Рабочая программа по логопедии (ВНД)
рабочая программа (5 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

 

Программа по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных лексико-грамматическим недоразвитием речи разработана   в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, а также на основе основной образовательной программы предмета «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с нормативно-правовыми документами.

 

1. Целями и задачами логопедических занятий в основной школе являются:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Рабочая программа реализуется в классах коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья, которых отличает: неспособность к длительной концентрации внимания, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, нарушение эмоционально-волевой сферы. В связи с этим на логопедических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:

1.         Формирование языкового анализа и синтеза при анализе состава предложения и места слов в нем.

2.         Расширение номинативного словаря при составлении, редактировании предложений, текста.

3.         Расширение, уточнение, систематизация словаря, его обогащение фразеологическими и сравнительными оборотами.

4.         Воспитание интонационной выразительности речи при составлении связного высказывания, при чтении, пересказе.

5.         Развитие лексико-грамматического строя языка при составлении словосочетаний и предложений.

6.         Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказов, пересказов.

7.         Формирование навыков осознанного письма при списывании, выполнении самостоятельной работы, при написании диктанта.

8.         Развитие умения работать по алгоритму при составлении рассказа, пересказа.

9.         Развитие коммуникативных умений при ответах на вопросы, при ведении дискуссий.

10.       Развитие слухового восприятия через словесные инструкции, диктанты.

11.       Активизация познавательной деятельности.

12.       Повышение уровня умственного развития учащихся с задержкой психического развития.

13.       Развитие, совершенствование высших психических функций.

14.       Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

15.       Социально-бытовая адаптация учащихся с задержкой психического развития.

Программа рассчитана на 1 раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_vd.doc259 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

Приложение к АООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Логопедия»

 для 5 классов

Срок реализации 1 год

Составитель:

Оганесян С. Г., учитель-логопед.

Магнитогорск

Пояснительная записка

Программа по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных лексико-грамматическим недоразвитием речи разработана   в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, а также на основе основной образовательной программы предмета «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с нормативно-правовыми документами.

1. Целями и задачами логопедических занятий в основной школе являются:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Рабочая программа реализуется в классах коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья, которых отличает: неспособность к длительной концентрации внимания, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, нарушение эмоционально-волевой сферы. В связи с этим на логопедических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:

1.        Формирование языкового анализа и синтеза при анализе состава предложения и места слов в нем.

2.        Расширение номинативного словаря при составлении, редактировании предложений, текста.

3.        Расширение, уточнение, систематизация словаря, его обогащение фразеологическими и сравнительными оборотами.

4.        Воспитание интонационной выразительности речи при составлении связного высказывания, при чтении, пересказе.

5.        Развитие лексико-грамматического строя языка при составлении словосочетаний и предложений.

6.        Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказов, пересказов.

7.        Формирование навыков осознанного письма при списывании, выполнении самостоятельной работы, при написании диктанта.

8.        Развитие умения работать по алгоритму при составлении рассказа, пересказа.

9.        Развитие коммуникативных умений при ответах на вопросы, при ведении дискуссий.

10.        Развитие слухового восприятия через словесные инструкции, диктанты.

11.        Активизация познавательной деятельности.

12.        Повышение уровня умственного развития учащихся с задержкой психического развития.

13.        Развитие, совершенствование высших психических функций.

14.        Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

15.        Социально-бытовая адаптация учащихся с задержкой психического развития.

Программа рассчитана на 1 раз в неделю.

2.  Общая характеристика логопедических занятий

Программа содержит:

-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание логопедических занятий в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать  коммуникативные намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на логопедических занятиях предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся -формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На логопедических занятиях уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

 

 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как  науке;  формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования преставлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Важнейшим направлением в работе учителя-логопеда является формирование навыков грамотного письма и развития речи.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. 

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой.

 

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Логопедические занятия направлены на формирование коммуникативной, языковой и  лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Материал логопедических занятиях по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография.

Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем логопедических занятиях проводится в два этапа.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

3. Личностные, метапредметные, предметные результаты на логопедических занятиях

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы коррекции письменной и устной речи на логопедических занятиях являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы логопедических занятий являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы логопедических занятий являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

5) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 5. Графика

            Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 6. Морфемика и словообразование.

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Проведение морфемного разбора слов.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 7. Лексикология и фразеология.

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.        

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Раздел 8. Морфология.

 1.Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 9. Синтаксис.

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 10. Правописание: орфография и пунктуация.

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

  Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

 Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Раздел 11. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества,- в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет

Планируемые результаты освоения учебного курса «Логопедии»

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий.

