«Развитие самостоятельной творческой активности воспитанников в рамках ФГОС в учреждениях дополнительного образования» ( из опыта работы ).
статья

Татьяна Александровна Малышева

Опыт работы в творческом объединении. Дополнительное образование. Дети. Воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_malysheva_fgos.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельной творческой активности воспитанников в рамках ФГОС в учреждениях дополнительного образования» ( из опыта работы ).

     

       

         В начале своей статьи, мне хотелось бы процитировать академика высшей школы города Екатеринбурга Меренкова: «Сегодня в процессе воспитания необходимо делать основной упор на формирование у ребёнка с раннего детства ориентации и способности к самовоспитанию, по скольку только самостоятельно регулируя свои желания, стремления, поступки, можно обеспечить активное приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира…».

Обо всём этом говорилось, когда разговор шёл о национально-образовательной инициативе «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы образования страны и призванная решать глобальные задачи, одна из которых заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. В связи с этим в учреждениях дополнительного образования необходимо создать такие условия для воспитанников, которые смогут обеспечить стимулирование их творческой активности, развитие фантазии и воображения, формирование у них устойчивого интереса к различным видам искусства, в моём случае к декоративно-прикладному искусству. Поэтому главная задача педагога состоит в умелой организации учебно-воспитательного процесса для формирования ключевых компетенций воспитанников.

В моём объединении занимаются дети из разных учебных заведений и семей с различным социальным статусом. Поэтому я осуществляю дифференцированный подход и использую методы личностно-ориентированного обучения. Особое внимание уделяется всестороннему развитию и совершенствованию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.

 Учебной программой предусмотрены задания, как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности.

Воспитанники объединения в логическом порядке учатся приёмам и навыкам, необходимым для изготовления конкретного декоративного изделия.

Изучение каждой темы сопровождается практическими знаниями, конкурсами на лучшую работу, зачётами, мини-выставками, дидактическими и сюжетно-ролевыми играми.

К примеру, сюжетно-ролевая игра «Я – руководитель мастерской». В ходе этой игры дети проявляют свои организаторские способности, собранность, у них вырабатывается умение общаться, исчезает закомплексованность. Дети чувствуют свою значимость и стараются быть лучше.

Дети, овладевшие навыками изготовления цветов, назначаются консультантами и помогают другим детям.

Подобные формы занятий позволяют определить уровень развития способностей воспитанников и прочность их знаний, помогают формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышают их самооценку.

Диагностика умений и навыков за последние два года показала, что у 86% детей повысился уровень умений и навыков работы с бумагой и ножницами, 72% освоили технику работы с канцелярским ножом и инструментами.

В районных, городских и областных выставках народного творчества принимают участие 92% воспитанников объединения.

Большинство детей уже по истечении первого года занятий в объединении выполняют творческие работы по самостоятельно выбранным эскизам.

Второй год обучения посвящён в основном самостоятельным творческим работам. Закрепление умений и навыков происходит непосредственно при выполнении цветочной композиции. Занимаясь в объединении в течение двух лет каждый из воспитанников способен изготовить не менее двадцати декоративных изделий: цветов, цветочных композиций, панно, вазочек, шкатулок, букетов из бумаги или ткани.

В государственной программе «Об образовании и развитии инновационной экономики. Внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» говорится о том, что содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования современно-коммуникационных технологий, что приведёт к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность воспитанников.

В течение последних двух лет в связи с расширением технических возможностей учреждения мы занимаемся разработкой и апробированием технологических алгоритмов, распечатываем инструкции и предоставляем их воспитанникам для самостоятельной работы на занятиях объединения или дома.

Также на занятиях используем показ слайдов с более подробными объяснениями и демонстрацией выполнения тех или иных приёмов.  На практике это выглядит так: перед нами фото одной из операций технологического алгоритма.  Это,  на  пример  изготовление фона, показано в какой последовательности надо выполнить операции. Дети выполняют самостоятельно, я контролирую и направляю процесс в нужное русло.

Активные методы обучения раздвигают границы технологического обучения и способствуют индивидуальному развитию личности каждого ребёнка.

При организации работы в объединении,  нельзя забывать о её эстетической и эмоциональной сторонах. Трудовая деятельность в объединении располагает большими возможностями для формирования у детей эстетического вкуса, чувства формы, цвета, материала. Нужно добиваться от воспитанников не только и не столько количественных показателей в труде, но и качественной работы, эстетической привлекательности её результатов.

Эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и личностно-ориентированного подхода. Лишь результативная работа вызывает у детей трудовую активность, приносит им удовлетворение и формирует у них положительное отношение к труду.

Чтобы добиться результатов, мы, педагоги, должны иметь важное педагогическое умение – общаться с детьми, уважительно относиться к их интересам и возможностям.

Дополнительное образование обладает такими преимуществами как гибкость, разнообразие и доступность, а каждый воспитанник получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях. Возможно, что некоторые учащиеся выберут педагогическую деятельность, возможно они вообще не станут профессиональными педагогами, но дополнительное образование поможет им найти интересное дело в жизни, социально, профессионально и личностно самоопределиться.

Педагог дополнительного образования первой категории, руководитель объединения «Декоративное искусство» МБУДО ЦДОД г. Тамбова

 Малышева Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование худ...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...