не должна была вернуть любовь своей дочери? Разве Анисия Ивановна не сама виновата?

^ Анисия Ивановна: (произносит как бы обращаясь к невестке, провожает её взлядом, та уходит на задний план сцены)

- И как мне жить теперь без Веры, внученьки моей? Они говорят мне о разъезде, разделе имущества. Но я ничего делить с ними не собираюсь. Мне уже пора на тот свет, раз здесь не нужна стала. Думаю, Вера теперь справится с трудностями сама. (хорошо бы направить луч света на бабушку?)

Вера: (произносит эти слова, разглядывая старые фото, периодически переводит взгляд на отца и обязательно в зрительный зал)

- Мой папа работает в музее экскурсоводом. На старых фотографиях он был высоким и статным. Но с годами как-то пригнулся. Согласно домашней легенде, его пригнула моя болезнь. А я думаю, что скорее сильный мамин характер заставил его изменить осанку. Музейная работа приучила папу говорить в полголоса, а при маме даже и в четверть.
Папа в юности мечтал стать художником, у него даже находили «свой стиль». Но под воздействием маминого характера он сделался «копировщиком картин». А после переквалифицировался в экскурсовода.


Папа: (переходит с заднего плана сцены вперед, говорит глядя в зрительный зал)

- Я был неплохим сыном. Уважал женщин, почитал старших, ценил друзей. Ну, а жена у меня настолько эффектная женщина, что ослушаться ее невозможно. И мама у меня хороший человек. Никто не умел так хорошо ухаживать за больными, как она. Скольких она с того света вытащила, сколько людей ей спасибо говорит!( произносит эти слова с уважением к матери, с любовью).

- Но моя жена умнее меня и сильнее по характеру. Если она решила, что надо разъехаться, так тому и быть. Не на улицу же мы ее выгоняем. Чего же здесь предосудительного? (произносит слова глядя в зрительный зал, ноты в голосе изменены- спокойствие слышится в них)

Вера: ( подходит к нему, берет за руку)  

- А это мой друг Федька. Он в меня влюбился, когда мне было тринадцать лет. Его в нашем дворе считали хулиганом. А это он меня защищал. (оправдывает друга). Если кто-нибудь позволял себе хотя бы усмехнуться по поводу моей неловкой походки или не вполне складной речи, Федька тут же обещал отыскать этого человека «по любому следу». И отыскивал. Мама, конечно, обрадовалась моему первому женскому завоеванию, но Федька ей не нравился. Да и отцу тоже. Одна бабушка считала, что многие что многие положительные герои в детстве были немножко хулиганами.
положительные герои в детстве были немножко хулиганами.

Федька:

- А вы знаете, как меня во дворе ребята прозвали? Федька-След. Думаю, всем понятно - почему. Мне, понятное дело, хочется защищать слабых, показывать себя немножко рыцарем. А Вера – замечательная девушка, не испугалась трудностей, так стремилась выздороветь, что все должны снимать шляпы перед ее мужеством. Она намного умнее здоровых своих сверстников, понимает жизнь лучше некоторых взрослых, умеет отличить добро от зла и остро чувствует фальшь.

-У меня вопрос к вам: благодаря кому она такая стала? Нужны ли современным детям бабушки и дедушки? Я думаю: нужны! Живой пример - Анисия Ивановна и Вера.

(все действующие лица собираются вокруг стола, где сидит бабушка, Вера рядом с ней, обнимает, Федька у ног бабушки; мама и папа тоже рядом, но не совсем. Между ними и бабушкой небольшое расстояние, словно раскол. Все замирают для семейного фото., учитель продолжает, свет в зале.)

Заключительное слово учителя

 - Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего Человека, встретилась Верина бабушка, Анисия Ивановна, он был бы рад этой встрече? (ответ зала)

 - Надеюсь, повесть А. Алексина, с которой  вы познакомились сегодня, не оставила вас равнодушными. Это только малая часть многогранного творчества Анатолия Георгиевича. Но о чем бы ни  писал он, все сводится к одному: жизнь едина. Только живя сам и для себя (не в обывательском, разумеется, а в высшем нравственном смысле), человек может что-то дать другим. Можно одарить другого своей радостью, богатством своей души. Но нечем одарить, если собственная душа пуста. Именно здесь, неустанно напоминает Алексин, лежит граница между добротой мнимой, между настоящим человеколюбием и далеко не бескорыстной «жертвенностью».

- Хочется верить, что уже сегодня вы будете держать в руках это произведение и узнаете, каков финал этой истории.

- Хочется верить, что уже сегодня вы задумаетесь над вопросом, кто он, главный человек в вашей  жизни?!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастерская "Доброта"

урок-мастерская...

Сообщение для родительского собрания на тему Анатолий Катц

                   Пианист, солист и художественный руководитель саратовской филармонии, заслуженный деятель искусств Росс...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Презентация к уроку по рассказам Анатолия Митяева

в презентации содержатся материалы о жизни и творчестве Анатолия Митяева, иллюстрации к рассказам  и вопросы для анализа рассказов....

Урок – мастерская по повести П.М. Столповского «Дай доброты его сердечку».

Урок – мастерская по повести П.М. Столповского«Дай доброты его сердечку»....

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...