Тема учебного занятия

Деятельность  обучающихся

Планируемые результаты

Коррекционная работа

Предметные

Личностные

Познаватель

ные

Коммуникативные

Регулятивные

Развитие ВПФ

Развитие речи

Обследование

Стили речи.

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;

устанавливать причинно-следственные связи;

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом «вести диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя)

планировать пути достижения целей

Обогащение словарного состава  при использовании в речи вежливых слов.

Развитие внимания при использовании в речи вежливых слов.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 

Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

Уметь правильно писать слова с непровер. и проверяемыми безударными гласн. в корне слова, подбирать проверочные слова.

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

устанавливать причинно-следственные связи;

учить делать выводы в результате совместной работы всего класса о правописании безударных гласных в корне слова

учиться критично относиться к собственному мнению  

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Расширение и уточнение словарного запаса на материале словарных слов.

Развитие внимания и памяти при проверке слов по словарю.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Формировать рефлексивность (осознанность и обоснованность) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Расширять и обогащать позитивный опыт совместной деятельности и форм общения со сверстниками

в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Расширение словаря при использовании слов с данной орфограммой.

Развитие логического мышления при выполнении осложнённого списывания.

Части речи.

Глагол.

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся  к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приемы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном предложении. Пишут сочинение.

Уметь определять имена сущ, прил, глагол, нареч;употреблять Ь во 2-м лице глаголов наст. и будущ. вр.

оценивать важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Закрепление правил дыхания при речевой разминке.

Развитие умения действовать самостоятельно при работе с текстом.

Имя существительное.

Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имен существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

Уметь определять род, число, падеж имён существительных

формировать адекватное понимание  причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

учиться ставить проблему, аргументировать её актуальность;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

планировать пути достижения целей

Развитие связной речи при заучивании правила наизусть.

Развитие аналитического мышления при выполн. Распределит. диктанта.

Имя прилагательное.

Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.

Уметь изменять прилагательное по родам, числам, падежам; согласовывать имена прилагательные с именами сущ.

осознавать мотивы учебной деятельности.

формировать умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Развитие лексико-грамматического строя при составлении предложений.

Развитие творческого мышления и воображения на основе составления предложений.

Местоимение.

Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведенных в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения.

Уметь находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число.

объяснять, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу»(результаты).

Формировать умение выделять закономерность

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Развитие монологической речи при пересказе текста.

Развивать и тренировать зрительную память при работе с текстом.

Обучающее сочинение-описание «Любимая улица родного города»

Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают  к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

Уметь определять основную мысль текста.

формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении текста.

Развитие творческого воображения при составлении текста.

Словосочетание.

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией - составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.

Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово.

формировать способность к оценке своей учебной деятельности;

давать определение понятиям;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Обогащение словарного запаса при использовании в речи новых слов.

Развитие творческого мышления и воображения при конструировании словосочетаний.

Предложение.

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.

Уметь находить грамматическую основу предложения.

принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения

Формировать умение выделять закономерность

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Развитие точности и разнообразия лексики при конструировании предложений.

Развитие памяти при запоминании порядка нахождения грамматической основы.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Различают распространенные и нераспространенные предложения. Составляют нераспространенные предложения и распространяют их однородными членами.

Уметь находить в предложении второстепенные члены.

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

формировать умение ориентироваться в системе своих знаний и осознавать необходимость нового знания

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Развитие монологической речи при составлении предложений.

Развитие мышления при нахождении грамматической основы предложений.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.

Уметь составлять предложения с однородными членами.

формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

учиться ставить проблему, аргументировать её актуальность;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, средства ИКТ).

Обогащение словарного запаса при использовании в речи новых слов.

Развитие мышления и внимания при составлении предложений с однородн. членами.

Обучающее изложение «Мой друг»

Пишут изложение – описание. Доказывают принадлежность текста к определенному стилю. Составляют план текста.

Умение писать письмо.

формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

владеть грамотной письменной речью

самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления.

Воспитание интонационной выразительности при составлении текста.

Развитие творческого воображения при написании письма.

Прямая речь.

Выделяют а предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь)

Уметь правильно ставить знаки препинания при прямой речи

принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения

Формировать умение выделять закономерность

владеть грамотной письменной речью

в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Развитие связной речи при составлении предложений с прямой речью.

Развитие логического

мышления при сост. схем к предложениям с прямой речью.

Диалог.

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картине.

Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге.

формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

учиться критично относиться к собственному мнению  

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Развитие выразительности речи при выразительном чтении по ролям.

Развитие творческого мышления при составлении предложений

Обучающее сочинение-рассуждение «Кем бы я хотел быть».

Пишут сочинение-рассуждение. Доказывают принадлежность текста к определенному стилю. Составляют план текста.

Уметь редактировать текст ученика; письменно описывать предмет.

