Программа кружка "Мир логики"
рабочая программа

Николаев Владимир Михайлович

Программа кружка "Мир логики" рассчитана для обучающихся 5-7 классов с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika_nikolaevvm.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Минобразования Чувашии

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МИР ЛОГИКИ»

2017-2018 учебный год

Руководитель: Николаев В.М., учитель математики

Программа кружка «Мир логики»

Пояснительная записка.

          Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении.

          Программа кружка создана для занятий с учащимися среднего звена коррекционной школы. Курс рассчитан на 34 занятия (один раз в неделю).

        Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка,  становление самосознания,   формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию,  интеллектуальное развитие личности.

       

        Задачи кружка:

1.  Развитие логического мышления учащихся.

2.  Формирование творческих способностей учащихся.

        Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности.

 

        Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

      На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.  В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

1.

Введение в мир логики                                

2.

Числа-великаны и числа малютки.

3.

Числовые ребусы.

4.

Загадки- смекалки.

5.

Магические квадраты.

6.

Римские  цифры

7.

Математические ребусы.

8.

Занимательная геометрия

9.

 Тренируем зрительную память

10.

Анаграммы

11.

Решение комбинаторных задач

12.

Решение математических  задач с помощью рассуждений.

13.

Геометрические задачи на разрезание.

14.

Найди лишнее

15.

Палиндромы

16.

 Найди закономерность

17.

Зашифрованное слово

18.

Математические игры

19.

Решение комбинаторных задач

20.

Математические квадраты

21.

Шарады

22.

Классификация, сравнение

23.

Интеллектуальный марафон.

24.

Задачи, связанные со временем.

25.

Выделение признаков предмета

26.

Арифметические задачи, требующие особого решения.

27.

Разные задачи.

28.

Интеллектуальная разминка

29.

Интересные факты в числах.

30.

Решение олимпиадных задач.

31.

Задачи по упорядочиванию множеств.

32.

Математическая викторина.

33.

Логические задачи

34.

Подведение итогов

Литература.

1.  Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.

2.  Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000.

3.  Тихомирова Л. Ф. формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.

4.  Туркина В. М. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. Журнал «Начальная школа», №9, 2001.

5.  Соколова Т. Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2007.

Приложение1.

Занятие 1.

Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логической задачи. Математическая загадка. Логический вопрос. Задача на сообразительность.

Занятие 2.

Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Математический лабиринт. Занимательная геометрия. Вставьте числа.

Занятие 3.

Занимательный вопрос. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логических задач. Произнесите наоборот.

Занятие 4.

Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача-шутка. Задача-смекалка.

Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Занимательная задача. Какое слово лишнее?

Занятие 5.

Магические квадраты. Продолжи узор. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. Продолжи ряд. Числовая головоломка. Занимательная задача. Какое слово лишнее и почему?

Занятие 6.

Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка.

.

Занятие 7. Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Ребусы.

Занятие 8.

Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Загадки. Решение логических задач.

Вставьте пропущенные буквы.

Занятие 9.

Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача-шутка. Тренируем зрительную память.

Занятие 10.

Разминка. Тренируем зрительную память. Произнесите наоборот. Ребусы.

Анаграмма. Найти признаки предмета.

Занятие 11.

Литературная разминка. Запомни и скажи. Занимательная геометрия. Магический квадрат. Ребусы.

Занятие 12.

Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. Найди существенное. Загадка. Продолжи ряд. Занимательная геометрия. Игра «Эхо».

Занятие 13. Занимательные вопросы.

Занятие 14.

«Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. Отгадай слово.

Игра «Кто быстрее». Весёлые вопросы.

Занятие 15.

Палиндромы. Отгадай слова. «Кто быстрее». Занимательные вопросы.

Занятие 16.

«Найди закономерность». Логические задачи. «Занимательная лесенка».

«Сравнение». Загадка.

Занятие 17.

Логические задачи. «Зашифрованное слово». «Найди закономерность».

«Что лишнее?» Ребусы. «Составь предложение». Занимательная геометрия.

Занятие 18.

Математические игры.

Занятие 19.

Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать

Занятие 20.

Разминка. Найди закономерность. Игра «Наборщик». Шарада. Заполни квадрат словами. «Превращение слов».

Занятие 21.

Ребусы. «Зашифрованное предложение». Логические задачи. «Что лишнее?»

Занятие 22.

«Классификация». «Сравнение». «Найди закономерность». Загадки.

Занятие 23.

Упражнение «Пары слов». Упражнение «Что лишнее?». Ребусы.

Логические задачи.

Занятие 24.

Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам.

«Зашифрованное слово».Игра «Поиск». Синонимы.

Занятие 25.

Выделение признаков предметов. Выделение существенных признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». Игра «Слова». Заполни квадрат.

Занятие 26.

Игра «Змейка». «Зашифрованное слово». Шарады.

Занятие 27.

Игра «Змейка». Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск». Игра «Слова».

Занятие 28.

Классификация. Игра «Допиши слова».

Занятие 29.

Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово.

Занятие 30.

Игра «Прочитай поговорку». Занимательная геометрия. Анаграммы.

Палиндром. Игра «Слова». Игра «Угадай профессию».

Занятие 31.

Игра «Спрятанная поговорка» .Игра «Слова».Лишнее слово. Загадки.

Занимательная геометрия. Занимательные вопросы.

Занятие 32.

Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра «Слова».

Занятие 33.

Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.

«Спрятанная поговорка».

Занятие 34.

Диагностика степени владения логическими операциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа ДО "Логика"

В основе лежит переработанная и дополненная программа Горячева А.В. по информатике. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8 - 10 лет и рассчитана на 3 года....

Образовательная программа "Интеллект. Логика. Развитие"

Авторская образовательная программа. В качестве базовой может быть использована тренерами по интеллектуальным играм....

Рабочая программа по логике 8 класс

Курс логики 8 класса включает следующие темы:введение в математическую логику; логические операции; законы алгебры логики; кванторы и др....

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

Программа курса "Логика в информатике"

При изучении данного курса учащиеся получат возможность получить представления и расширить свои знания о предмете логики.  Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с вы...

Программа курса «Логика» (научно – познавательное направление) 1, 2 класс

Программа «Логика» реализует познавательное направление в блоке универсальных действий во внеурочной деятельности в 1 и во 2 классах в рамках апробации федерального государственного образовательного с...

презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"

Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...