иметь эстетические потребности, ценности и чувства.

формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

учиться критично относиться к собственному мнению;

владеть грамотной письменной речью

 

составлять план выполнения задач;

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, средства ИКТ)

Развитие выразительности речи при художественном описании предмета.

Развитие воображения при описании предмета.

Однозначные и многозначные слова.

Различают однозначные и многозначные слова.

Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально - смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.

Уметь определять, в каком лексич. значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексич. значения многозначного слова.

формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

давать определение понятиям

учиться критично относиться к собственному мнению  

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Развитие разнообразия и точности  речи при работе с толковым  словарём.

Расширение семантических полей при изучении многозначности слов.

Развитие умения сосредотачивать внимание на объекте при работе со словарем.

Имя существительное как часть речи. Склонение существительных.

Определяют  имя  существительное  как  самостоятельную  часть  речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Опознавать существительное среди других частей речи

формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

формировать способность к оценке своей учебной деятельности

давать определение понятиям;

Освоение  приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование навыком осознанного письма при написании диктанта.

Развитие умений действовать самостоятельно и осознанно.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые,

собственные и нарицательные.

Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Разграничивать имена собственные и нарицательные; правильно их писать.

оценивать важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Развитие интонационной выразительности при чтении стихотвор. текста.

Коррекция и развития распредел. внимания в работе с диктантом.

Падеж имен существительных.

Определяют падеж существительных.

Различать падеж существительных.

оценивать важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Развитие интонационной выразительности при чтении стихотвор. текста.

Коррекция и развития распредел. внимания в работе с диктантом.

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие прилагательные.

Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.

формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказа по плану.

Развитие творческого воображения при составлении предложений.

Обучающее Сочинение-описание «Вид из моего окна».

Воспринимают описание природы. Пишут сочинение-описание.

Умение пересказывать текст-описание.

развивать экологическое сознание;  

признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

владеть грамотной письменной речью

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, средства ИКТ)

Развитие точности и разнообразия лексики при излож. текста.

Развитие слухового внимания при написания излож.

Глагол как часть речи. Виды глагола.

Определяют  морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Усваивают правило написания не с глаголами.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи.

Формирование умения употреблять глаголы в речи. Применять правило написания не с глаголами.

формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Формирование навыков осознанного письма при списывании.

Развитие умения действовать самостоятельно при списывании.

Время глагола.

Определяют время глагола.

Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.

Определять временные формы глаголов.

Распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-;

Употреблять в речи глаголы прошедшего времени.

принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Формирование языкового анализа при анализе предложения.

Развитие слухового внимания при написании диктанта.

Спряжение глаголов.

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

Владеть способом определения спряжения.

объяснять, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу»(результаты).

учиться устанавливать аналогии;

учиться выполнять универсальные логические действия - выстраивать логическую цепь рассуждений.

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.)

самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления.

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказа.

Коррекция и развитие слуховой памяти при составлении рассказа.

Спряжение глаголов.

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

Владеть способом определения спряжения.

объяснять, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу»(результаты).

учиться устанавливать аналогии;

учиться выполнять универсальные логические действия - выстраивать логическую цепь рассуждений.

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.)

самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления.

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказа.

Коррекция и развитие слуховой памяти при составлении рассказа.

Обучающее сжатое изложение «Муравейник»

Написание сжатого изложения.

Навыки написания сжатого изложения

иметь эстетические потребности, ценности и чувства;

учиться осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

владеть грамотной письменной речью

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Развитие лексико-грамматического строя языка при работе с текстом.

Развитие и коррекция слуховой памяти при написании изложения.

Правописание

 –ТСЯ и

ТЬСЯ в глаголах.

Усваивают правило написания -тпся и -тпъся в глаголах.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть.

Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу; правильно произносить и писать эти глаголы.

осознавать мотивы учебной деятельности.

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Формирование навыков осознанного письма при написании диктанта.

Развитие слухового внимания при диктовке.

Морфологический разбор глагола.

Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог.

Выполнять морфологический разбор глагола.

формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

формировать умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Развитие умения работать по алгоритму.

Развитие умений действовать самостоятельно.

Обучающее сочинение-рассуждение «Как бы я хотел провести летние каникулы»

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения.

Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Пишут сочинение-рассуждение.

Находить в рассуждении утверждение и доказательства

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении текста.

Развитие умений действовать самостоятельно.

Обследование

Всего 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма

В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со с...

Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.

Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....

Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.

Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

Адаптированная рабочая программа по логопедии с учащимися с ОВЗ

Данная программа расчитана для работы с учащимися начального звена для проведения подгрупповых занятий. Она используется для работы с учащимися со сниженным интеллектом школы VIII вида....